Вышел из печати сборник "Гнесинские педагогические школы: история и современность" по материалам конференции, прошедшей в РАМ имени Гнесиных в 2019 году.
Предлагаем Вашему вниманию вошедшую в сборник статью В. В. Троппа, кандидата искусствоведения, директора нашего музея в 1996-2017 гг. 

(Гнесинские педагогические школы: история и современность: Сб. статей по материалам Второй Международной научно-практической конференции 27-28 февраля 2019 года / РАМ им. Гнесиных. - М.: Пробел-2000, 2020. - С. 162-175)

Гнесинские педагогические школы.jpg

Мемориальный музей-квартира Ел. Ф. Гнесиной

как школа гнесинских традиций и исторической памяти

В истории Гнесинской академии и всех Гнесинских учебных заведений Мемориальный музей-квартира Ел. Ф. Гнесиной занимает особое, весьма значительное место. В год пятидесятилетия деятельности музея представляется важным обозначить роль этой особенной институции внутри Российской академии музыки имени Гнесиных и рассказать о его деятельности, являющей собой длительный коллективный опыт различной культурно-образовательной работы.

(Подробно история музея в первую половину его деятельности изложена в статье: Риттих М. Э. К истории Мемориального музея-квартиры Е. Ф. Гнесиной // Записки Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной. Маргарита Эдуардовна Риттих. М., 2019. С. 120-149. См. также: Мемориальный музей-квартира Ел. Ф. Гнесиной // Музыкальные музеи России. Энциклопедический справочник. М.: Композитор, 2017. С. 33-39.)

Музей отнюдь не ограничивает свое предназначение чисто музейной функцией (то есть, в первую очередь, хранением фондов и их представлением), но в полной мере выполняет и архивную, и научную, и просветительскую, и, в конце концов, педагогическую миссию, что и позволяет применять к нему понятие "школа".

Уникальность музея была предопределена уникальностью как самой семьи Гнесиных, состоявшей из людей со столь богатыми и разнообразными талантами, так и созданных ими учебных заведений. Широта общественной деятельности Гнесиных, их деловые и личные связи охватывали практически всю культурную среду страны и представляли, таким образом, большой исторический пласт. Грандиозный масштаб личности Елены Фабиановны Гнесиной не имеет прямых аналогий в современную ей эпоху. Все это, уже в момент создания музея, отразилось в его фондах, где наибольшую часть составляет личный архив Ел. Ф. Гнесиной. Тематика музея, таким образом, сразу включала, по меньшей мере, три направления: это изучение и презентация деятельности самой Елены Фабиановны, семьи Гнесиных и Гнесинских учебных заведений — конечно, в широком историческом контексте.

В то же время и само функционирование музея было и остается уникальным. Это единственный в Москве мемориальный музей-квартира внутри вуза, находящийся в том же здании, и, при этом, сохраняющий прижизненную обстановку. Но до сих пор далеко не все педагоги и сотрудники Академии представляют себе, что маленький музей выполняет абсолютно все виды работ, которые имеются в крупных музеях (и, чаще всего, только в них). Однако, как раз в этом — еще одна уникальная особенность музея, заложенная в необычности его содержания (как в вещественном, так и в понятийном смысле). Еще на торжественном открытии музея А. И. Хачатурян делился своими соображениями о его будущем предназначении, говоря о том, что не только чисто музейная, но и творческая музыкальная деятельность, и участие в учебном процессе, вероятно, должны оказаться в центре его устремлений. И действительно, по сей день здесь реализуются такие формы работ, как фондовая (и архивная), экспозиционная, научно-исследовательская, историко-просветительская и экскурсионно-просветительская, учебная, а также — проведение творческих мероприятий. Разумеется, часто эти направления сочетаются.

Как такое стало возможным, учитывая хотя бы тот факт, что первые два десятилетия музей работал исключительно на общественных началах? Ведь, пользуясь принятой сегодня терминологией, все его сотрудники были волонтерами (в этом качестве некоторые работали вплоть до настоящего времени). Но всех "общественников" отличало то, что они являлись педагогами-гнесинцами, воспитанниками Гнесинских учебных заведений и представляли Гнесинскую педагогическую Школу. Такое преобладание гнесинцев оставалось и во все последующие периоды. Благодаря их высокому профессионализму, самоотверженности и преданности Гнесинскому делу, желанию сохранить и донести до следующих поколений традиции Гнесинского Дома, все виды работ были поставлены на должный уровень.

