Училище и школа имени Гнесиных

в дни Великой Отечественной войны 

Автор статьи - Лидия Ивановна Рябкова (1894-1978) – историк, партийный работник. С 1938 года – заведующая учебной частью, заместитель директора училища имени Гнесиных, а с 1949 по 1961 год  – директор училища.

Статья впервые опубликована в сборнике: Пятьдесят лет Государственного музыкального училища имени Гнесиных. М.-Л., 1945. С. 24-37.

Товарищ Сталин в своем историческом докладе, посвященном 27-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, отметил исторические заслуги Красной Армии и советского народа в деле разгрома немецкого фашизма и указал, что в основе боевых и трудовых подвигов наших людей лежит советский патриотизм.

В суровые дни Отечественной войны, когда враг в октябре-ноябре 1941 года подступал к сердцу страны – к Москве, именно этот горячий и животворный советский патриотизм помог коллективу старейшего и популярнейшего в СССР Государственного музыкального училища и школы имени Гнесиных найти свое место и быть полезным своей стране.

Все лучшее, накопленное коллективом за годы советской власти, сказалось тогда, и в первую очередь – любовь к своей родине, к родному искусству, которое достигло такого великолепного расцвета на основе победы социалистического строя в нашей стране.

Сказалась тогда и горячая любовь коллектива к своему родному училищу и школе, где он воспитывался и где так долго и плодотворно работал под руководством виднейших представителей нашей советской музыкальной педагогики, основанной на лучших традициях русской и мировой музыкальной культуры и на лучших достижениях наших советских мастеров.

В эти трудные и напряженные дни партийная организация Государственного музыкального училища и школы имени Гнесиных оставалась на своем посту. В октябре-ноябре 1941 года она сумела по-большевистски строить свои ряды и ряды комсомола и организовать коллектив педагогов и учащихся на выполнение оборонных мероприятий по заданиям руководящих партийных и советских организаций. Под ее руководством была осуществлена перестройка работы коллектива в соответствии с требованиями военного времени.

 

Во всех общественных начинаниях вместе с партийной организацией шел наш комсомол. Ряд лучших и испытанных комсомольцев, во главе со своим секретарем, выполнял в эти дни ответственные оборонные задания райкома ВЛКСМ. Другая часть комсомольцев, вместе с несоюзной молодежью училища, участвовала в ноябрьские дни в строительстве рубежей под Москвой.

В суровые дни 1941 года партийная организация вместе с руководством училища и школы сделала все, чтобы сохранить свой коллектив и держать его в состоянии полной мобилизационной готовности, чтобы сохранить свою материальную базу – ценнейшие инструменты, имущество и документы. И именно потому наш коллектив за исключением лишь отдельных лиц, которые в октябре 1941 года проявили колебания и неустойчивость, оказался крепко сплоченным и смог бесперебойно продолжать свою производственную работу, готовя стране все новые и новые музыкальные кадры. Это оказалось возможным именно потому, что в трудные дни 1941/42 года во главе коллектива вместе с партийной организацией стоял основатель училища и школы и их бессменный руководитель в течение пятидесяти лет – Елена Фабиановна Гнесина. В годы войны роль ее была особенно велика. Елена Фабиановна Гнесина, заслуженный деятель искусств, профессор, орденоносец, является одним из старейших и лучших деятелей русской музыкальной культуры и русской музыкальной педагогики, создавшим собственную школу музыкально-педагогического мастерства. Школа эта пользуется широкой известностью в нашей стране и за ее пределами.

Елена Фабиановна горячо любит свое дело, которое при советской власти получило такое великолепное развитие и в годы войны такое завершение, как открытие на базе училища Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. За свою многолетнюю, неустанную музыкально-педагогическую деятельность она воспитала и дала стране многочисленные кадры первоклассных мастеров, исполнителей и педагогов, многие из которых хорошо известны нашему народу.

Елена Фабиановна Гнесина не только крупнейший музыкант, специалист, она человек, широко сочетающий музыкальную деятельность с большой общественной работой. Она умеет сочетать многолетний опыт с чувством нового, и именно это придает всей ее деятельности юношеский пыл, горение, энтузиазм.

