top of page

Фонды Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной

Юбилейные материалы

15 февраля 1895 года – дата основания Гнесинских учебных заведений, годовщина которой каждый раз торжественно отмечалась и отмечается до сих пор. При жизни сестер-основательниц юбилеи учебных заведений отмечались каждый раз особо.  В некоторые годы торжественно отмечали  и юбилейные даты самих сестер Гнесиных, в основном Елены Фабиановны как директора учебных заведений (С конца 1940х - 60-е годы широко отмечались ее 75, 80, 85 и 90-летия). Однако, большая часть поздравлений связана именно с днем 15 февраля (2 февраля по старому стилю).  К этим датам присылали наибольшее число писем и телеграмм, как от имени отдельных лиц, так и от организаций.

На юбилеи дарили большое количество подарков: поздравительные адреса от различных учреждений и организаций (в основном, учреждений культуры Москвы, Петербурга (Ленинграда) и различных регионов страны), сувениры с дарственными надписями, памятные знаки, шкатулки, фотографии в красивых рамках.…Однако, дарили не только сувениры. К юбилейным датам были приурочены такие важные события как присвоение Училищу в 1925 году имени Гнесиных, закрепление зданий на Собачьей площадке в пожизненное пользование,  постановление о начале строительства нового здания Училища в 1935 году и другие.

Юбилейные даты были отмечены торжественными концертами, или устраивались даже целые серии концертов,  о которых напоминают сохранившиеся афиши, пригласительные билеты и программы.

Юбилейные материалы – очень интересная и важная часть архива Гнесиных, так как содержат упоминания о многих коллегах, друзьях, учениках и почитателях Гнесиных. Благодаря этому мы можем представить себе этот круг лиц, его широту, и следовательно, масштаб влияния и известности гнесинских учебных заведений в стране и за рубежом. Этот раздел архива очень велик и насчитывает около 2200 единиц хранения.

В период с 1900 по 1920 годы – это блистательный круг деятелей науки и искусства Серебряного века: поэтов, музыкантов, художников, артистов. Гнесины общались с профессурой Московского университета, Московской и Петербургской консерваторий и других музыкальных и немузыкальных учебных заведений. И в ранний период доля личных поздравлений гораздо более существенна. Среди имен этого периода – коллеги-пианисты А.Б. Гольденвейзер, Д.С. Шор, В.Ю. Зограф-Плаксина, музыковед, пианист  Э.К. Розенов, музыкальный  критик и директор Музыкально-драматического  училища С.Н. Кругликов; певец, солист и главный режиссер  Большого театра В.С. Тютюнник, пианист Николай Александрович Орлов, ученик Евг.Ф. Савиной-Гнесиной, Л.О. и Р.И. Пастернак – родители Б.Л. Пастернака, сестры И.Эренбурга Евгения и Изабелла, бывшие ученицы школы, Д.Д. и В.К. Гончаровы, - меценат, внучатый племянник Н.Н. Гончаровой (Пушкиной) и его супруга, М.И. Чайковский – младший брат композитора и хранитель Музея в г. Клину. Среди имен поздравителей можно встретить и учеников разных лет, впоследствии ставших известными музыкантами. Это пианисты Л.Н. Оборин, Н.А. Орлов, А.А. Чичкин, пианист и композитор А.С. Клумов, хормейстер К.П. Виноградов, знаменитый теоретик Е.В. Давыдова…

География поздравлений в этот период довольно однообразна.  В основном, это Москва, реже – Петербург (Петроград), один раз встречается Нижний Новгород, один раз- Нижний Ломов, Осовец Владимирской губернии, а также Берн и Нью-Йорк. В 1915-20-е годы среди адресов появляется Киев (место работы Р.М. Глиэра, одного из первых преподавателей Училища, бывшего в те годы директором Киевской консерватории) и Баку (также связано с Глиэром).

Редкие документы этого времени – фотографии домов в Гагаринском переулке и на Собачьей площадке. Сохранилось 2 экземпляра брошюры о 10-летии Школы  (Училища Е. и. М. Гнесиных), изданная в январе 1905 года, где отмечен семейный характер деятельности сестер Гнесиных, перечислены педагоги, классы училища, оценен состав учеников, названы выпускники.

