top of page

Фонды Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной

Нотная библиотека

За всю долгую жизнь и активную творческую деятельность Елена Фабиановна Гнесина собрала богатую нотную библиотеку. Частично в нее вошли нотные издания, принадлежавшие братьям и сестрам Гнесиным: Евгения Фабиановна,  Елена Фабиановна  и Ольга Фабиановна всю жизнь собирали фортепианную литературу. Григорий был настоящим коллекционером редкостей, в его коллекции хоровой музыки находятся уникальные сочинения эпох Возрождения, барокко и классицизма.

Тем не менее, большая часть нотных изданий принадлежит Елене Фабиановне как хозяйке квартиры, в которой находится библиотека.

Самая многочисленная часть собрания – нотная литература для фортепиано, что связано с деятельностью Елены Фабиановны как пианистки и педагога. В этом разделе выделены несколько подразделов:  собрания сочинений классиков; отечественная музыка для фортепиано; зарубежная музыка для фортепиано; фортепианные сочинения композиторов круга Гнесиных;  упражнения и учебная литература.

Собрания сочинений для фортепиано включают, прежде всего, музыку венских классиков Гайдна, Моцарта, Бетховена; музыка эпохи барокко, представлена сочинениями И.С. Баха и его сына Филиппа Эммануэля; Генделя, Скарлатти, Перселла; музыка французского классицизма Ж.Ф. Рамо и Ф. Куперена. Музыкальный романтизм представлен весьма объемно собраниями сочинений для фортепиано Шуберта, Шумана, Шопена, Мендельсона, Брамса, Листа. Собрание фортепианных сочинений русских композиторов включает произведения А.Н. Скрябина и С.В. Рахманинова – великих соучеников Гнесиной; учителя Гнесиных А.С. Аренского, учителя М.Ф. Гнесина А.К. Лядова.

Собрания сочинений сохраняются уже более ста лет в красивых кожаных и тканевых переплетах, специально заказанных к 20-летнему юбилею Гнесинского училища. На внутренней стороне переплета внизу наклейка: «Переплетная мастерская И.В. Никонова. Москва, Пречистый бульвар, Нащёкин пер., д. № 8».

Внушительно собрание фортепианных концертов в 4-х томах, которое включает концерты Баха, Моцарта, Бетховена, Фильда, Гуммеля, Гензельта, Мендельсона, Шопена, Вебера, Рейнеке, Риса.

В библиотеке находится большое количество фортепианных пьес разного времени, в том числе времени учебы сестер Гнесиных (сочинения Брамса, Чайковского, Грига, Регера, Дворжака, Бизе, Пахульского и др.), а также музыки первых послереволюционных лет: сочинения Метнера (в том числе его фортепианные сказки), Мясковского, Прокофьева, молодого Шостаковича (например, соната 1927 года), Л.Половинкина, А.Мосолова…

Сестры Гнесины собрали уникальную библиотеку учебной фортепианной литературы, они великолепно знали все существовавшие в то время учебные пособия по фортепианной игре, и, видимо, приобретали все новое, что появлялось в печати, как в Европе, так и в России: это упражненияШ.Ганона, Л.Пледи, С. Геллера, Л. Шитте, К. Лешгорна, К. Гурлитта, Г. Беренса, К.Лютша, К. Черни, Ф. Шпиндлера, А. Йенсена, А. Биля, И. Филиппа (немецкая, французская школы), а также теоретика Г.Э. Конюса, преподавателя Гнесиных в Московской консерватории, «Гаммы и арпеджии для пианистов» и датское пособие(Klavierskole) Олафа Якобсена и Отто Мортенсена.

Отдельную часть собрания составляют произведения разных жанров, написанные самими Гнесиными: Ел.Ф. Гнесиной, ее младшим братом, композитором М.Ф. Гнесиным, учеником Н.А. Римского-Корсакова; А.Т. Гречаниновым, Р.М. Глиэром – крупными отечественными композиторами, которые были, вместе с сестрами Гнесиными, одними из первых преподавателей Училища.