Интересно отметить один маленький эпизод, очень ярко характеризующий Елену Фабиановну в дни войны. Вынужденная в ноябре 1941 года на время выехать из Москвы, она сделала это с большой болью. Но спустя очень короткое время она снова, без всякого предупреждения, без специального вызова появилась в стенах школы, пройдя пешком в З6-градусный мороз от Казанского вокзала до Собачьей площадки. Все мы были несказанно рады, что Елена Фабиановна снова с нами, снова в своем родном коллективе. Многие из педагогов говорили мне: "Знаете, конечно, страшно за Елену Фабиановну в такое время, но как-то теперь спокойнее на душе!"

Вместе с партийной организацией Елена Фабиановна с присущей ей энергией и твердостью возглавила коллектив и организовала его на перестройку работы училища и школы в соответствии с указанием вождя: "Все для фронта, все на разгром врага!" В то же время она сама неустанно и самоотверженно работала и подбадривала всех примером личного мужества.

Много сделала Елена Фабиановна за это время и как депутат Моссовета. Как народный депутат, она неоднократно выступала на сессиях Моссовета и безотказно принимала своих избирателей. И люди шли к ней, и для каждого находилось у нее свое слово, ласка и ободрение.

Ближайшие соратники Елены Фабиановны – сестры Елизавета Фабиановна, Ольга Фабиановна и брат Михаил Фабианович – развернули в годы войны большую творческую работу в Казани, Свердловске, Ташкенте. Носители огромного музыкально-педагогического опыта и мастерства, они продолжали свое дело и в трудных условиях эвакуации. Активной творческой работой они дали возможность казанским, свердловским и ташкентским музыкантам-педагогам приобщиться к музыкальной культуре и использовать их ценнейшие методические советы и указания. Вместе с ними и другие наши педагоги, попавшие по условиям войны в различные города Советского Союза, несли с собой традиции одного из лучших и старейших музыкально-учебных заведений Советского Союза.

А в это время в училище в Москве, невзирая на бомбежку, шла лихорадочная работа под руководством партийной организации по мобилизации членов коллектива на разного рода оборонные мероприятия; создавались специальные бригады для обслуживания фронта, составлялся и разучивался новый репертуар из оборонных песен, рожденных Отечественной войной, из народных песен, поднимающих из глубин души все лучшие чувства советских людей. 

Наш коллектив перестраивался вместе со всей страной, чтобы нести на фронт свое отточенное оружие: идейно-художественное воздействие на массы, зовущее и еще более мобилизующее их на борьбу с врагом. Здесь надо подчеркнуть огромную работу, проведенную в этом направлении дирижером оперного класса Еленой Богдановной Сенкевич, режиссером Марией Ивановной Степановой и старейшим педагогом вокального отдела Ольгой Федоровной Федоровской-Славинской.

Елена Богдановна Сенкевич – одна из ведущих работников училища – осенью 1941 года встала во главе вокального отдела и с присущей ей творческой инициативой сыграла особенно большую роль в деле обслуживания фронта. Позднее эту работу продолжила Нина Александровна Вербова, возглавляющая сейчас вокальный отдел; вместе с другими педагогами она особенно широко развернула в настоящее время его творческую деятельность.

Приближалась 24-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. 6 ноября 1941 года в здании детской школы состоялось торжественное собрание педагогов, сотрудников и студентов училища и школы имени Гнесиных. Вместе со всей страной слушали мы исторический доклад великого вождя.

Воодушевленный замечательным выступлением товарища Сталина, наш коллектив продолжал свою учебно-производственную работу с возрастающими показателями. Здесь необходимо отметить некоторых наших руководящих работников, роль которых в первые годы войны была особенно велика.

Это прежде всего Вера Ивановна Рукина, которая по заданию партийной организации в октябре 1941 года возглавила профсоюзную организацию; она сумела мобилизовать членов профсоюза на обслуживание фронта и проявила большую энергию и инициативу по бытовому обслуживанию членов коллектива в наиболее трудное время.

Это помощник директора по административно-хозяйственной части и зам. секретаря парторганизации А. Н. Фогель, которая с начала войны продолжала оставаться на своем посту, обеспечила выполнение хозяйственного плана, возглавила и развернула большую работу по оборонным мероприятиям и особенно по обслуживанию военного госпиталя (в 1941/42 году) и по пошивке меховых рукавиц для фронта.