1910-1915-е годы также отмечены и поздравлениями, и концертами. Сохранилась программа музыкального вечера, посвященная 15-летию Училища (2 февраля 1910-го г.), и программа выпускного вечера 1915-го года. (3-е мая) Самый значительный подарок сестрам – кожаные переплеты для собраний клавирных сочинений композиторов разных эпох, сделанные в 1915 году, к 20-летнему юбилею[1].

В 1920-30-е годы круг поздравителей расширяется, как и география поздравлений. Письма приходят из разных мест бывшей Российской империи: от Ростова, Краснодара, Баку до Ленинграда,  Томска, где жил и работал близкий друг Ел.Ф. Гнесиной Витт Николаевич Савин, брат Александра Николаевича Савина, женатого на Евгении Фабиановне; от Смоленского музыкального техникума до музыкальных училищ (техникумов)  Одессы, Самары, Саратова, Нижнего Новгорода. Из-за границы (Берлин, Шарлоттенбург) продолжают пока приходить поздравления от Николая Орлова – виртуоза, бывшего воспитанника Евг.Ф. Савиной-Гнесиной. Сестры получают поздравления от семьи Эренбург, «Московского трио», участником которого был Д.С. Шор – старинный друг и соученик Гнесиных по Консерватории.

Поздравительные адреса становятся все более представительными, умножается число подписей. Среди них тоже встречаются известные фамилии: А.В. Нежданова, Н.С. Голованов, В.Э. Мейерхольд, М.М. Ипполитов-Иванов, К.Г. Держинская,  В.Л. Книппер-Нардов…

Появляются поздравления и от музыкальных организаций и учебных заведений: Государственного института музыкальной науки (ГИМНа), театра В.Э. Мейерхольда, Ленинградской консерватории, Тифлисской консерватории, Азербайджанской консерватории, Одесского гос. музыкально-драматического института и техникума, музыкальных техникумов и училищ Краснодара, Самары, Смоленска, Саратова, Ростова-на-Дону… О тридцатилетнем юбилее 1925 года пишут в прессе (газета «Экран»); Гнесиным присвоено звание Заслуженных артистов республики. Выходит юбилейная книжка-брошюра: «За тридцать лет», со статьями Гольденвейзера, Гречанинова, Глиэра, Шора о Гнесиных и их училище-техникуме и школе.

15 февраля 1925 г. Гнесины получают официальное письмо из Московского отделения народного образования (МОНО) о том, что  Государственный музыкальный техникум в день 30-летнего юбилея переименовывается из Музыкального техникума бывшего Гнесиных в Государственный музыкальный техникум имени Гнесиных и за ним закрепляется  занимаемое здание по Собачьей площадке д. 5, а за сестрами Гнесиными  - занимаемое ими помещение в пожизненное пользование[2].

Сохранились поздравительные «Вариации» Евгения Месснера – «Дорогим юбилярам Елене Фабиановне, Евгении Фабиановне, Елизавете Фабиановне, Ольге Фабиановне Гнесиным – от их благодарного ученика» 15 апреля 1925 г. – тема и 11 вариаций.  Была сочинена и целая «Юбилейная кантата». Автором музыки был Лев Оборин, любимый ученик Елены Фабиановны, тогда уже студент Консерватории; автором текста – Мария Константиновна Брушлинская, преподаватель теории музыки. «Кантата» была оформлена в виде свитка с кистями, и преподнесена от класса певицы Веры Федоровны Туровской, исполнителями были, очевидно, ученицы класса. Музыкальные юбилейные поздравления постепенно становятся традицией, их число увеличивается, а жанры становятся разнообразными: это и приветственные песни и песенки, и фортепианные миниатюры, и известная музыка с поздравительными текстами в честь Гнесиных.

40-летие Московского Государственного Музыкального Техникума имени Гнесиных отмечается тоже очень торжественно. Нарком просвещения Андрей Сергеевич Бубнов лично поздравил сестер, прислав две корзины красных роз, денежную премию и поздравительное письмо. Сохранилось большое число коллективных адресов, писем, телеграмм, поздравительных музыкальных сочинений. 

