Фонды Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной
Материалы Евг. Ф. Савиной-Гнесиной и семейный архив
Материалы Евг. Ф. Савиной-Гнесиной и семейный архив (опись Х) – большой сводный архив, где объединены документы и различные рукописные материалы сестер Гнесиных, а также вырезки из периодических изданий, хранившиеся у Ел. Ф. Гнесиной.
После смерти старшей сестры Евг. Ф. Савиной-Гнесиной в 1940 г. большая часть ее архива была уничтожена в соответствии с ее завещанием. Однако Елена Фабиановна сохранила наиболее ценные для истории материалы. Прежде всего это письма к ней выдающихся людей – А. Т. Гречанинова (12 писем), Р. М. Глиэра (6 писем), В. И. Сафонова, В. В. Лужского, письмо-рецензия Вяч. Иванова, а также письма от ленинградского композитора Ю. Л. Вейсберг. В этих письмах содержится много интересных сведений о жизни и деятельности выдающихся композиторов в течение длительного периода, о пребывании за границей, творческих замыслах и их воплощении, о работе в Гнесинских учебных заведениях. Письма А.Т.Гречанинова (из России и Франции) и Р. М.Глиэра опубликованы. Почти все материалы, касающиеся А. Н. Савина – мужа Евгении Фабиановны, историка – были переданы в Румянцевский музей и ныне хранятся в Отделе рукописей РГБ. Оставшиеся в архиве музея – две его тетради стихов (рукописи) и отзыв о них знаменитого поэта и писателя Вяч. Иванова, написанный в 1924 г., после смерти А.Н.Савина – представляют особый интерес для исследователей.
Значительную часть архива составляют личные документы Елены Фабиановны Гнесиной: удостоверения, членские билеты различных общественных организаций, награды, аттестат профессора, записные книжки, издательские договора и другие. Среди самых старых и ценнейших документов – Диплом об окончании Московской консерватории со званием свободного художника и Малой серебряной медалью (выдан в 1895 г.) и Свидетельство на звание личного почетного гражданина, выданное Сенатом в 1898 г.
Целый ряд документов принадлежал сестрам Гнесиным. Особо отметим дневник и «альбом барышни» О. Ф. Александровой-Гнесиной (подаренный ей в 7 лет), а также несколько рукописных альбомов юношеских стихов Елизаветы Гнесиной-Витачек. Сестры берегли их, так как ценили ее поэтическую одаренность: некоторые альбомы очень красиво оформлены, с золотыми обрезами, на листах – художественные миниатюры в пасторальном стиле, а один – с бархатным переплетом и вензелем, каллиграфическим письмом – очевидно специально заказанный.
Особая часть данного раздела архива – «Музей смеха» (так была подписана Ел. Ф. Гнесиной одна из папок, где были собраны данные материалы). В этот «музей» включены шуточные стихотворения, письма-розыгрыши, пародии, фрагменты юмористических журналов «Кузьмич», «Жив Курилка», «Мысль и чувство» – творчество музыкального кружка, постоянно собиравшегося в доме Гнесиных в конце 1880-х – начале 1890-х годов (встречи различных членов этого кружка происходили и позже). Здесь же – программы концертов, шарады, анекдоты, ребусы, и тому подобное, а также альбом «Impromptus», в котором немало дружеских шаржей и записей игры в буриме – этим увлекались все Гнесины и их друзья. Гнесины собирали забавные тексты и казусы, встречавшиеся в жизни консерватории, в собственных учебных заведений, в печати и т.д. Коллекция подлинных образцов безграмотных писем, обращений, сочинений, «историй» и др. – значительная часть «Музея смеха».
Ел. Ф. Гнесина также сохраняла подборки детских писем и сочинений своего любимого племянника, рано умершего Шурика Вивьена, и любимого ученика Илюши Ягодина (учившегося у нее в 1946-1956 гг.).
Часть архива составляют материалы периодики, собранные Еленой Фабиановной Гнесиной в течение 1898-1967 гг. в виде целых экземпляров газет и отдельных вырезок (свыше 200 единиц хранения). Самый ранний образец – рецензия на концертное выступление Ел. Ф. Гнесиной в Москве, написанная, очевидно, крупнейшим критиком С. Н. Кругликовым. Часть материалов составляют публикации об учебных заведениях имени Гнесиных, их педагогах и учениках, воспитанниках. Первая такая публикация относится к 1903 году и озаглавлена «Музыкальное Училище Елены и Марии Гнесиных». Ряд публикаций отражает общественную и культурную ситуацию в дореволюционной и советской России. Первой такой публикацией стала газета 1917 г. с сообщениями о Февральской революции с выразительной пометкой: «Ура!!». Большая часть газет, сохраненных целиком, посвящена самым разным темам. Это и политические события, и новости науки и культуры. Здесь собран целый ряд статей И. Эренбурга, карикатуры Кукрыниксов и др.
Две публикации представляют статьи Ел. Ф. Гнесиной (приветствие по случаю запуска первого искусственного спутника Земли в «Московской правде» и статья о Шопене в «Пионерской правде») и подписанное ею в числе других известных музыкантов-педагогов открытое коллективное письмо «Концертмейстер – это педагог» – о роли концертмейстеров в учебном процессе и о предоставлении им соответствующего статуса и оплаты («Советская культура», 1954 г.). Целый ряд статей был посвящен Ел. Ф. Гнесиной (например, очерки «Человек, увидевший всходы» в журнале «Огонек»), в различных изданиях (в том числе в советской печати на иностранных языках) публиковались ее фотографии с сообщениями о деятельности Гнесинских учебных заведений (журналы «Советская женщина», «Смена» и др.).
Среди вырезок большую часть занимают материалы, посвященные музыке. Здесь собраны сообщения о победах на конкурсах Гнесинских воспитанников – Л. Оборина, В. Пикайзена и других. Постоянно собирались материалы о С. В. Рахманинове, С. Т. Рихтере, В. Клиберне и других любимых музыкантах. Многие публикации отмечены Ел. Ф. Гнесиной (пометки в тексте или выделенные заголовки), что представляет дополнительный интерес.
В целом, собрание материалов из периодики, хоть и не в полной мере, но помогает судить о постоянных интересах Ел.Ф.Гнесиной и ее семьи, а также дает представление об эпохе, ее духе и предпочтениях.