Это Екатерина Степановна Вартазарьянц, которая в октябре-ноябре 1941 года возглавила фортепианный отдел училища и с присущей ей твердостью обеспечила его творческую работу, широко и активно участвуя в то же время во всей общественной и оборонной работе училища.

Это, наконец, помощник директора по детской музыкальной школе в течение многих лет В. А. Стрельбицкая, которая в суровые дни 1941/42 года проявила широкую инициативу и вместе с преданным школе работником Анфией Аполлоновной Ивановой и всеми оставшимися педагогами сумела сохранить школу и развернуть ее работу.

В замечательной музыкальной школе имени Гнесиных, через которую прошло не одно поколение музыкантов, дети всегда встречают теплоту и ласку Елены Фабиановны, у которой имеется уже не одна сотня музыкальных "внучат". Кто не видел Елену Фабиановну среди детей, тот не может оценить в полной мере ее педагогическое обаяние.

Участие нашего коллектива в оборонных мероприятиях выразилось в самых разнообразных формах, начиная с воскресников по сбору лома и кончая рытьем окопов и лесозаготовками. В трудный 1941/42 год 74 наших студента работали в бригадах по расклейке плакатов и правительственных распоряжений на территории от Арбатской площади до Потылихи.

Наша комсомольская бригада, во главе с членом комитета ВЛКСМ Тасей Катышевцевой, в ноябре 1941 года рыла окопы и убирала школьные помещения для размещения воинских частей; 64 человека в качестве агитаторов проводили в январе 1942 года подписку среди населения на первую денежно-вещевую лотерею, имевшую тогда особо важное оборонное значение; 55 человек работали на лесозаготовках; 61 человек из нашего коллектива систематически и самоотверженно обслуживали раненых бойцов в подшефном военном госпитале.

Многие из наших передовых девушек и юношей пошли добровольцами на фронт. Наш комсомол возглавил это движение. Студентка-вокалистка, секретарь комсомольской организации, член ВКП(б) и член бюро РК ВЛКСМ, Галина Мальцева, настоящий руководитель молодежных масс, с начала войны участвовала на строительных рубежах под Брянском, затем под Кунцевом и, наконец, около двух с половиной лет находилась на Северном фронте, "где песни в ее исполнении звучали призывом к беспощадной борьбе с немецкими захватчиками" (газета Северного флота "Краснофлотец").

 

Прямо с комсомольского собрания ушла в конце 1941 года добровольцем на фронт тогда еще совсем молодая комсомолка, почти с недельным комсомольским стажем, пианистка Наташа Синьковская. Она знала, зачем вступила в комсомол в эти дни. Эта девушка, такая тихая и скромная, около двух лет проработала под Москвой при звукоулавливателе вражеских самолетов. С начала войны находится также на фронте комсомолка, ныне сержант, Люда Шулепова, защищавшая дальние подступы к Сталинграду, затем вместе с победоносной Красной Армией вступившая в освобожденный Киев.

А сколько наших девушек и юношей периодически выезжали на фронт и там, в землянках и под открытым небом, в условиях боевой обстановки, выступали перед бойцами! С особенно большим энтузиазмом делали это Соня Борухова, Марина Александровская, Татьяна Попова и Валя Мирабова. Много наших девушек и сейчас находится на фронте.

Ту большую работу, которая проводилась и проводится нашей молодежью на различных участках фронта, отметил командир одной воинской части в своем письме к Елене Фабиановне. Этот командир сообщает Елене Фабиановне, что питомец училища Василий Щербаков, с начала войны добровольцем уехавший с ансамблем Южного фронта, показал себя с образцовой стороны, награжден за боевые заслуги орденом Красной Звезды. Командир с большим чувством благодарит Елену Фабиановну за то, что училище подготовило в своих стенах такого хорошего певца и воспитало в нем высокое чувство патриотизма.