Свидетельством высокого «рейтинга»  Гнесинского музыкального техникума стали

официальные документы этого времени – «Письмо из Дома-музея П.И. Чайковского в Клину, от директора музея в главную инспекцию МУЗО, юбилейному комитету по чествованию музыкального техникума им. Гнесиных с просьбой о включении музея в список Государственных учреждений, принимающих участие в чествовании для оглашения приветственного адреса, ввиду исключительно дружеских отношений сестер Гнесиных с основателем Клинского Дома-музея Чайковского Модестом Ильичем Чайковским от 11 марта 1935 г.» Резолюция поверх текста гласит: «Б.Д. Владимирскому. Дружеские отношения – одно, а распоряжение Наркома – другое. Вряд ли это можно будет сделать. 12 марта», подпись директора музея Н.Т. Жегина»[3]

От правительства были сделаны существенные подарки. Другое распоряжение - приказ народного комиссара по просвещению А. Бубнова РСФСР № 214 от 15 марта 1935 г «в ознаменование 40-летия существования Московского музыкального техникума им. Гнесиных и исключительно полезной деятельности по развитию музыкальной культуры в стране учредительниц этого техникума Елены Фабиановны Гнесиной и Евгении Фабиановне Савиной-Гнесиной о выдаче 120 тысяч рублей на содержание детской музыкальной школы при техникуме, выдаче дополнительного премирования – 30000 рублей – лучших работников техникума и организацию юбилея, выделении во втором полугодии 1935 г. 100000 рублей из утвержденных Наркомпросу строительных кредитов на подготовительные работы по строительству нового здания для техникума им. Гнесиных, выделении во втором квартале  в распоряжение директора техникума Ел. Ф. Гнесиной легковой машины. 2 экз.”[4]

            Таким же важным документом является «Выписка из протокола заседания президиума московского совета Рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов № 20 от 23 июня 1935 г. Слушали: о закреплении за Наркомпросом земельного участка под постройку Музыкального техникума им. Гнесиных по ул. Воровского № 30-36, Хлебному пер № 23-27 и 29 (часть). Постановили: 1. Закрепить за Наркомпросом земельный участок по улице Воровского № 30-36, Хлебному переулку № 23-27 и 29 (часть) под постройку музыкального техникума им. Гнесиных, 2. Предложить отделу планировки разработать и передать Наркомпросу архитектурно-планировочное задание на проектирование, 3. Предложить Отделу городских земель оформить отвод актом и произвести отвод участка […] после включения строительства в лимит и установления сроков начала и окончания строительства»[5].

Таким образом документально было закреплено начало строительства нового здания Училища Гнесиных по улице Воровского (ныне Поварской) № 30-36, а также выделены необходимые средства на его начало.

Материалы 1935 года выделяются многочисленностью детских поздравительных музыкальных сочинений. Интересно, что авторы многих сочинений стали впоследствии известными музыкантами. Среди  сочинений - пьески для фортепиано Виктории (Ии Ивановой) «Ля минор 1933/34г.», «Грусть 22 января 1935 г.», «18 марта 1935 г.». Автор пьес – будущая замечательная певица, обладательница редкого голоса необычайно теплого и одновременно звонкого тембра была ученицей Музыкальной школы имени Гнесиных и затем Училища и Института имени Гнесиных.

Ученица Бэла Черняк,  автор песни «Юбилейная» к 40-летию музыкального техникума им. Гнесиных (слова В. Яголим)  стала знаменитым педагогом по сольфеджио в МГДМШ (Семилетке) имени Гнесиных. 40-летнему юбилею Гнесинского техникума посвящена небольшая пьеса 10-летнего тогда Бориса Чайковского, известного впоследствии композитора, ученика Елены Фабиановны по классу фортепиано. Автограф гласит: «Я написал музыку для одного куплета, расщитывая, что в остальных двух куплетах будет повторятся та же музыка» (орфография сохранена).

Нотная рукопись 1935 года «Вальс Гнесины (соль-си-ми)»,– музыкальное поздравление от сестры и брата Вероники и Славы Ростроповичей, будущего всемирно известного виолончелиста.  Рукопись вложена в обложку из плотной бумаги с подписью «Елене Фабиановне и Евгении Фабиановне Гнесиным от благодарных учащихся школы Вероники и Славы Ростроповичей», украшена бантом из красной шелковой ленты. Отец Вероники и Славы, Леопольд Витольдович, в то время был преподавателем класса виолончели в Училище (техникуме) и школе.

Нотная рукопись песни «к 40-летнему юбилею сестер Гнесиных» на музыку Киры Семенцова-Огиевского, стихи подписаны под нотами и написаны еще двумя четверостишиями в конце рукописи. 1935 г. Кирилл Михайлович Семенцов-Огиевский стал скрипачом, долгие годы преподавал в Гнесинских школах – семилетке и десятилетке.