Главный инициатор создания музея и его руководитель в течение 25 лет Маргарита Эдуардовна Риттих не только имела большую педагогическую нагрузку, но и была заведующей кафедрой истории музыки Института имени Гнесиных (экскурсии, проводившиеся ею в музее, содержали богатейший исторический материал и оставляли неизгладимое впечатление и у студентов, и у всех остальных посетителей). Важную роль сыграли профессиональный опыт (в том числе и музейной работы) и организаторский дар М. Э. Риттих. Нельзя не вспомнить о том, что она руководила работой Дома-музей П. И. Чайковского в Клину в самый тяжелый период — с 1941 по 1945 год, когда музей оказался на грани уничтожения фашистскими оккупантами и затем был героически восстановлен.

(В настоящее время выпущен сборник, целиком посвященный М. Э. Риттих: 

Записки Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной. Маргарита Эдуардовна Риттих / Сб. статей и материалов. М., 2019. 184 с. В нем приводятся и свидетельства о работе Дома-музея П. И. Чайковского в дни войны.)

М. Э. Риттих сразу же привлекла к работе в музее и своих учеников-музыковедов. В дальнейшем студенты регулярно оказывались в числе его постоянных сотрудников.  Таким образом, образовательное значение музея выявилось с самого начала его работы.

Тогда же началась и собственно учебная деятельность, которая и дальше включала как строго регламентированные занятия (в соответствии с учебными планами), так и предлагаемые музеем нерегламентированные (или факультативные), но адресованные именно учащимся. М. Э. Риттих, поручая своим студентам отдельные работы в музее, тем самым создала возможность для проведения учебной музейной практики для музыковедов. Это были экскурсионная и фондовая (работа с архивами и мемориальной библиотекой) практики. В первые же годы их прошла П. Е. Вайдман, ставшая впоследствии крупнейшим специалистом-текстологом, архивным работником, многие годы являвшаяся главным авторитетом в Доме-музее П. И. Чайковского в Клину (и среди отечественных исследователей П. И. Чайковского). Начало ее многолетнему музейному опыту положила именно эта первая практика. Одновременно с П. Е. Вайдман данную практику проходили И. М. Ромащук, К. А. Нефедова (Правдолюбова), В. А. Корешкова, чуть позже – Т. Н. Красникова (Магницкая). Эти занятия являлись свободным выбором студентов, и в них могли участвовать не только музыковеды: так, экскурсионную практику проходила певица, в будущем профессор РАМ имени Гнесиных Е. И. Шевелева. Почти весь срок своей студенческой жизни занималась описанием музейных фондов музыковед, в дальнейшем главный редактор журналов "Музыкальное просвещение" и "Мир гитары" И. Ю. Бельская. Фондовой практикой занимался и целый ряд других студентов, тем самым внося свой вклад в долгий и непростой процесс описания коллекций: ведь при создании музея в его фонды было принято всё, находившееся в квартире Ел. Ф. Гнесиной, без всяких описей.

А с 1994 года кафедрой истории музыки была установлена обязательная архивно-библиографическая практика для всех студентов-музыковедов. Ее бессменно ведет доцент Ю. В. Васильев – компетентнейший специалист в этой сфере. Трудно даже подсчитать, сколько студентов занимались под его руководством и приобрели ценные навыки работы с нотными материалами и архивными источниками. Причем в течение десяти лет студенты описывали и многие еще не учтенные материалы, таким образом, оказав сотрудникам музея важную помощь в работе с фондами. В 1994/95 учебном году, заинтересовавшись возможностью работы с описываемыми впервые коллекциями, на практику в музей были направлены студенты РГГУ (историко-архивного института и факультета архивного дела), которые занимались описанием фондов в течение семестра.

Некоторые студенты готовили свои дипломные работы на основе архивных фондов музея, а аспиранты и соискатели использовали их материалы в диссертациях. Отметим несколько работ, в наибольшей степени основанных на музейных материалах: это диплом музыковеда И. Алмазовой (2011), дипломные рефераты хормейстера Э. Астафуровой (1998) и пианистки Т. Стрельниковой (2005).