Сочинения Елены Фабиановны – фортепианные пьесы для детей «Миниатюры», «Пьески-картинки», отдельные пьесы, в том числе в 4 руки. Методические пособия «Фортепианная азбука», «Маленькие этюды для начинающих», «Подготовительные упражнения к различным видам техники», «Дуэты для маленьких скрипачей», «Музыкальные диктанты». Для детского хора училища и школы Гнесина писала детские и пионерские песни («Чудо-дерево», «Сколько дел у нас с утра», «Первомайская», «Возьмем винтовки новые» и другие), небольшие хоры. В библиотеке хранится ряд переизданий методических работ Гнесиной, по которым многие годы учились и учатся дети в музыкальных школах

Большая часть сочинений Михаила Фабиановича Гнесина, находящихся в библиотеке – вокальные: романсы, песни на стихи поэтов Серебряного века: А.А. Блока, А.А. Ахматовой, К.Д. Бальмонта, Вяч.И. Иванова, Ф.К. Сологуба.; романсы на стихи Сафо, Джелаладдина Руми, П.Ж. Беранже, еврейских поэтов Авигдора Файерштейна, Ошера Шварцмана (цикл «Еврейские песни» для голоса с фортепиано); вокальный цикл «Повесть о рыжем Мотеле» на стихи Иосифа Уткина; поэма для голоса и оркестра «Червь-победитель» на стихи Э.А. По; две песни и хор девушек из музыки к спектаклю по пьесе Блока «Роза и Крест»… Романсы отличаются сложностью и яркостью фортепианной партии, мелодика их большого диапазона, насыщена выразительными интонациями, как речитативного, так и кантиленного характера, их исполнение предполагает виртуозное владение голосом и инструментом.

Необычны хоровые фрагменты из музыки к трагедии Софокла «Эдип-царь» и пьесе «Финикиянки» Еврипида: их способ исполнения обозначен как «напевы для музыкального чтения», это результат совместных с Вс.Э. Мейерхольдом поисков по воссозданию музыкального языка античного театра.

Масштабные сочинения Михаила Фабиановича представлены также ? из «Симфонического монумента 1905-1917» на слова С. А. Есенина (само сочинение написано для большого симфонического оркестра); симфоническим фрагментом «К Освобожденному Прометею. Из Шелли» для этого же состава; «Траурными плясками» из «Песен об Адонисе» Шелли.

Немногочисленны фортепианные пьесы М.Ф. Гнесина: детские пьесы для фортепиано в 2 и 4 руки, в том числе «Детям» - маленькая сюита в 4 руки ор.27 и «5 песен народов СССР» ор.54 в 4 руки.

Среди сочинений Рейнгольда Морицевича Глиэра в библиотеке Гнесиной больше всегофортепианных произведений, а также авторских переложений. Это фортепианные миниатюры: прелюдии, мазурки, программные пьесы: «Колыбельная», «Серенада», «Игра», «Листок из альбома», «Молитва»и другие; 5 тетрадей прелюдий (всего 25), «Эскизы», легкие этюдыи другие пьесы.Здесь же хранятся и авторские переложения танцев из балета «Красный мак» («Красный цветок») с экзотическими названиями: «Танец с веером», «Танец интернациональных матросов», «Танец с золотыми пальцами», «Танец на блюде» и т.д.; несколько детских хоров, в том числе на стихи А.А. Блока; отрывки из оперы «Шахсенем» в переложении для пения с фортепиано, квартет (ор.2) в переложении для фортепиано в 4 руки.

Произведения Александра Тихоновича Гречанинова в библиотеке Гнесиных – это вокальные и фортепианные миниатюры (прелюдии, мазурки); циклы фортепианных и вокальных миниатюр: «День ребенка», «Детский альбом», «Дедушкин альбом», «На зеленом лугу»; 2 цикла с названием «Пастели» (ор. 3 и ор. 61); цикл детских песен «Ай-дуду» ор.31, цикл детских хоров «Ручеек» ор.40; песни и романсы для высокого, среднего голосов, баса. Есть интересный цикл пьес для струнного квартета «Мертвые листья», два вокализа для сопрано в сопровождении арфы, скрипки и виолончели

Отдельный раздел библиотеки – сочинения учителей, друзей и коллег Гнесиных: Г.Э. Конюса, Г.Л. Катуара, К.Р. Эйгеса, А. Н. Дроздова,А. Н. Юрасовского, А.Б. Гольденвейзера, Л.В. Николаева и других, а также учеников – Д.Зернова, Л.Оборина. Среди их сочинений в собрании Гнесиной преобладают фортепианные пьесы, песни и романсы.