Большую работу провели мы в 1942 году в подшефном военном госпитале № 5013. Как-будто вся творческая инициатива и энергия нашего коллектива переключились сюда – столько энтузиазма было проявлено! Здесь работали и студенты, и педагоги, выполняя самую разнообразную работу. Работали 61 человек. Сколько было проявлено внимания и заботы к раненым, сколько написано писем и разыскано родных, сколько роздано подарков и проведено дежурств у тяжело больных! Большим вниманием среди больных пользовались наши палатные выступления, которых мы за этот период дали в госпитале 133. Они действовали на раненых успокаивающе; наших товарищей просили приходить почаще и давали заказы на любимые песни. Помнится, в госпитале лежал раненый узбек. Он подозвал к себе одну из наших девушек и спросил ее, не знает ли она песню на узбекском языке. В это время с другой койки слышался голос: "Девушки, спойте мне украинскую песню!" И наши девушки пели, читали, поправляли подушки, писали письма и возвращались в училище, проникнутые священным стремлением сделать что-то большое для этих скромных героев Отечественной войны.

 

Много и самоотверженно поработали здесь наши студенты и педагоги, особенно Марина Александровская, Маша Юдина, Лариса Бакулина, Ирина Звигунова, Ира Беккер, Наташа Степанова, Клара Счастнева. С особенно большим подъемом отдались этому делу педагоги – Елена Федоровна Колобова и Мария Иосифовна Августовская. Елена Федоровна сорганизовала специальную бригаду из преподавателей для художественного обслуживания госпиталя и сама лично провела большую работу по пропаганде советской музыки.

Нельзя обойти молчанием и нашу работу по пошивке меховых рукавиц для фронта. Были еще отдельные маловеры, которые считали пошивку вещей для фронта в октябре-ноябре 1941 года, когда немцы стояли под Москвой, пустым делом. Но в нашем коллективе слишком сильна была потребность включиться в общее дело борьбы и активно участвовать в помощи фронту. В условиях Отечественной войны нет пустячных дел: и большое и малое – все в целом ведет к одной основной задаче – защите родины и разгрому врага.

И вот в помещении детской школы была организована эта своеобразная мастерская, куда приходили наши люди, приходили добровольно, по зову своего сердца, движимые чувством долга; в этом маленьком конкретном труде они ощущали свое единение с фронтом. И тут же наряду с пошивкой проводилась большая массово-политическая  работа: читались газеты, сообщения Информбюро и изучались выступления нашего вождя.

Силами нашего, тогда небольшого коллектива было обработано пять с половиной пудов мехового лоскута. Вместе с другими труженицами нельзя не отметить Нину Ивановну Здобнову, нашего энтузиаста, которая явилась душой этого дела и которая вносила свой особый пыл во все общественные начинания коллектива.

Летом 1942 года, когда перед Москвой в связи с потерей Донбасса встала проблема топлива, как основная хозяйственная, политическая и военная задача, партийная организация мобилизовала 55 человек нашего коллектива на лесозаготовки на станции  Софрино и Мытищи. Хорошо работала мытищинская комсомольская бригада во главе со своим комсоргом Борисом Ильиным.

 

Наши студентки, работая в лесу в качестве лесорубов, организовали при живейшей инициативе председателя профкома Сони Боруховой и концертмейстеров Нины Александровны Чубуковой и Нины Федоровны Тюриковой художественное обслуживание работающих. Так родилась известная нам "чубуковская бригада", слушая которую пожилые женщины-лесорубы говорили: "Милые мои, как вы хорошо поете! Вы не работайте, вы только пойте нам, а мы за вас вашу норму сами выполним". Эта "чубуковская бригада" провела свыше 50 концертов и позднее, в Москве, пользовалась большой популярностью, выступая на московских предприятиях. После освобождения Красной Армией города Орла она совершила туда поездку и дала около 10 концертов. Большую энергию и инициативу проявила на лесозаготовках Соня Борухова; она явилась душою этого дела и правильно руководила работой лесорубного коллектива нашего училища. Сейчас она кандидат партии.