В 1995 году профессор Н. В. Заболотная ввела постоянную практику написания курсовых работ по истории русской музыки студентами-музыковедами на основе архивных материалов, хранящихся в музее  (по их выбору). Таких работ было много, а лучшие из них даже были представлены в виде докладов на Гнесинских чтениях, а также опубликованы в сборниках "Записки Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной".

(В Научно-вспомогательном фонде музея хранится 38 курсовых работ (ММКЕлФГ, НВФ, оп.5, №№ 8-45). Опубликованы: Краткий обзор литературы, посвященной М. Ф. Гнесину (сост. Е. В. Борисова); Письма А. Т. Гречанинова к сестрам Гнесиным (публикация и комментарии Н. Н. Курчан и Г. Н. Лавро); Ахматова О. В. Григорий Фабианович Гнесин (по сохранившимся архивным материалам) // Гнесинский исторический сборник. К 60-летию РАМ им. Гнесиных: Записки Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной. Вып. 1. М., 2004; Кожанова (Киндюхина) Е. А. Материалы о петербургских композиторах М. О. Штейнберге и Ю. Л. Вейсберг в фондах Музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной // По страницам Гнесинских чтений: Записки Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной. Вып. 3. М., 2018.)

Кроме того, Н. В. Заболотная инициировала участие студентов в сборе биографических и иных материалов (о кафедрах, отделах, лабораториях) по истории Академии. Потребность в такой работе чрезвычайно велика и по сей день. Студентам поручались, в частности, интервью с педагогами-ветеранами (часть из них сохранилась в виде аудиозаписей); некоторые из собранных материалов были использованы в книгах, подготовленных музеем.

(Гнесинский Дом. Летопись военных лет. Посвящается 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. М., 2010; Гнесинский Дом. История учебных заведений. М., 2015.)

Последняя инициатива музея в этом направлении – проходивший в преддверии 75-летия Академии и 50-летия музея первый конкурс творческих работ "Мой педагог - гнесинец" (при поддержке ректора и студенческого совета Академии).

К совсем другому типу работы со студентами относился разработанный мною курс лекций "История учебных заведений имени Гнесиных и музыкального образования в Москве" (2005–2009). Этот курс читался для первокурсников всех факультетов по решению Ученого совета Академии. Он был задуман как некое "введение в историю" и состоял из нескольких лекций, а также включал знакомство с наиболее ценными экспонатами из фондов музея и встречи со старейшими педагогами-гнесинцами (наиболее интересные и ценные по своему содержанию встречи, к сожалению, не записанные, прошли с участием И. Ф. Пушечникова, Б. Л. Кременштейн и Л. А. Поповой). Курс был включен в обязательный учебный план, в то же время его краткость скорее предполагала факультативные занятия и вряд ли подходила для всех специальностей (хотя для каждого отделения были разработаны свои варианты лекций). В дальнейшем, к сожалению, стали невозможными ни факультативные занятия, ни включение в расписание курса, занимающего менее времени, чем целый семестр, и курс прекратил свое существование. Отдельные лекции впоследствии читались для студентов-музыковедов в рамках курса "Введение в специальность".

Заметим, что и для всех студентов заочного отделения, во время их первой установочной сессии, всегда предполагается проведение лекции-экскурсии в музее, вводящей в Гнесинскую историю.

Еще один курс лекций, в большей степени просветительского характера, был адресован студентам-искусствоведам, обучавшимся в МГАХИ имени В. И. Сурикова. Он входил в постоянные учебные планы в течение двадцати лет (1994–2014) и всегда проходил непосредственно в музее (для небольших учебных групп). По просьбе бывшего заведующего кафедрой истории и теории искусства профессора М. Ф. Киселева мною был разработан годичный курс истории музыки, который был призван дать возможность искусствоведам ориентироваться в явлениях музыкального искусства. М. Ф. Киселев справедливо полагал, что компетентные искусствоведы не могут не знать хотя бы некоторых "азов" музыкальной культуры, что дополняло уже давно существовавшие в их учебной программе курсы истории литературы и истории театра. Освещение истории европейской академической музыки, довольно сжатое, осуществлялось с широким использованием аудиозаписей (в меньшей степени — видеозаписей). Студенты периодически приглашались и на концерты. Основными лекторами все годы являлись Л. В. Голубева и я, позже стали принимать участие и другие сотрудники музея — музыковеды (Н. А. Потемкина, А. А. Гапонов), а для некоторого расширения границ предмета регулярно приглашались со специальными лекциями И. П. Шеховцова, а также Т. М. Джани-Заде и С. А. Латышева.