(Раздел I) Часть этих сочинений входит в особый раздел собрания: «Ноты с автографами авторов», куда входят публикации с дарственными надписями Гнесиным. Часть его составляют опубликованные сочинения Ел.Ф. и М.Ф. Гнесиных, которые они дарили ученикам и коллегам: много  экземпляров опубликованных учебных пособий Гнесиной: «Фортепианной азбуки», «Музыкальных диктантов», «Пьесок-картинок», «Дуэтов маленьких скрипачей» и т.д. Из опубликованного наследия М.Ф. Гнесина сохранилось значительное количество романсов с дарственными надписями автора друзьям, коллегам, ученикам. По дарственным надписям на нотах сочинений и по фамилиям авторов сочинений можно представить себе круг общения Гнесиных.

Ряд сочинений, подаренных Р.М.Глиэром, вошел в этот раздел библиотеки, так как они сопровождаются автографами автора.  Среди них – клавиры 2-й симфонии, танцев из балета «Медный всадник», балета-пантомимы «Хризис», виолончельного концерта и симфонической поэмы «Сирены», а также 7 инструктивных пьес для скрипки и фортепиано. Издания сочинений, подаренных А.Т. Гречаниновым - фортепианные пьесы, вокальные сочинения, поздняя, присланная уже из Америки - 2-я соната для фортепиано ор.174 (Axelrod Publications, USA).  В этом же разделе - целый ряд хоровых произведений Гречанинова и детская опера «Елочкин сон», написанная именно для детского хора школы-училища и посвященная памяти безвременно умершего Шурика Вивьена, старшего сына Елизаветы Фабиановны.

Отдельно выделены ноты с автографами крупнейших музыкантов, так как они отнесены к особо ценным материалам фондов музея: сочинения А.Г.Рубинштейна, Ф.Бузони (с его пометками,), Н.К. Метнера, З.Кодаи, В.И.Сафонова, Л.Н.Оборина.

Несколько наиболее ценных экспонатов – партитура Шестой симфонии Д.Д. Шостаковича с автографом автора; клавир оперы А.Г. Рубинштейна «Моисей», пособие «Новая формула» В.И. Сафонова, учителя Ел. Ф. и Евг. Ф. Гнесиных; каденции Ф.Бузони к 1-му концерту Л. Бетховена с дарственной надписью на немецком языке, а также экземпляр этюда «Кампанелла» Паганини-Листа с карандашными пометками Ф. Бузони, относящимися к занятиям с Ел.Ф. Гнесиной в Московской консерватории.

Ноты, подаренные М.В.Юдиной, («Музыка польского Возрождения», Варшава, 1953,с дарственной надписью Юдиной), включены в данную коллекцию, как редкие ноты, подаренные выдающимся музыкантом.    

Ряд авторов являлись близкими друзьями Ел.Ф. Гнесиной и ее семьи (Е.А. Бекман-Щербина, Ю.Л. Вейсберг, А.Н. Дроздов, М.О. Штейнберг), давними знакомыми и соратниками (А.Ф.Гедике, А.Н.Александров), учениками (А.Клумов, Л.Книппер, М.Мильман, Е.Голубев, А.Хачатурян, Б.Чайковский, А.Чугаев) и педагогами учебных заведений имени Гнесиных  (например, А.Н. Юровский, И.Ф. Пушечников, М.И. Августовская, Г.Г. Аден…).  