Силами училища проведена большая шефская работа по художественному обслуживанию Красной Армии. За годы войны мы дали около 1000 концертов. Систематически, по заданию райкома партии, мы обслуживали эвакопункт на Киевском вокзале при отправлении бойцов на фронт, а также госпиталь, много воинских частей, особо офицерский состав и Героев Советского Союза. Было сорганизовано 8 выездных бригад для проведения концертов на фронте и в освобожденных районах. Выступали в городах Лихвин, Одоево, Тула, Орел. Успешно прошли наши концерты на Карельском фронте летом 1944 года, где студенческие бригады наших комсомольцев, во главе с Мальвиной Недзвецкой и Кириллом Семенцовым-Огиевским, провели эту работу с большим подъемом. В период своих поездок наши фронтовые бригады дали 160 выступлений. Отовсюду, где выступали наши фронтовые и другие студенческие концертные бригады, училище получило множество прекрасных отзывов и большую благодарность.

Исключительно большую работу по шефской линии провела наш концертмейстер В.Я. Шубина, которая безотказно выступала со всеми бригадами по художественному обслуживанию Красной Армии. За 1943 год наша концертная деятельность получила особенно большой размах под энергичным руководством В. Л. Гордон-Сибор. За активное участие в оборонных мероприятиях Москвы часть нашего коллектива во главе с Еленой Фабиановной представлена к получению медали "За оборону Москвы»".

В период, когда по патриотической инициативе тамбовских колхозников по всей стране развернулся сбор средств в фонд обороны страны, наш, тогда небольшой коллектив один из первых откликнулся на этот патриотический почин, и мы получили благодарность от товарища Сталина.

В дни Отечественной войны училище продолжало готовить для страны все новые и новые музыкальные кадры. Учебная работа развертывалась с возрастающими показателями. За 1941/42 год общая успеваемость составляла 95,6 процента; укрепилась дисциплина, повысилось чувство ответственности за свою работу.

За годы войны училище подготовило и выпустило 85 молодых музыкантов; 64 из них поступили в музыкальные вузы. Сейчас в детской школе и училище, вместе с первым курсом института – 1240 учащихся.

Из года в год укреплялся во время войны наш преподавательский состав. Сейчас вуз, училище и школа обеспечены высококвалифицированными профессорско-педагогическими кадрами в составе 169 человек. Здесь надо отметить еще некоторых наших преподавателей, сотрудников, сыгравших положительную роль в работе училища в первые годы войны.

В трудный 1941/42 год хорошо проявила себя наш педагог-теоретик Л. Г. Векслер. Ежедневно, рано утром, без опоздания приходила она пешком из Кунцева на работу в училище, обеспечивала занятия во всех группах теоретического отдела, принимала участие в оборонных мероприятиях училища, а по ночам дежурила на полигоне.

Большую преданность делу, высокое чувство долга показали работники учебной части Е. В. Бокарева, Н. В. Бахрушина и Р. Я. Столяр, которые исключительно хорошо работали во все эти трудные годы и принимали самое широкое участие в организации всех оборонных мероприятий училища. Большую выдержку и добросовестность проявили в эти дни и наши работники бухгалтерии К. Н. Макаренко и М. А. Озерова, сохранившие в полном порядке всю финансовую часть училища.

Творческая работа училища и школы за годы войны не только не снизилась, но поднялась на более высокий уровень и проходила с большим энтузиазмом. Наши педагоги самоотверженно боролись с трудностями.

За военное время проведена серьезная перестройка училища. Художественный репертуар расширился за счет новых жанров – народной песни и песен о Великой отечественной войне. Изучаются произведения русской музыкальной классики. В дни юбилеев великих русских композиторов – Чайковского и Римского-Корсакова – училище вместе со школой и отделами, особенно вокальным, развернуло большую массовую работу. Было подготовлено и проведено 8 открытых концертов. В этих концертах было исполнено 101 произведение Чайковского и 84 – Римского-Корсакова.

 

За годы войны мы провели 80 закрытых вечеров и 8 общих отчетных концертов в Малом зале консерватории. Работают такие большие исполнительские коллективы, как детский оркестр и оркестр училища и вуза, хор, оперный класс, струнный камерный класс и класс фортепианного ансамбля.