Постоянной, но никак не регламентированной формой участия студентов в музейной работе являются музыкальные выступления исполнителей на творческих собраниях, что ощутимо способствует приобщению студентов и школьников к великой традиции и великим именам. Следует пояснить, что "творческими собраниями", с самого начала существования музея, называли любые мероприятия: вечера памяти, концерты, конференции, прослушивания звукозаписей, презентации книг и др. Небольшая их часть была организована по собственной инициативе студентов: это несколько заседаний "Композиторского клуба", где звучали только что написанные произведения студентов (они время от времени, но не регулярно возобновлялись в разные годы); несколько просветительских (литературно-музыкальных) программ студенты-музыковеды разработали и подготовили на кафедре фортепиано под общим руководством В. Д. Нырковой.  Большинство же "творческих заданий" студентам предлагал непосредственно музей, для чего специально разучивались различные произведения. И здесь список исполненных сочинений – редко звучащих, порой очень сложных – занял бы несколько страниц. Это касалось и многих произведений М. Ф. Гнесина: музей провел не только три вечера его памяти, но и пять больших концертов из его сочинений. Многократно звучала музыка и других композиторов-гнесинцев (и здесь было немало открытий!) – Ф. Е. Витачека, А. Я. Эшпая, А. А. Муравлева, О. К. Эйгеса или (абсолютно забытое имя) В. М. Алексеева. Это определило и взаимодействие музея с постоянно проводимыми В. М. Келле концертными циклами "Что пишут молодые композиторы" и "Связуя поколения".

Иногда  привлекались и хоровые коллективы: так, хором заочного отделения под управлением Е. Н. Байковой, впервые после премьеры, состоявшейся более чем за 100 лет до этого,  была исполнена учебная работа Евг. Ф. Савиной-Гнесиной — мотет "Magnificat". Регулярно для подготовки различных выступлений использовались нотные издания (и рукописи) из мемориальной библиотеки Ел. Ф. Гнесиной. Такое "озвучивание" нотного музейного собрания, по моему мнению, могло бы стать одним из важных и постоянных направлений творческих заданий студентов. Однако, изобилие иных работ и "самодостаточность" известного репертуара (при равнодушии большинства педагогов к этой идее) препятствуют реализации такой возможности.

В музыкальном воплощении истории Гнесинской композиторской традиции постоянное участие принимали не только взрослые студенты, но и учащиеся Гнесинских школ — детской школы-семилетки (МГДМШ), спецшколы-одиннадцатилетки (МССМШ), а также училища и недавно возникшей при Академии музыкальной школы. Так, ученики школ многократно готовили выступления с сочинениями для детей Ел. Ф. Гнесиной, а также М. Ф. Гнесина, А. Т. Гречанинова, Р. М. Глиэра, Л. А. Лапутина и других. Важной исторической акцией стало исполнение учащимися Спецшколы имени Гнесиных сочинений Л. Н. Оборина, написанных им в детском возрасте и хранившихся в рукописях у его учительницы — Ел. Ф. Гнесиной, - они впервые прозвучали на вечере в музее, посвященном столетию выдающегося пианиста. А совсем недавно, по инициативе преподавателя "нулевки" (группы детей 4-5 лет) Гнесинской семилетки П. К. Семеновой малыши разучили по рукописи оперу "Репка" Ф. Витачека, написанную им в одиннадцатилетнем возрасте и вызвавшую тогда же, при первой ее постановке в 1922 году, большой резонанс, став "знаковым" достижением Гнесинской Школы. Ученики же школы при Академии под руководством И. Г. Коленченко подготовили спектакль — оперу "Ёлочкин сон" А. Т. Гречанинова,  которая стала в 1911 году первой оперой, написанной специально для исполнения детьми — учениками Школы Гнесиных. В данном концертном сезоне И. Г. Коленченко обратилась к хоровому репертуару Гречанинова, также создававшемуся для Гнесинской школы.