Среди наиболее интересных материалов данной коллекции нужно отметить два крупных сочинения М.О. Штейнберга, ученика и зятя Н.А. Римского-Корсакова, друга М.Ф. Гнесина и учителя  Д.Д. Шостаковича: Кантата памяти А.С.Пушкина для сопрано и баритона соло, смешанного хора и оркестра, изданная в 1941 году (Клавир, Музгиз,1941, 26 с., 2 экз. с разными надписями) и Драматическая поэма для оркестра «Небо и земля», опубликованная в 1927 году (Himmel und Erde. Dramatische Dichtung. Op.12. Клавир. Paris: W.Bessel & C).

 Другие произведения крупных жанров, подаренные Гнесиным:  музыка к «Двенадцатой ночи» Э.С. Колмановского (1961), музыка к спектаклю «Кандид» Л.К. Книппера, его же «Сказки гипсового божка» для большого симфонического оркестра; Третья симфония М.О. Штейнберга, «Пьесы для 4-х скрипок» Ф.Е. Витачека и его же переложение для фортепиано «Шехеразады» Римского-Корсакова; Седьмая соната и Концертино О.К. Эйгеса, фортепианные транскрипции Перселла, Скрябина и Рахманинова, сделанные А.Н. Юровским; детская опера М.Коваля «Волк и семеро козлят» и многое другое.

Камерные вокальные жанры также многочисленны. Помимо большого числа романсов М.Ф. Гнесина, романсов Глиэра  и Гречанинова (среди которых романс «Тайна певца» Глиэра на стихи Вячеслава Иванова; «Грезы» соч.17 для меццо-сопрано и баритона и музыкальная картина для баса с оркестром «На распутьи» соч.21 Гречанинова), канцонетта из оперы «Русалочка» Ю.Л. Вейсберг. Интересны вокальные сочинения композиторов-гнесинцев С.З. Трубачева (русские народные песни для смешанного хора), М.В. Мильмана (песни на стихи Р. Бернса), И.М. Белорусеца (5 стихотворений В. Маяковского). Сборник песен Шуберта в переводах Н.Заболоцкого, А.Кочеткова, С.Маршака, Б.Пастернака 1950 года подарен знаменитой пианисткой М.В. Юдиной, она же была редактором-составителем этого издания.

Хоровая музыка в этом разделе представлена авторскими сочинениями и сборниками народных песен. Из хоровых произведений интересны Шесть хоров для детского двухголосного хора в сопровождении фортепиано ор.24 Р.М. Глиэра, 8 детских хоров Гречанинова (сочинения 45 и 46). Большой интерес представляют 2 хора на стихи Сафо А.Н. Дроздова, близкого друга и однокурсника М.Ф. Гнесина по Петербургской консерватории. Песенный фольклор представлен в этом разделе сборником татарских народных песен в обработке композитора Ю.Виноградова (Казань), сборник узбекских народных песен 1939 года (составитель Е. Романовская), хоры на китайские тексты. Здесь же находится уникальный богослужебный сборник 1897 г. «Синагогальное пение» в редакции Л. Геровица….

Помимо сочинений разных жанров, в разделе с автографами авторов находится и ряд учебных пособий (например, М. Ивакин,  А.Жорницкая, Н. Гольденберг (сольфеджио на материале сочинений М.И. Глинки); В. Кириллова и В. Попов (сольфеджио); Г.Э. Конюс (курс контрапункта); И. Ф. Пушечников (азбука для гобоя); Г.И. Литинский (задачи по полифонии), М.И. Августовская (наглядная музыкальная азбука), Г.Г. Аден (сборник вокализов итальянских композиторов и учителей пения XVII-XVII веков) и другие сборники педагогического репертуара, в том числе для детей, подаренные составителями, редакторами изданий.

