top of page

Ошибка!
Или кто придумал трехступенчатую систему образования в России?

Ф-238_edited.jpg

В последнее время во многих репортажах СМИ, да и в различных статьях и высказываниях, в том числе и принадлежащих компетентным музыкантам, тиражируется ошибочная информация, касающаяся деятельности Елены Фабиановны Гнесиной. Это — утверждение о том, что именно Гнесина является «создателем», «автором идеи», «первооткрывателем» и т. п. системы трехступенчатого музыкального образования, появившейся и утвердившейся в СССР, распространившейся на все учреждения музыкального образования страны, а затем и заимствованной в ряде других стран, прежде всего бывшего «соцлагеря». Такое заблуждение возникло по ряду причин, главная из которых — простое и не требующее доказательств объяснение той поистине важнейшей исторической роли, которую Гнесина сыграла в развитии отечественного музыкального образования.

На самом деле реальная история возникновения всем известных «трех ступеней» вовсе не связана с «выдумкой» или «находкой» Ел.Ф.Гнесиной. До Октябрьской революции в музыкальных учебных заведениях сложилась как бы «двухступенчатая» система. Она была утверждена в возникших в 1860-х годах первых российских консерваториях — Петербургской и Московской и впоследствии распространилась на учебные заведения других городов, бывших в ведении ИРМО (Императорского Русского музыкального общества), создавшего сеть  музыкальных училищ по всей стране. Там имелись старшее и младшее отделения, включавшие различное количество курсов (в том числе «приготовительных»: так, максимальное число возможных для прохождения курсов в Петербургской и Московской консерваториях было для пианистов — 9 курсов и 2 приготовительных, и окончание максимального срока обучения давало возможность получения звания «свободного художника»). Варианты специализации, степень профессионализации и критерии получения соответствующих свидетельств определялись по-разному, при этом дети большей частью обучались, естественно, на младшем отделении (хотя в консерватории принимали, в основном, не моложе, чем в 13 лет, но бывали исключения). За полувековой период существования консерваторий неоднократно ставился вопрос о реформе данной системы, в том числе уже в XIX веке самим А.Г.Рубинштейном, а в начале ХХ века — Н.Д.Кашкиным. Речь шла, в частности, о необходимости разделить профессиональное и любительское  образование, младшее и старшее отделения — то есть выделить учреждения для детей и для взрослых. Однако, никаких радикальных реформ до 1918 года осуществлено не было. Что касается многочисленных частных учебных заведений, то в них принимали всех желающих, и поэтому принципиального разделения на этапы обучения не было: учились как маленькие дети, так и взрослые, и программы, как и число курсов, устанавливались везде по-разному. Гнесины в своем музыкальном училище ориентировались на консерваторскую систему, и их максимальная программа обучения (по фортепиано) включала шесть курсов вместе с двумя приготовительными. Важным было то, что именно работа с детьми (как бы «младшая ступень») была в центре их внимания, что привело к высокому уровню разработанных там принципов занятий с учениками детского возраста — этого, в целом, не доставало в работе многочисленных учебных заведений — как  частных, так и принадлежавших ИРМО, где преобладали более старшие учащиеся.

В 1918 году, после национализации образования (Декрет о передаче всех учебных заведений в ведение Наркомата по просвещению от 5 июля 1918 г.) была принята общая реформа школы (создание так называемой «единой трудовой школы», где выделялись начальная и средняя ступени — постановление об этом вышло вскоре). В том же году консерватории получили права вуза (чего не было до революции).  А в октябре 1919 года Приказом наркома по просвещению А.В.Луначарского было принято новое положение о музыкальном образовании («Положение о Государственном музыкальном университете»). В соответствии с принятыми принципами работы специализированных средних учебных заведений, они подразделялись на две ступени: первая соответствовала детской школе (такие школы называли тогда «специальными»), вторая — профессионально-техническому образованию и получила название «техникума», независимо от того, какая именно специализация была у данного среднего учебного заведения; в качестве третьей назывались консерватории. Таким образом, все музыкальные учебные заведения, в том числе и все — многочисленные! - бывшие ранее частными, получали статус либо техникумов, либо «специальных детских школ» (первой ступени), либо — как в случаях с училищами Гнесиных, Зограф-Плаксиной, школами Беркман, Селиванова и др. - сделались двухступенчатыми учебными заведениями — техникумами с детскими школами первой ступени при них. К 1920 году Музыкальный отдел (МУЗО) Наркомпроса в основном завершил эту реформу и, соответственно, учреждение двухступенчатых музыкальных учебных заведений (школ и техникумов — только в Москве в 1920-х годах насчитывалось 10 музыкальных техникумов!). А поскольку консерватории получили статус вузов, то можно с уверенностью сказать, что именно тогда и была утверждена трехступенчатая система музыкального образования: детская школа (1-я ступень) — техникум (2-я ступень) — консерватория (высшее учебное заведение), что полностью соответствовало общей системе профессионального образования в стране*.   