Все "творческие собрания" в музее (со времени его открытия — собственно, первого собрания) были призваны сохранять историческую память: о выдающихся деятелях культуры, о Школе, о традициях. При всем разнообразии их форм и тематики главными были, естественно, те темы, которые связаны с Ел. Ф. Гнесиной, с семьей Гнесиных и с Гнесинским Домом. Долгое время ежегодно проводились вечера памяти Елены Фабиановны, где выступали с воспоминаниями ее ученики и коллеги. Особое значение имели и прошедшие в 1970-е годы клавирабенды в память о Ел. Ф. Гнесиной, которые дали подлинные корифеи отечественного фортепианного искусства — М. И. Гринберг, Т. П. Николаева, Т. Д. Гутман (он выступал в музее и позже). М. Э. Риттих предложила два многолетних цикла собраний: "Семья Гнесиных" и "Люди, окружавшие Ел. Ф. Гнесину" (в этой серии были представлены не только музыканты, но, например, и А. В. Луначарский, и семья Гончаровых). В 1990-е годы появился новый цикл, в основу которого были положены прослушивания исторических аудиозаписей – "Выдающиеся пианисты – мастера московской школы". Последний цикл был адресован в первую очередь студентам-пианистам.

Ту же историческую направленность имели и научные конференции, посвященные отечественному музыкальному наследию: среди них – "Музыкальная культура Москвы"; чтения, организованные различными кафедрами к юбилеям Гнесинских учебных заведений и Ел. Ф. Гнесиной; Алексеевские чтения (к 100-летию А. Д. Алексеева) и другие. Особое значение имела деятельность музея по пропаганде незаслуженно мало известного наследия М. Ф. Гнесина. Помимо уже упомянутых концертов и вечеров памяти, этой цели служили и специальные научные чтения (проводившиеся в 2003 году), и публикации (в том числе первые нотные переиздания его произведений после почти полувекового перерыва), и лекция, и передачи по телевидению и радио, и целиком — XVIII "Гнесинские чтения" (2013).

О "Гнесинских чтениях" следует сказать особо, так как они стали уже неотъемлемой частью хроники Гнесинского Дома. Недавно издан сборник "По страницам Гнесинских чтений", где опубликованы полные выступления и их фрагменты, прозвучавшие на чтениях в 1997–2017 годах. Во вступительной статье к сборнику изложена история чтений, в 2019 году проходивших в 24-й раз. Отметим, что чтения ежегодно проводятся 15 февраля — в день основания учебных заведений имени Гнесиных. Эта дата уже более 120 лет является традиционным праздником гнесинцев, своего рода "стержневой традицией", поддерживающей у всех выпускников чувство братства и ощущения общего Дома. В 1970-х годах она оказалась под угрозой исчезновения, и именно сотрудники музея — гнесинцы, прекрасно знакомые и лично с Еленой Фабиановной, и с праздником 15 февраля, сделали все возможное для ее сохранения хотя бы в камерном варианте — внутри музея. В 1990-е годы музей внес много предложений по оживлению и расширению мероприятий памятного дня, из которых было принято и закрепилось только одно — концерт-награждение лучших учеников года из каждого учебного заведения имени Гнесиных. В день, когда в Гостиной дома Шуваловой впервые состоялся такой концерт, в музее впервые прошли "Гнесинские чтения" — это было 15 февраля 1996 года. Постепенно и масштабы, и формы чтений менялись: если вначале они включали лишь несколько сообщений, затем — либо много воспоминаний (сближаясь по жанру с вечерами памяти), либо много музыкальных выступлений (в том числе школьников и студентов), то в дальнейшем стала преобладать форма научной конференции. Этому способствовало как разнообразие тематики чтений (каждый год объявлялась новая тема), так и тот факт, что участниками конференций всё чаще становились не только свидетели Гнесинской истории, но и специалисты, изучающие те или иные исторические темы, делившиеся находками, опытом работы (в том числе в музеях) и т. д. А в 2019 году в XXIV "Гнесинских чтениях" впервые участвовали и зарубежные докладчики.

