Михаил Иннокентьевич
Табаков
(6.01.1877 – 9.03.1956)
Основоположник обучения на духовых инструментах в Гнесинских учебных заведениях и основатель кафедры духовых инструментов в ГМПИ имени Гнесиных Михаил Иннокентьевич Табаков был поистине легендарным музыкантом – трубачом-виртуозом, лучшим исполнителем партий в произведениях Вагнера и Скрябина, одновременно являясь создателем отечественной школы трубачей.
Табаков родился в Одессе. Трудными были его детство и юность. Сын одесского портового рабочего, он начал учиться в приходской школе, но вскоре из-за тяжёлого материального положения родители вынуждены были взять мальчика из школы и отдать на воспитание родственнику – музыканту-трубачу. В двенадцатилетнем возрасте Михаила принимают в число учеников Одесского музыкального училища. В 1893 году, вскоре после смерти отца, семье понадобилась материальная помощь. Как старший сын, Табаков вынужден был оставить музыкальное училище и поступить вторым трубачом на летний сезон в симфонический оркестр Ялты. Его приглашают и на следующие концертные сезоны в симфонические оркестры Одессы, Тифлиса, Ростова-на-Дону, Севастополя.
В 1896 году музыкант переезжает в Москву, работает в оркестре Московской частной русской оперы. Здесь он впервые слышит Шаляпина, встречается со многими превосходными музыкантами. С 1897 года играл в оркестре Большого театра (с 1908 – солист, с 1910 по 1917 – также первый трубач оркестра под управлением выдающегося дирижёра С. А. Кусевицкого. Табаков был талантливым организатором. В 1910 году он занимался созданием и набором собственного оркестра Кусевицкого (по его поручению); в 1922 году вместе с Л. М. Цейтлиным был организатором симфонического оркестра без дирижёра – "Персимфанса". В состав этого оркестра, по приглашению Табакова, вошли такие крупные музыканты-духовики, как В. М. Блажевич, С. В. Розанов и другие.
Великий русский певец Л. В. Собинов замечательно охарактеризовал деятельность Табакова в 1924 году: "Вы не только музыкант-виртуоз, творящий чудеса своим могучим инструментом, вызывающий из него звуки и подобные грозе, и нежные, как колыбельная песня, – Вы музыкант чистой воды, отмеченный печатью вдохновения. Это счастливое сочетание дает твёрдую надежду, что Табаков-профессор увековечит своё славное имя в консерватории, как создатель школы и учитель плеяды блестящих музыкантов".
Стаж исполнительской деятельности М. И. Табакова составлял более пятидесяти лет. Он играл в качестве трубача-солиста в лучших оперно-симфонических оркестрах дореволюционной России и Советского Союза, под управлением виднейших отечественных и зарубежных дирижёров. Сорок лет жизни музыканта были связаны с Большим театром. Здесь он играл под управлением С. В. Рахманинова, В. И. Сука, Н. С. Голованова в классических оперных спектаклях с участием А. В. Неждановой, Л. В. Собинова, Ф. И. Шаляпина и других выдающихся артистов.
Современники Табакова отмечали, что по красоте звука, его певучести и силе, музыкальности ему не было равных. В рецензии Ю. С. Сахновского на премьеру в Большом театре оперы Вагнера "Гибель богов", помещённой в газете "Русское слово" №234 от 12 октября 1911 года, отмечено: "Вслушайтесь в игру Табакова. В тембре его игры скрыта какая-то тайна: весь оркестр играет безумное фортиссимо, но над всей массой доведённых до апогея интенсивности звуков мягко парит его сольная мелодия, одновременно мягкая до нежности, но силой своей покрывающая весь оркестр". Дирижер Зигфрид Вагнер, сын композитора, восхищенный игрой Табакова, пригласил его занять место солиста в оркестре, состоящем из европейских "звёзд", исполняющим вагнеровские оперы на ежегодных торжествах в Байройте. Первое исполнение "Поэмы экстаза" А. Н. Скрябина, где Табаков исполнял солирующую партию, настолько потрясло композитора, что он обратился к нему со словами: "Я не знал, что "Экстаз" написан для Вас! Когда я писал его, то не думал, что труба будет играть такую первенствующую роль". А дирижёр О. С. Габрилович в 1922 году, в трудное для России время, пригласил Табакова с семьёй в Америку, предложив ему место солиста Детройтского симфонического оркестра (однако музыкант, будучи патриотом России, отказался от этого предложения).