В развитии этой системы на практике опыт Гнесинского техникума вместе с детской школой при нем сыграл большую роль, в особенности именно работа детской школы, с ее поступенным и направленным движении к следующей ступени — техникуму, без когда-то существовавшего разрыва «от детского к взрослому». Автором разработанной в МУЗО программы для детских музыкальных школ первой ступени являлась Евгения Фабиановна Савина-Гнесина, одно время бывшая сотрудником этого отдела (как и Елена Фабиановна Гнесина) и занимавшаяся там именно детскими школами. Обе они, разумеется, не были авторами самого принципа разделения (или, наоборот, «сцепления») обучения на соответствующие ступени (воплощенного вовсе не только в сфере искусств)**. Подтверждением умелой направленности обучения, процесса непрерывности на всех стадиях было и то, что многие выпускники Техникума имени Гнесиных поступали в вуз — консерваторию — сразу на второй (а в редких случаях даже на третий) курс!

В начале 1930-х годов в советском музыкальном образовании появился еще один, уникальный для всего мира, опыт: это создание специальных музыкальных школ-десятилеток. Как известно, первой такой школой стала ЦМШ (Центральная музыкальная школа) при Московской консерватории, и именно при консерваториях (музыкальных вузах) стали открываться такого рода учебные заведения, цель которых — профессиональная подготовка особо одаренных детей с самого детства, с нацеленностью именно на дальнейшее поступление в музыкальный вуз. Эта «квази-двухступенчатая» система (спецшкола-десятилетка — консерватория) сыграла исключительно важную роль в воспитании музыкантов высокопрофессионального уровня. Она стала как бы «элитарным» вариантом, существовавшим параллельно с более «массовым» - сетью музыкальных училищ и детских школ. Одновременно в 1930-е годы возобладала политика укрупнения учебных заведений, в результате чего в столице резко уменьшилось число музыкальных училищ, зато появился «музыкальный комбинат» под эгидой консерватории, объединяющий все существующие ступени музыкального обучения: училище с детской школой, спецшкола-десятилетка (ЦМШ), консерватория. По этому примеру были созданы и «комбинаты» при консерваториях других городов, в результате чего принцип «единства и преемственности» реализовался здесь в абсолютном качестве.

Если Гнесинский техникум занимал к середине 1930-х годов положение сильнейшего музыкально-образовательного комплекса первых двух ступеней, то его педагогический потенциал и успехи учащихся позволяли выйти на уровень «полного комбината», включавшего все ступени. Однако этому всячески препятствовала «монополия» мощного консерваторского комплекс. И лишь гигантские усилия Ел.Ф.Гнесиной позволили добиться учреждения всех «недостающих» ступеней для создания полного своего,  Гнесинского комбината: музыкального вуза (Государственного музыкально-педагогического института, ГМПИ) и специальной школы-десятилетк***, при этом были сохранены и старые ступени — училище и детская школа-семилетка (данное сохранение потребовало дополнительных хлопот перед правительством). Таким образом, сложился и Гнесинский комплекс непрерывного образования, при этом с акцентом на педагогическую направленность (что подчеркивалось в названии ГМПИ имени Гнесиных)****.

Образование Гнесинского «комбината», быстро ставшего крупнейшим в стране, проходило поступательно, от нижних ступеней к высшим, что сделало данный процесс более естественным, эволюционным — в отличие от консерваторских комплексов, где к имевшемуся вузу присоединяли «младшие» ступени (так, Музыкальное училище при Московской консерватории с детской школой при нем первоначально было Училищем Зограф-Плаксиной, затем — Техникумом имени братьев Рубинштейнов, а после объединения еще с двумя техникумами уже вошло в консерваторский «комбинат»).

Всё это сыграло историческую роль в создании мощной отечественной системы музыкального образования, имеющей огромные преимущества перед другими странами. (Так, например, отсутствие «средней ступени» - училищ — в Германии или в Нидерландах создает колоссальный разрыв между школами, в том числе и государственными, и высшими музыкальными учебными заведениями.)

Трудно переоценить гигантский вклад Ел.Ф.Гнесиной в практическое развитие этого процесса,  однако, речь никак не может идти об «изобретении», «счастливой идее», «открытии»  той системы музыкального образования в России, которая полностью оправдывает себя уже в течение   целого столетия.        

 

*    В дальнейшем проходили различные частичные реформы, в основном касавшиеся сроков обучения. В 1936

      году техникумы гуманитарного профиля были, наконец, переименованы в училища.

** Отметим также, что, активно участвуя в работе МУЗО и взаимодействуя с его руководством в начале 1920-х годов, Гнесины весьма критически оценивали деятельность его руководителей — А.С.Лурье и даже уважаемого ими Б.Л.Яворского. 

***  Как когда-то при консерватории (в качестве предтечи ЦМШ), в Гнесинском училище, еще до создания Гнесинской спецшколы-десятилетки, была образована группа для одаренных детей, получившая возможность заниматься общеобразовательными предметами не в другой школе, а непосредственно там же, где проходило их музыкальное обучение. Но из-за начавшейся войны эта группа просуществовала недолго.

****       В XIX веке своего рода предвестием разделения на тогда так называемые «педагогическое» и «виртуозное» направления были соответствующие программы-специализации в консерваториях, а также в Московском Филармоническом училище. Но в новой реальности середины ХХ века это приобрело иное значение, и будущие педагоги и исполнители проходили (и проходят поныне) одну и ту же вузовскую программу.

В.В. Тропп

  • YouTube
bottom of page