Для многолетней научно-исследовательской работы музея имела важное значение инициатива М. Э. Риттих: все мероприятия обязательно сохранялись в аудиозаписях (если не было каких-либо технических сбоев), а затем расшифровывались. Долгое время этим, в основном, занималась Н. С. Сванидзе, работавшая в музее дольше всех его сотрудников — с 1969 по 2012 год (отметим и такую ценную ее работу, как запись и письменное изложение уроков профессора Т. Д. Гутмана). Естественно, с течением времени носители менялись: это были магнитные ленты, затем компакт-кассеты, наконец, цифровые носители; а печать текстов на машинке сменилась компьютерной версией. Но главное – было накоплено много источников, содержащих значительную информацию и являющихся важными историческими свидетельствами. Во многом, именно на материалах выступлений в музее основано большое монографическое издание – воспоминания о Ел. Ф. Гнесиной. Расшифрованные тексты составили и большую часть трех выпусков "Записок музея" - "Гнесинский исторический сборник", "Семья Гнесиных""По страницам Гнесинских чтений".

Напротив, архивно-рукописные материалы использовались при публикации литературного наследия Ел. Ф. Гнесиной и в двух книгах, посвященных истории Гнесинского Дома. Обе они создавались в течение длительного периода. Работа над первой была начата М. Э. Риттих еще до появления музея (История музыкальных учебных заведений имени Гнесиных / Ред.-сост. М. Э. Риттих. М., 1981. 221 с.). Создание второй - "Гнесинский Дом. История учебных заведений" - проходило уже в рамках его работы, с привлечением огромного количества источников и многих авторов для очерков о персоналиях. Эта книга включает 5 очерков по истории учебных заведений, 162 — о гнесинцах и многочисленные справочные материалы. Отметим участие всех сотрудников музея при подготовке данных книг к изданию. Итогом сбора и публикации исторических материалов стало издание трудов, на сегодняшний день наиболее полно отразивших как жизнь и деятельность Елены Фабиановны, так и историю Гнесинского Дома за 120-летний период. Эти монографические издания могут рассматриваться также как справочные и учебные. Их дополняют многие статьи, опубликованные музеем в сборниках, журналах, газетах и других изданиях.

Отметим и такое ежегодное издание, как Календарь памятных и юбилейных дат Российской академии музыки имени Гнесиных, содержащий многие сведения обо всех юбилярах и памятных событиях года, краткие очерки о выдающихся педагогах и многие фотографии. Выпущены календари на 2010 — 2019 годы (всего 11 выпусков, так как на 2014 год было издано два различных варианта Календаря).

Среди многочисленных выставок, представленных музеем в последние 23 года (мощный старт им дала самая крупная в его истории, проходившая в ГЦММК имени Глинки, ныне Российский национальный музей музыки, в 1996 году – "Гнесины и их окружение"), также преобладает историческая тематика. Причем это касается как регулярных небольших выставок в мемориальном пространстве самого музея-квартиры, так и крупных выездных (четыре такие выставки проведены в последние годы в Музее А. Н. Скрябина); их открытие сопровождалось концертами и сообщениями по соответствующей теме. Характерно название выставки, которая проходила в 2002 году в Туле: "Музыкальное образование как семейная миссия. Гнесины и их учебные заведения".

Постоянная экспозиционная работа музея также имеет образовательную направленность. Особой своей задачей, как вузовского музея, его сотрудники всегда считали создание специальных экспозиций по истории Института-Академии. Особенно содержательной и обширной была постоянная экспозиция в фойе Концертного зала Академии, открытая в 2004 году. К сожалению, ее основная часть — стендовая — просуществовала недолго, однако, остается обновленная галерея портретов знаменитых выпускников Академии. Кроме того, было сделано немало экспозиций в помещениях Академии, призванных донести до гнесинцев разных поколений память о выдающихся педагогах, об истории кафедр и т. д. По инициативе ректора РАМ имени Гнесиных Г. В. Маяровской с помощью музея на лестницах и в вестибюлях Академии были вывешены и многие портреты наиболее известных педагогов, в прошлом работавших в вузе.

В настоящее время действенными были бы и виртуальные экспозиции, размещенные в киосках (очень удачный опыт этого осуществлен Музеем имени Н. Г. Рубинштейна в Московской консерватории). Сведения об истории Академии и ее замечательных представителях, хроника событий и т. п. были бы в этом случае легко доступны каждому студенту (а также и любым гостям, посетителям концертов и т. д.), что принесло бы несомненную пользу.