За годы Отечественной войны наше училище и школа дали 15 выступлений по радио. В декабре 1941 года, после разгрома немцев под Москвой, наше училище первым из музыкально-учебных заведений Москвы выступило по радио. Это выступление нашло живейший отклик на фронте. Нами было тогда получено письмо, которое  начиналось так: "Дорогие товарищи! Вам пишет это письмо бывший студент Киевской консерватории, который сейчас с винтовкой в руках находится на фронте и защищает свою родину. Вчера мы слушали ваше выступление из Москвы..." И дальше он пишет, какое огромное впечатление произвело на бойцов наше выступление: значит, врут немецкие листовки, Москва живет, Москва творит, Москва учится!.. Это письмо было наполнено глубокой верой в нашу победу, непоколебимой решимостью разбить врага, освободить свой родной Киев. И в конце трогательная просьба: "Товарищи, я так соскучился по музыке, пришлите мне немного нот..." Где-то теперь этот юноша-боец, сумевший так передать настроение бойцов нашей Красной Армии и ее высокий патриотический дух!

За годы войны, в связи с нашими выступлениями и подарками Красной Армии, которые всегда сопровождались коллективными и индивидуальными письмами, мы получили с фронта много ответов. Особенно запомнилось письмо от одного бойца. Адресовал он его нашему комсомолу: "Дорогие товарищи комсомольцы! – писал боец. – Прежде всего я изложу вам свою биографию и свой жизненный путь, как это полагается комсомольцу". И он излагает свою биографию, как будто действительно находится на комсомольском собрании, где его принимают в комсомол. Он писал, что его, бывшего беспризорника, советская власть поставила на дорогу и вывела в люди, что на фронте он принят в комсомол и имеет много боевых друзей, но кроме них у него никого нет, а ему так хочется получать письма и иметь друзей в тылу.

И вот завязалась переписка наших комсомольцев с бойцом тов. Васильевым. Прошло несколько месяцев, и однажды наш комсомол получил новое письмо. Незнакомый боец писал, что во время боя погиб смертью храбрых тов. Васильев. В кармане убитого не оказалось ничего, кроме письма из музыкального училища имени Гнесиных. "Очевидно, – писал боец, – он был близок вам, и я решил сообщить вам о его гибели".

В годы войны серьезно была поставлена партийной организацией воспитательная работа среди наших учащихся и педагогов. Работало 11 студенческих групп, в которых 250 человек углубленно изучали книгу товарища Сталина "О Великой Отечественной войне Советского Союза". Систематически работал семинар педагогов.

Наш старейший и ведущий педагог училища и школы Валерия Владимировна Листова проделала тщательную работу: систематически, в хронологическом порядке она запи­сывала весь ход Великой отечественной войны, с указанием дат освобождения крупнейших городов СССР. Передавая мне эту свою работу, В. В. Листова сказала: "Это в помощь пропагандистам и агитаторам. Как видите, выписанная мне училищем газета не пропала даром, я это внимание к себе старалась оправдать и принести коллективу посильную помощь".

С осени 1943 года наш коллектив прослушал свыше 20 докладов и лекций, в том числе: "О коммунистической морали и дружбе советских людей", "О чести и долге комсомольцев перед родиной", "О международном положении", "Чайковский и русский народ", "О творчестве Н. А. Римского-Корсакова" и др.

За время войны в училище выросла партийная организация. Растет и комсомол за счет передовой молодежи училища. Дело подготовки музыкальных кадров в нашем училище не только не снизилось за время войны, но все больше и больше развивается.

 

15 февраля 1945 года исполняется 50-летие со дня основания училища. Дата знаменательная в жизни коллектива! Правительство и партия в свое время отметили крупнейшие заслуги основателя и бессменного руководителя Елены Фабиановны Гнесиной, присвоив ей звание заслуженного деятеля искусств и наградив ее орденом Трудового Красного Знамени. В 1944 году правительство и партия вновь отметили наше училище – одно из старейших учебных заведений СССР, открыв на базе его Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных во главе с Еленой Фабиановной Гнесиной.

Правительство и партия в суровые дни Отечественной войны окружили наше училище и его коллектив подлинной отеческой заботой и вниманием. Это ко многому обязывает нас, обязывает еще больше и лучше работать на дело процветания советской социалистической культуры нашего народа, на дело обеспечения полной и окончательной победы над ненавистным врагом.

Секретарь партийной организации училища

               Л. РЯБКОВА

© Мемориальный музей-квартира Ел. Ф. Гнесиной, 2016-2020