Елена Фабиановна Гнесина
Конспект занятий по методике работы с начинающими
Данный конспект был составлен Ел. Ф. Гнесиной, вероятно, в конце 1920-х годов, когда она вела факультативные занятия по методике преподавания фортепиано для "кружка" старшекурсников Техникума имени Гнесиных. Оригинал хранится в фондах Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной: ММКЕлФГ, фонд 5, инв. № V-59, машинопись, 3 лл. Опубликовано: Елена Гнесина. Я привыкла жить долго: воспоминания, статьи, письма, выступления / Сост. В. В. Тропп. М.: Издательство "Композитор", 2008. С. 142-144.
I
Старые и новые методы ф[ортепиан]н[ой] игры.
Игра пальцевая, весовая, комбинированная. Анализ движений.
Мышечные ощущения и движения. Свободное плечо, предплечье, локоть, кисть.
Гимнастика для достижения свободы движений.
Гимнастика пальцевая. Посадка и определение высоты посадки. Точки опоры: корпус, руки, ноги, (для маленьких – скамеечка под ноги).
II
Работа с начинающими
1. Ознакомление преподавателя с природными данными ученика для овладения фортепианной игрой.
а) ознакомление с физическими данными, т[о] е[сть] со строением его рук, пальцев, локтей и пр.;
б) ознакомление с музыкальными данными: испытание его слуха, памяти, ритма, музыкального инстинкта.
2. Ознакомление ученика с инструментом, клавиатурой и высотой звука.
III
Ведение занятий с учеником с 1-го же урока одновременно
в трёх направлениях:
а) Развитие слуха; пение отдельных звуков; ритмические навыки, легчайшие элементы ритмической гимнастики.
б) Постановка рук на основе свободных движений /поднимать легко и свободно от локтя руку, при свободно висящей кисти, и переносить ее с одного звука на другой (это упражнение можно прорабатывать предварительно на крышке инструмента)/. Необходимо достигнуть правильных движений сначала каждой рукой отдельно, затем по очереди: левая рука берет звук, а правая в это время поднимается от локтя с висящей кистью и легко падает на клавиши в тот момент, когда левая таким же образом поднимается. Этими упражнениями достигается самостоятельность рук с самого начала обучения. Упражнения пальцевые.
в) Ознакомление ученика с теоретическими понятиями. Изучение звуков в первой октаве, затем во всех остальных. Изучение записи звуков и их длительности на нотной бумаге. Пение по нотам звуков в 1-й октаве.
г) Игра по нотам начинается только с того времени, когда будет достигнута постановка рук в простейших примерах, и когда хорошо выучены в пределах первой октавы ноты и их длительность.
IV
1) Развитие самостоятельности каждой руки как основа быстрейшего овладения инструментом. Упражнения пальцевые на легато. Ритмические упражнения. Staccato.
Маленькие упражнения и этюды в виде секвенций и имитаций в 2, 4 и 8 тактов. Маленькие упражнения на 2-х точках опоры. (Гнесина. Фортепианная азбука. Маленькие этюды для начинающих.)
2) Воспитание внимания. Средства укрепления музыкальной памяти. Аппликатура и важность приучения к правильной аппликатуре и всем обозначениям с самого начала обучения.
3) Систематическая читка нот с листа в классе. Проработка преподавателя с учеником элементарных упражнений для всех ф[ортепиан]н[ых] примеров. Упражнения для укрепления 1-го и 5-го пальцев. Ознакомление ученика с характером звука.
4) Разнообразная сила звука и как она извлекается. Развитие ровной звучности всеми пальцами.
V
Основы элементарной фразировки. Подготовительные упражнения к гаммам и ознакомление с различными тональностями.
Маленькие аккорды и подготовительные упражнения к арпеджиям. Подготовительные упражнения к хроматической гамме.
На протяжении первых двух лет обучения гаммы во всех мажорн[ых] тональн[остях] проходятся только в виде подготовительных к ним упражнений.
VI
Знакомство с педагогическим репертуаром. Проработка каждого этюда и пьески.
Выбор вещей в строгом соответствии с подвинутостью ученика и с его индивидуальностью.
Выбор в педагогической литературе только лучших образцов классических и современных сочинений для музыкально-художественного воспитания молодежи.