Нельзя не затронуть и такую, казалось бы, будничную работу музея, как экскурсионно-просветительская. Уже несколько десятилетий в музее проходит "Посвящение в студенты" первокурсников Академии. Именно со знакомства с уникальной прижизненной обстановкой квартиры Ел. Ф. Гнесиной символически начинается студенческая жизнь каждого нового курса. Таким образом, создана уникальная Гнесинская традиция, почти столь же значимая, как и празднование 15 февраля. РАМ имени Гнесиных – единственный московский вуз, где в том же здании расположен музей-квартира, и именно здесь традиционная для первокурсников церемония стала особой: встречей-приобщением к Гнесинскому Дому, к его истории, к насчитывающей много поколений "семье" гнесинцев. Помимо экскурсии и краткого введения в историю, студентов приветствуют деканы факультетов или заведующие кафедрами, торжественно вручающие им студенческие билеты или зачетные книжки. Есть еще несколько символических моментов в этой акции: прослушивание записи голоса самой Елены Фабиановны – как бы ее собственного "приветствия" новым гнесинцам; звон старинных часов, начинающих отсчет времени студенческой поры.

Сходные воспитательные задачи осуществляются и в отношении младших гнесинцев: на экскурсиях в музее бывают все первокурсники Гнесинского училища, а также ученики Гнесинских школ. Лекции-экскурсии регулярно посещают и слушатели Центра повышения квалификации, сотрудники Академии, а в последние годы и абитуриенты во время "Дней открытых дверей". Проводили здесь свои "выпускные вечера" и аспиранты. Разумеется, музей открывает свои двери и другим вузам — так, здесь бывали студенты ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова, Военной консерватории, музыкального факультета МГПУ, Центрального института повышения квалификации и переподготовки специалистов...

Еще одна многолетняя традиция, инициированная и поддерживаемая именно музеем уже полвека — ежегодное посещение 31 мая, в день рождения Ел. Ф. Гнесиной, мемориала семьи Гнесиных на  Новодевичьем кладбище. Нередко на этих встречах пели студенческие хоровые ансамбли. В течение последних пятнадцати лет здесь происходит и своеобразная "экскурсия" – посещение могил выдающихся музыкантов (в первую очередь гнесинцев).

Конечно, просветительская деятельность музея адресована широкой аудитории — любым интересующимся жителям и гостям города. С течением времени все больше мероприятий стали готовиться в связи с общегородскими программами: это Международный день музеев, школьная олимпиада "Музеи. Парки. Усадьбы", "Семейное путешествие" для детей и родителей, "Университетские субботы", День города и др. Формы мероприятий, которые предлагает музей в рамках этих программ, различны: это экскурсии, концерты, лекции, встречи с детьми со специально придуманными "сюжетами"... Включают они и пешеходные экскурсии по городу, в том числе и совместные маршруты с другими близлежащими музеями. Уже многие гнесинцы (студенты, педагоги, сотрудники) побывали вместе с другими москвичами на разработанной нами экскурсии "Памятные музыкальные места старой Москвы".

Особенно важной в последние годы стала целенаправленная просветительская работа с детской аудиторией. Постоянный цикл "Встречи в доме Гнесиной" (чаще "встреча" посвящена одному композитору) знакомит детей с музыкой великих классиков в занимательной форме, с прослушиванием живой музыки в исполнении как взрослых музыкантов, так и студентов, и школьников, аудио- и видеозаписей, а также с вовлечением детей и родителей в различные музыкальные игры, иногда в театрализованной форме. Такие программы приобретают все большую популярность.

Деятельность музея на протяжении полувека представляет собой некоторый синтез понятий "школа", "просветительство", "наука". Это центр как исторических исследований, так и претворения различных педагогических и просветительских начинаний. Целый ряд гнесинцев называли Музей-квартиру Ел. Ф. Гнесиной "сердцем" Гнесинских учебных заведений... Такое "понятие" действительно определяет миссию музея — постоянного "двигателя" в распространении исторического наследия и высоких традиций Гнесинского Дома.

© Мемориальный музей-квартира Ел. Ф. Гнесиной, 2016-2020