Песня  «Юбилейная» – музыка Владимира Рабея, слова Миши Гибианского; Володя Рабей 13 лет был автором сочинения для скрипки, озаглавленного «Концерт ля минор», которое он преподнес Елене Фабиановне в подарок.  Владимир Осипович Рабей – профессор, доктор искусствоведения и многолетний скрипичный педагог различных Гнесинских учебных заведений.

Сохранился «Юбилейный сборник» сочинений учеников училища (класс детского сочинения), среди его авторов – Борис Чайковский, Александр Чугаев, Карен Хачатуров(Хачатурян), племянник Арама Хачатуряна, ранее закончившего Гнесинский Техникум. Все юные авторы стали известными композиторами.

Одно имя среди материалов 1935 года встречается  несколько раз как имя автора стихов, музыки, а также четырех вариантов проекта нового здания Училища. Это одаренный мальчик Михаил Гибианский. Он автор песни (слов и музыки) «Посвящается Евгении Фабиановне и Елене Фабиановне Гнесиным». Нотная рукопись украшена рисунком-рамкой из множества разнообразных растительных элементов, музыкальных инструментов и атрибутов, в центре изображено портик, увенчанный лирой и флагом. Миша Гибианский нарисовал четыре варианта проекта нового здания, в разных стилях: Каждый лист подписан, изображенные здания: 1 и 2 варианты – здание с куполом и шпилем, 3 и 4 варианты – здание в стиле классицизм с колоннами и портиком.

Мишей Гибианским выполнен проект декорации к I акту оперы «Риголетто», в подарок Гнесиным. Изображен зал с колоннами, ампирной символикой, лестницами, расписным потолком. Все это говорит о разносторонней одаренности этого мальчика, сведения о котором, к сожалению, пропадают после Великой Отечественной войны.

Интересно музыкальное поздравление оперного класса на музыку финала первого акта из оперы Л. Делиба «Так сказал король»[6], слова, видимо, собственного сочинения на тему юбилея. На последней странице список учеников и руководителей оперного класса, которые исполняли поздравление на концерте 15 марта 1935 г.

В честь сорокалетнего юбилея был издан сборник статей: «Сорок лет Московского Государственного музыкального техникума им. Гнесиных»[7] с приветственными статьями известных музыкантов и других деятелей культуры: М.М. Ипполитова –Иванова (посмертно), Р.М. Глиэра,  К.С. Станиславского, О.Л. Книппер-Чеховой, Л.Н. Оборина, а официальную статью написал главный инспектор по музыке при наркоме просвещения РСФСР Б.Б. Красин, брат наркома внешней торговли Л.Б. Красина.

 Год окончания Великой отечественной войны стал и юбилейным годом для  Гнесинских учебных заведений. Пятидесятилетие праздновали с большим размахом, была получена материальная поддержка от  правительства и дано распоряжение о премировании педагогов и сотрудников Училища и школы. Об этом сказано в  «Распоряжении Совета Народных комиссаров РСФСР» № 190-р о необходимости, в соответствии с распоряжением СНК СССР от 25 января 1945 г. № 1158-р обязать Наркомфин РСФСР выдать из республиканского бюджета РСФСР Государственному Музыкальному училищу и школе им. Гнесиных на проведение 50-летнего юбилея училища и школы 250 тыс. рублей, в том числе на премирование педагогов и сотрудников 130 тыс. рублей. От 29 января 1945 г.»[8].

Был издан специальный приказ о премировании: «Приказ № 110 управления по делам искусств при СНК РСФСР от начальника управления по делам искусств при СНК РСФСР Н. Беспалова о премировании педагогов и сотрудников Государственного музыкального училища им. Гнесиных в связи с исполняющимся 15 февраля 1945 г. 50-летием со дня основания музыкального училища им. Гнесиных во исполнение распоряжения СНК РСФСР № 190/Р от 29 января 1945 г, премированию подлежат Ел.Ф.Гнесина, О.Ф.Александрова-Гнесина, Е.Ф.Витачек-Гнесина, М.Ф.Гнесин, педагоги и сотрудники, проработавшие свыше 20 лет (15 чел) – двухмесячным окладом, педагоги и сотрудники, проработавшие 10-15 лет (28 чел) – полуторамесячным окладом, педагоги и сотрудники, проработавшие 5-10 лет (54 чел) – месячным окладом, для премирования лучших педагогов и сотрудников, проработавших менее 5 лет, предписано выдать в распоряжение директора училища Ел.Ф.Гнесиной 10 тыс. рублей. 15 февраля 1945 г.». О юбилее Гнесинского училища написали все крупные газеты: «Правда», «Известия», «Советское Искусство» и др.