Есть и произведения, подаренные зарубежными авторами: болгарскими музыкантами, композитором А. Стояновым (пьесы для фортепиано) и пианисткой В. Запряновой (методика обучения игре на фортепиано); тунисским композитором Махди (национальный гимн Туниса). (…)

Возвращаясь к основному разделу библиотеки (раздел XIII), отметим, что  ее существенную часть составляют романсы и другие камерные вокальные жанры. Это романсы русских  композиторов: Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Алябьева, Аренского, ставшие классикой к середине ХХ века; некоторые примеры зарубежной вокальной музыки рубежа XIX-XX веков  (Э. Григ, Р. Леонкавалло, Дж. Россини, А. Бойто); романсы коллег, друзей и учеников Гнесиных: Ю.Л. Вейсберг, Ю.Д. Энгеля, В.П. Герчик, Л.Л. Штрейхер, М.В. Мильмана (на стихи Р. Бернса), Г.А. Мушеля (на стихи А. Пушкина) и других; вокальные сочинения ХХ века: А. Шенберга (ор.1), Б.В. Асафьева (на стихи Пушкина); М. М. Ипполитова-Иванова (на стихи Р. Тагора), Н.К. Метнера (на стихи Гёте), С.Н. Василенко …

Среди романсов XIX - начала ХХ века есть сочинения редких композиторов: 6 романсов Д.А. Столыпина (родственника знаменитого государственного деятеля); 6 романсов К.Ю. Давыдова, известного виолончелиста; романсы священника Г.С. Серикова (1902-1991), пианиста, композитора, общественного деятеля эмиграции…

В нотной коллекции находится целый ряд клавиров опер, русских и зарубежных. Это широко известные «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» В.А. Моцарта (с пометкой «суфлерский»), «Фиделио» Л.Бетховена, «Фауст» Ш.Гуно,«Кармен» Ж.Бизе, «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан» и «Мейстерзингеры» Р.Вагнера, «Паяцы» Р.Леонкавалло, «Норма» и «Сомнамбула» В.Беллини, «Бал-маскарад» и «Луиза Миллер» Дж.Верди, «Сафо» Ж. Массне, «Альцеста» и «Ифигения в Авлиде» К.В. Глюка, а также редкое сочинение Ф.Шуберта “Dreimäderlhause”[1] - своего рода опера-капустник про своих друзей (автор либретто – Мориц фон Швинд, действующими лицами являются сам Франц Шуберт, его друзья и три девушки).

Русские оперы тоже представлены неоднородно. Больше всего клавиров опер Н.А. Римского-Корсакова: «Снегурочка», «Садко», «Вера Шелога», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Кащей Бессмертный», «Золотой Петушок» - два разных издания, 1932 и 1937 гг. Опер П.И. Чайковского значительно меньше – всего две: «Орлеанская дева» и «Пиковая дама». Две оперы М.П. Мусоргского: «Борис Годунов» - в двух изданиях – Бесселя в Санкт-Петербурге, до революции, и Оксфордского университета в Англии, ? года; «Сорочинская ярмарка». Есть клавиры двух опер участника «Могучей кучки» Цезаря Антоновича Кюи: «Сын мандарина» и опера-сказка «Снежный богатырь». Встречаются как известные, так и редкие оперы: «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Русалка» А.С. Даргомыжского, «Рогнеда» и «Вражья сила» А.Н. Серова, «Орестея» С.И. Танеева, «Рафаэль» А.С. Аренского. Есть и два клавира советских произведений этого жанра: «Тихий Дон» И.И. Дзержинского и «Загмук» А.А. Крейна. Клавир оперы «Загмук» - стеклографическое издание, сюжет – весьма экзотический, и здесь главенствует тема борьбы: в пьесе А. Глебова рассказывается о борьбе вавилонян против ассирийцев.

Гнесины хранили у себя и ноты популярных оперетт: «Прекрасная Елена», «Перикола», «Синяя борода» Ж. Оффенбаха, «Гейша» С. Джонса, фрагменты из оперетты И. Кальмана «Баядера».

Особо интересна коллекция хоровой музыки. Часть нот – с автографомГ.Ф. Гнесина на обложке или титульном листе. Это хоровые сочинения разных жанров, эпох и стилей, в основном, духовной тематики. Средневековая секвенция «Dies irae», изложенная одноголосно, в квадратной нотации; фрагменты из богослужебных сочинений эпохи Возрождения и раннего барокко: Марко да Гальяно[2] (Benedictus), Грегорио Аллегри[3] (знаменитое Miserere, считавшееся собственностью Сикстинской капеллы); мадригалы рубежа XVI-XVII веков Лодовико Виадана[4], Франческо Анерио[5], Джованни Нанино[6]. К духовной музыке эпохи барокко относятся мотет «O vulnera doloris» Джакомо Кариссими[7] и известное сочинение «Stabat Mater» Эммануэле д’Асторга[8].