Интенсивную исполнительскую деятельность Табаков сочетал с педагогической деятельностью. В 1902-1914 гг. он преподавал на музыкальных курсах С. Н. Леонтовской-Терентьевой, в 1914-1919 – в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества. В 1918 году перешёл со своим классом в Московскую консерваторию, где работал около 40 лет (профессор с 1923): вёл класс трубы и капельмейстерский класс, заведовал кафедрой духовых инструментов (с 1938) и кафедрой специальных духовых инструментов военно-дирижёрского факультета (с 1943).
В 1929 году он организовал и возглавил классы духовых инструментов в Техникуме имени Гнесиных и почти одновременно создал духовой отдел в Гнесинской школе. Продолжая руководить работой духового отдела в училище, он в 1944 году стал первым заведующим кафедрой духовых инструментов ГМПИ имени Гнесиных (в 1951 году по состоянию здоровья он был вынужден отказаться от руководства, но продолжал работу до 1954 года). Под руководством Табакова в Гнесинских учебных заведениях всегда работали выдающиеся мастера.
В результате более чем пятидесятилетней педагогической деятельности им выпущено более 100 учеников. Слова Собинова о М. И. Табакове оказались пророческими – он стал основоположником отечественной школы трубачей. Среди его учеников крупнейшие педагоги, исполнители, которые работали в лучших оперных и симфонических коллективах, лауреаты международных конкурсов.
Свои воззрения на то, в чём должно состоять обучение на трубе и как необходимо заниматься с учениками, Табаков изложил в замечательном труде "Прогрессивная школа игры на трубе", где был систематизирован и методически последовательно расположен технико-тренировочный и художественный материал. Большую ценность представляет также изданное в 1952 году учебно-методическое пособие "Ежедневные упражнения для трубы". Табаков отмечал, что "звук – основное средство, при помощи которого выражается идея произведения, выявляется музыкальный образ". "Звук - самый ценный капитал артиста", - говорил он своим ученикам.
М. И. Табаковым сделано большое количество переложений музыкальных произведений для трубы. Составлены для учебного процесса несколько сборников музыкальных произведений: "Избранные этюды (62) для трубы В. Вурма"; "Пьесы для трубы и фортепиано", "Пьесы для трубы в сопровождении фортепиано" (совместно с Г. Орвидом). Ученики, среди которых особенно следует отметить С. Н. Ерёмина, Г. А. Орвида, Т. А. Докшицера. Н. Н. Яворского и В. И. Щелокова, продолжили разработку его педагогического наследия.
Табаков внёс большой вклад в становление и развитие военно-оркестрового дела в армии и флоте. С 1920 года он начал выступления в шефских концертах для красноармейцев и вошёл вместе с другими известными музыкантами в состав вновь созданного Образцового военного оркестра Реввоенсовета РСФСР. В 1928 году в Московской консерватории открылся факультет военных дирижёров. Вместе с А. В. Александровым, В. М. Блажевичем, С. В. Розановым, Ю. М. Тимофеевым и другими известными музыкантами М. И. Табаков составил основную группу педагогов, которые организовали подготовку военных дирижёров с высшим образованием. В течение 25 лет он преподавал на факультете военных дирижёров, а с 1943 года возглавлял кафедру инструментовки военного оркестра.
В 1945 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, он имел учёную степень доктора искусствоведения. Выдающийся трубач и педагог продолжает жить и в настоящее время в творчестве и делах представителей "школы М. И. Табакова". С 1993 года его имя носит 83-я специализированная духовая детская музыкальная школа Москвы.
(опубликовано в книге: Гнесинский Дом. История учебных заведений)