О целой серии юбилейных концертов говорят: «Программа концерта, посвященного 50-летию Государственного музыкального училища им. Гнесиных в Большом зале МГК 15 февраля 1945 г.»; программа концерта фортепианного отдела Государственного музыкального училища им. Гнесиных в Малом зале МГК 15 марта 1945 г., а также афиша (2 экз.) юбилейных концертов к 50-летию Государственного музыкального училища им. Гнесиных и 50-летия музыкально-педагогической и общественной деятельности профессора Ел.Ф.Гнесиной. Как следует из афиши,

«15 февраля 1945 г. - торжественное заседание и концерт учащихся в Большом зале МГК, 19 февраля – концерт учащихся детской музыкальной школы в Большом зале МГК, 20 февраля – концерт учащихся детской музыкальной школы, училища и музыкально-педагогического института в Центральном доме работников искусств, (б/д) - концерт учащихся детской музыкальной школы, училища и музыкально-педагогического института в Центральном доме Красной армии, 3 и 4 марта – концерт учащихся детской музыкальной школы, детская опера «Гуси-лебеди» в Центральном доме пионеров, 5 марта – показ оперного класса училища и музыкально-педагогического института в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, 11 марта – концерт вокального отдела училища и музыкально-педагогического института в Доме ученых».

Среди материалов 1945 года есть письмо от Ел.Ф. Гнесиной от 12 февраля «в Мосгорлит тов. Честнову с просьбой разрешить выпуск в свет сборника «50 лет муз. Училища им. Гнесиных» с опечаткой на стр. 24 и с последующим оформлением. Сборник статей «Пятьдесят лет музыкального училища им. Гнесиных 1895-1945» вышел по редакцией П.Г. Козлова, К.К. Розеншильда, Л.И. Рябковой, В.Э. Фермана, А.Н. Юровского[9].

Нужно отметить, что юбилейные сборники Гнесинских учебных заведений 1925, 1935 и 1945 годов имеют огромную ценность еще и тем, что в них опубликованы списки педагогов  (в 1935-м году – даже с указанием начала работы) и выпускников Училища разных лет. К сожалению, таких публикаций по разным причинам не было сделано в более поздние годы, что существенно затрудняет поиск сведений о выпускниках и преподавателях последующего времени.

Среди многочисленных писем и телеграмм выделяется записка и подарок от ученика Елены Фабиановны, впоследствии знаменитого дирижера Геннадия Рождественского: гравюра «IL GONDOLIERO» приклеена к плотной синей бумаге, на обороте подпись: «Дорогой Елене Фабиановне. Ваш юбилей – большая эра! От молодого кавалера примите в память “Гондольера”. Геня Рождественский». 15 февраля 1945 г.

Дальнейшие юбилеи учебных заведений 1940-1960-х годов чередовались с юбилеями Елены Фабиановны. Традиционно они обязательно были отмечены как письмами и телеграммами из самых разных мест и разных лиц, в том числе очень известных; так и большими концертами, афиши и программе которых хранятся в данном разделе архива Гнесиных. Поражает количество корреспондентов, присылавших поздравления со всех концов огромного Советского Союза, где уже работали многие Гнесинские выпускники: Ростов-на-Дону, Орск Оренбургской обл., Ташкент, Киев, Витебск, Тарту, Каунас, Ленинград, Новгород, Горький (Н.-Новгород), Баку, Тбилиси, Грозный, Сталинабад (Душанбе), Небит-Даг (Туркмения), Минск….Так же поразительны имена авторов поздравлений. Это известные деятели культуры того времени. Среди фамилий авторов в 1954 году -  Г.Н. Рождественский, Н.А. Обухова, Р.М. Глиэр,  А.Ф. Гедике, И.Л. Андроников, С.Т. Рихтер, Е.Г. Гилельс, Л. Б. Коган, И.О. Дунаевский,  Е.Ф. Светланов, В.В. Барсова, К.А. Эрдели, О.Л. Книппер-Чехова, академик  И.Э. Грабарь, А.И. Хачатурян  и многие-многие другие.