Духовные сочиненияпериода второй половины XVIII века представлены редкими авторами разных стран Европы: это католическая итальянская и немецкая протестантская традиции: Miserere Пьетро Гульельми[9], мотет «Dio ti Salvi Maria» Валерио Тезеи[10], сборник духовных песен Иоганна Петера Уца[11] “Lyrische Gedichte”, положенный на музыку Иоганном Абрахамом Петером Шульцем[12]; кантата Георга Антона Кройсера[13] «Смерть Иисуса», псалом 96 на музыку Иоганна Готлиба Наумана[14].

Помимо редких хоровых духовных сочинений в библиотеке Гнесиной есть известные Месса си минор и кантата № 106, мотет “О Jesu Christ, mein’s Lebens Licht” (BWV 118b) И.С. Баха; знаменитый мотет “Excultate, jubilate” и Месса до минор В.А. Моцарта. В библиотеке хранится  малоизвестное сочинение Джоаккино Россини - кантата «Аврора», вышедшая в издательстве «Советская музыка» в 1955 году.

Интерес представляют и два, по всей вероятности, протестантских богослужебных сборника: один – рукописный, переписанный писарским почерком, имеет название “Voorspeelen” («Вступления») на голландском языке. Сборник содержит инструментальные (органные и клавирные) проигрыши перед пением псалмов (150 вступлений) и других песнопений (187 вступлений). Другой сборник издан в Лондоне под названием Responses to the commandments (ответы на возгласы “Lord, have mercy” или Kyrie eleison (Господи, помилуй) разных авторов для хора и органа. В состав сборника входит  165 номеров, музыка самых разных композиторов, от XVI до конца XIX в., от  Томаса Таллиса и Орландо Гиббонса до К.М. фон Вебера, Й. Брамса, А.Дворжака,  Ш. Гуно. Обработку этих сочинений выполнил Джордж Мартин, помощник органиста собора св. Павла в Лондоне[15]. Очевидно, этот сборник использовался для англиканских богослужений.

В библиотеке есть и русская богослужебная музыка. Это сочинения знаменитого однокурсника Гнесиной С.В. Рахманинова (знаменитое Всенощное бдение ор.37) и С.В. Панченко (Всенощное бдение и Литургия, Панихида). Интересно, что в экземпляре Литургии чернилами подписан перевод текста на немецкий язык. Возможно, сборник использовался для богослужений в  униатской церкви, где богослужение проходит по православному чину, но на другом языке. Здесь же находится и знаменитая кантата С.И. Танеева «По прочтении псалма» на стихи А.С. Хомякова (клавир, штамп на обороте обложки: «Экземпляр Елены Фабиановны Гнесиной»). Клавир «Поэмы о вожде» композитора М.А. Глуха для голоса с оркестром – произведение кантатного жанра советской эпохи.

Отдельный раздел библиотеки – сборники народных песен. Фольклором специально интересовался Михаил Фабианович Гнесин, предпринимая экспедиции в разные регионы России, а в 1914 и 1921 гг. – в Палестину и Египет. Все сборники здесь уникальны: это издания Московской этнографической комиссии при Университете (школьный сборник из 55 народных и детских песен 1904 года) и Императорского русского географического общества начала ХХ века (35 песен издания Песенной комиссии ИРГО[16] в переложении Лядова); сборник русских народных песен Римского-Корсакова в двух частях издания 1876 года; сборники венгерских, немецких, финских народных песен (венгерские – в переложении для фортепиано); антология (три тома) французской народной песни; один из первых послереволюционных сборников народной песни «Венок песен» 1919 года. Он был издан  под редакцией Надежды Яковлевны Брюсовой, сестры известного поэта-символиста, активнейшей сотрудницы Наркомпроса первых лет революции, справедливо считавшей музыкальный фольклор важнейшей составляющей детского воспитания. Удивительно интересен сборник абхазских народных песен, вышедший в 1929 году в Сухуми (напечатан в Москве)  под редакцией Константина Ковача и Кондратия Дзидзарии. Помимо записанных песен, сборник интересен еще и подробными этнографическими комментариями, с описаниями легенд, как была создана та или иная песня.

Сборник «Народные песни Виваре» (исторической области на юге Франции) в гармонизации для пения с фортепиано французского классика Венсана д’Энди (1851-1931), уроженца  этих мест – редкая публикация, сохранившаяся в библиотеке Гнесиных. Сборник сопровождается комментариями д’Энди о разных песенных жанрах (песни сгруппированы по жанрам). Гармонизации песен довольно традиционны, с преобладанием диатоники, однако во многих песнях сохранены и гармонически подчеркнуты особенности народных ладов.

Еще одна редкость – сборник песен студентов Ливерпульского университета, вышедший в  Ливерпуле в 1913 году с дарственной надписью Президента гильдии выпускников университета. Надпись адресована русским студентам, а сборник был, очевидно, передан А.Н. Савину во время одной из командировок в Англию.

Весьма интересен сборник русских народных песен, вышедший в 1947 году под редакцией С.С. Прокофьева. Его гармонизации русских песен (как бы следование практике XIX века), мелодии их записаны знаменитой фольклористкой Анной Васильевной Рудневой?, выполнены уже в середине ХХ века, что выражено в новаторской  неожиданности гармоний, настойчиво напоминающих о смене музыкальных эпох. В библиотеке хранятся 6 русских народных песен в обработке известного теоретика музыки, профессора Ленинградской консерватории Юрия Николаевича Тюлина, опубликованных в 1937 году.

Помимо сборников народных песен, в библиотеке сохранились и своеобразные памятники советской эпохи – сборники массовых песен, а также издания для художественной самодеятельности. К первым относятся немецкий сборник песен разных народов, изданный в г. Галле в 1951 году (в него вошли и советские песни); «Красноармейский песенник» 1945 года; «Песни друзей» - массовые песни, опубликованные в приложении к журналу «Советская музыка» за 1952  и 1957 годы,  а также издания массовых песен разных лет: «Наш марш» А.Лурье 1918 г.;  песни 1930-40х гг.В.Я. Шебалина,  Д.Д. Шостаковича, В.П. Соловьева-Седого, гимн Советского Союза А.В. Александрова (1948 г.) …

Издания, рассчитанные на использования в художественной самодеятельности – наследие, главным образом, послереволюционного времени (1920-30х годов). Они относятся к сериям  «Музыка массам» одноименного Всероссийского рабочего музыкального общества, возникшего в 1929 году (13 изданий); «Дешевая библиотека» (9 изданий). Главным образом, это популярные классические произведения, часто в упрощенном переложении: инструментальные и вокальные сочинения Баха (два гавота), Рамо («Тамбурин»),  Шопена (мазурки, прелюдии), Шуберта (песни, музыкальные моменты), Моцарта (Рондо alla turca), Бетховена (Лунная соната, Траурный марш из 12-й сонаты), Бизе (антракт из оперы «Кармен»), Чайковский (Вальс), Калинников («Грустная песенка»), Паганини (Каприс № 9, вариации в переложении для фортепиано), Григ (Листок из альбома), а также массовые песни: революционные гимны – Марсельеза, Интернационал.

Однако, советским послереволюционным изданиям предшествовали некоторые подобные серии, вышедшие в 1910-е годы, перед революцией. Это серия «Новейшие и любимейшие романсы, танцы, арии, марши и куплеты». В ней выходили народные песни, например, «Последний нонешний денечек» и романсы: «Ты знаешь ли край» А.Тома, «Не осенний мелкий дождичек» А.Левкасси, популярные танцы. Отдельный сборник песен посвящен хору М.Е. Пятницкого, возникшему в 1911 году в Москве: «Концерты М. Е. Пятницкого с крестьянами: О былинах и песнях великой Руси» (М., Роберт Кунцъ, 78 стр.) В составе издания: письма к Пятницкому, нотные тексты песен, статьи, программы, рецензии.