Хотелось бы остановиться на наиболее интересных документах разных лет.

Вот коллективное поздравление от учеников фортепианного класса Елены Фабиановны в 1950-м году, подписи: Лина Кац (Булатова, профессор ГМПИ-РАМ), Ирина Родзевич (многолетний педагог МССМШ имени Гнесиных), Володя Кудрявцев (известный пианист), Ольгерд Степанов (знаменитый музыковед, музыкальный критик), Илюша Ягодин (композитор и пианист, зав. музыкальной частью театра кукол им. С. Образцова), Софа Девенишская (многолетний педагог МГДМШ им. Гнесиных), Лида Раппопорт, Рита Сычева (педагоги музыкальных школ), Лиля Судзиловская (педагог МГДМШ им. Гнесиных), Женя Скудина (известный музыковед), Кирилл Акимов (пианист и композитор). 17 февраля 1950 г.[10] Все подписавшиеся стали известными музыкантами и педагогами.

Торжественно было отмечено  80-летие Елены Фабиановны в 1954 г.: 18 июня состоялся юбилейный вечер в Большом зале консерватории, о чем говорят афиша и программа вечера с участием знаменитых выпускников: Льва Оборина, Виктора Пикайзена, Зары Долухановой, Тимофея Докшицера.  Среди других сочинений на вечере было исполнено «Музыкальное приветствие» Ел.Ф.Гнесиной от «маленьких гнесинцев»  - пьеска для хора, духовых (флейта-пикколо, флейта, кларнет, трубы)  и ударных (треугольник, барабан). (Вступление и марш – музыка Ел. Гнесиной, песня «Приветствие» - музыка З.Финкельштейна, слова Кирилла Семенцова, инструментовка – Фабия Витачека, главный хормейстер – Софья Запорожец). Сохранилась и нотная рукопись Музыкального приветствия 1954 г.от студентов училища в честь 80-летия.

В связи с 80-летием Елена Фабиановна была награждена Орденом Ленина – высшей правительственной наградой СССР. О юбилее и награждении написали центральные газеты, в том числе «Вечерняя Москва», «Советская Россия». Пришло огромное количество поздравительных телеграмм от известных деятелей культуры и науки, коллег из музыкальных учебных заведений, знакомых и друзей, бывших учеников.

 

Поздравлений с юбилеями 1959 (85 лет Елене Фабиановне)  и 1960 гг. (65 лет Училищу) сохранилось не так много, главным образом – поздравительные телеграммы и адреса от организаций: музыкальных и общеобразовательных школ, музыкальных училищ и консерваторий, а также письма и телеграммы. В архиве хранится текст на четырех листах речи Гнесиной на юбилейном вечере.

Адреса к 70-тилетию Гнесинских учебных заведений, юбилею, отмечавшемуся в 1965 году, в последние годы жизни Елены Фабиановны, прислали ЦК Профсоюза работников культуры, Музыкальное училище имени Октябрьской революции (ныне МГИМ им. Шнитке), хоровые коллективы Всесоюзного радио и телевидения, и коллектив комбината «Трехгорная мануфактура». Есть афиша юбилейного концерта Школы в Концертном зале имени Гнесиных 15 марта1965 года.

Наибольшее количество материалов – о праздновании 90-летия Елены Фабиановны, в 1964 году. Она единственная из всех ее братьев и сестер дожила до столь солидного юбилея. Его праздновали наиболее торжественно, в построенном за шесть лет до того (1958 г.) Концертном зале  Института 8 июня 1964 г. Среди поздравлений - приветственные адреса от Министерства культуры и лично от министра Е. Фурцевой, от всех музыкальных учебных заведений, в том числе Московской и Ленинградской Консерваторий,  от Большого театра и театра оперетты, Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко; музыкальных училищ и музыкальных школ Москвы, в том числе МГДМШ им. Дунаевского и ДМШ им. Прокофьева; визиты знаменитых людей (первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина); радиопередачи (достаточно сказать, что именно в 1964-м юбилейном году пианистом и инженером П.В. Лобановым был записан на магнитную пленку голос Елены Фабиановны, рассказывающей о встречах с П.И. Чайковским, С.В. Рахманиновым, Ф. Бузони, В.Клиберном; о начале преподавания сестер Гнесиных; записаны на кинопленку торжественное заседание и концерт в честь  знаменитой деньрожденницы[11].

Письма и телеграммы к этому юбилею – наиболее многочисленны. Они – почти со всех уголков огромного Советского Союза: Хабаровска, Душанбе, Риги, Паланги, Новосибирска, Ленинграда, Николаева, Свердловска, Минска, Киева, Еревана, Баку…Во многих вузах Союза уже преподавали выпускники-гнесинцы, и Институт действительно был, по пропагандистскому выражению, «кузницей кадров». Телеграммы и приветственные письма (около 300) пришли от почти всех знаменитых деятелей культуры: композиторов Д.Д,Шостаковича, А.И. Хачатуряна, В.И. Мурадели, Т.Н. Хренникова, Г.И. Литинского, Д.Б, Кабалевского, пианистов Г.Г. Нейгауза, Л.Н. Оборина, Р.Р. Керера, Л.Н. Бермана, Я.В. Флиера, знаменитых певцов – участников Вокально-творческого кабинета имени А.В. Неждановой:  Ел. К. Катульской, Ел. А. Степановой, М. П.Максаковой, М.О. Рейзена, М.В. Мирзоевой, А.С. Пирогова, Н. Д. Шпиллер, В.Н. Ивановой, В. И. Духовской, М.А. Олениной д’Альгейм, музыковедов М.С. Пекелиса, В.Дж. Конен ,Ю.В. Келдыша,  А. и Л. Соловцовых, дирижеров Г.Н. Рождественского, Ю.В. Муромцева, А.А. Юрлова…

Гнесину поздравляли маршал К.Е. Ворошилов и генерал С.С. Шатилов, народные артисты Д.Н. Журавлев и И.Л. Андроников, скульптор С.Т. Коненков, писатель К.И. Чуковский…

Интересны музыкальные юмористические приветствия от Большого театра: арии из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова с поздравительным текстом в честь Елены Фабиановны (авторы композитор Арнольд Локшин и пианист Владимир Шписс); «Колыбельная», сочиненная Верой Астровой на стихи С. Маршака  и песня «Дорогой и любимой Елене Фабиановне», коллективное сочинение учеников МССМШ имени Гнесиных, среди которых много известных сейчас музыкальных имен: пианист и дирижер Михаил Сергеевич Хохлов, нынешний директор МССМШ, зав. кафедрой камерного ансамбля РАМ им. Гнесиных Игорь Андреевич Чернявский, пианист Николай Анатольевич Демиденко, музыковеды Елена Николаевна Подосенова и Евгения Борисовна Резниченко[12]  …Среди материалов существует и «Застольная песня» с текстом Ю.В. Муромцева и А.А. Юрлова, исполненная на праздновании юбилея 10 июня 1964 г.

90-летний юбилей Елены Фабиановны стал в своем роде моментом ее всенародного признания, подведения жизненных итогов. Поэтому материалов этого события сохранилось особенно много, и все они говорят об огромном уважении к ее заслугам и любви к ней большого числа людей.

В целом, материалы юбилейных празднеств являются своего рода энциклопедией деятелей культуры конца XIX – 60-х годов ХХ века, как наиболее известных, так и связанных с кругом знакомых семьи Гнесиных и Гнесинских учебных заведений. Эти материалы показательны с точки зрения того, какой огромный круг лиц, создающих и любящих музыку, Гнесины смогли собрать вокруг себя благодаря своим талантам и умениям.   

 

 

[1] Описаны  в разделе «Нотная библиотека» путеводителя.

[2] См. XII-5/40

[3] См.XII-7/211.

[4]  № XII-7/212.

[5] № XII-7/213.

[6] Написано по-французски: Opera-Comique «Le Roi L’a Dit» Musique de L.Delibes Acte I – Final.

[7] Сборник статей под редакцией Ф.А. Ротштейна, Н.И. Шувалова, Б.Д. Владимирского. М.: Главная инспекция по музыке при наркоме просвещения РСФСР, 1935. 87 с.

[8] № XII-9/229

[9] Москва-Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1945. – 96 c.

 

[10] XII-11/23.

[11] См. в другом разделе путеводителя.

[12] XII-14/30.

  • YouTube
bottom of page