В библиотеке сохранился солидный, 180-страничный сборник общества «Музыкально-теоретическая библиотека в Москве» под названием «В помощь жертвам войны»: пьесы для разных исполнительских составов. М., П. Юргенсон, ред. Л.Вейнберг, 1916 г., В составе сборника: произведения для ф-но в 2 руки, для скрипки и ф-но, для голоса и ф-но, для виолончели, пения и ф-но, для хора а капелла 45-ти авторов, среди них: Гречанинов, Ипполитов-Иванов, Кастальский, Метнер, Рахманинов, Глазунов, Глиэр и др. Общество было основано в 1908 году, среди его учредителей были близкие друзья Гнесиных: А.Т. Гречанинов, Э.К. Розенов, Д.С. Шор, сами сестры тоже входили в состав Общества.

Часть библиотеки посвящена инструментальной музыке (квартеты и трио и иные камерные сочинения). Это произведения самых разных эпох и жанров, от барокко до ХХ века: пьесы для скрипки и фортепиано К.Ф.Э. Баха, А. Корелли, скрипичные сонаты и трио Й. Гайдна, квартеты и скрипичные сонаты Бетховена, и его сонатина для мандолины и чембало (переложенная для скрипки и фортепиано М.С. Блоком); квартеты Шуберта и Мендельсона, трио Аренского и Чайковского («Памяти великого художника») квинтет Й. Гуммеля и трио Ф.Мендельсона; различные скрипичные пьесы Чайковского, Рубинштейна, Глазунова, Раффа, Венявского, Роде, Верди, Гуно, Дворжака, концерты Дж.Виотти…

Скрипичные сочинения ХХ века представлены сонатами  для скрипки и фортепиано Л.В. Николаева, М.Ф. Гнесина и «Концертино» 1950 года польского композитора Гражины Бацевич.

В библиотеке есть еще и сочинения для виолончели: знаменитое Pezzo capriccioso Чайковского op.62 и два замечательных сочинения М.Ф. Гнесина: Соната-баллада и «Песнь странствующего рыцаря». Есть и виолончельные переложения фортепианных Ноктюрна Шопена ор.32 №1 и «Юморески» Дворжака.

Отдельно нужно сказать о сборниках инструментальных пьес, сохранившихся в библиотеке в большом количестве. Особенно много среди них фортепианных сборников разного уровня сложности, от детских до наиболее виртуозных. Есть несколько сборников фортепианных сонат Бетховена и Гайдна.

Сборников камерно-инструментальных сочинений значительно меньше, но они не менее интересны. Это и сочинения разных жанров (в том числе популярных танцевальных и виртуозных) для скрипки соло разных авторов XIX-XX веков: Брамса, Бруха, Геллера, Носковского, Бизе; и  для инструментального ансамбля (трио Аренского и Чайковского, Мендельсона и Гайдна). Есть также 2 сборника упражнений (гаммы и двойные ноты) И. В. Гржимали, учителя Елизаветы Фабиановны, а также методическое пособие самой Елизаветы Фабиановны Гнесиной-Витачек «18 маленьких этюдов: пьесы для скрипки для начинающих скрипачей» 1945 года издания.

Из сочинений для оркестра ХХ века – симфоническая поэма М.О. Штейнберга «В Армении» издания 1948 года и танцевальная сюита Н.К. Чемберджи для большого оркестра (Музгиз, 1944).

В библиотеке Гнесиных есть и три издания популярной музыки для аккордеона – два сборника концертных пьес и полька «Марьянка». Все ноты изданы в Берлине и Вене в 20-30-х годах прошлого века.

Все музыкальные сочинения, хранящиеся в нотной библиотеке Елены Фабиановны, назвать невозможно,  по причине их многочисленности и разнообразия. Однако уже это, весьма беглое перечисление музыкальных жанров, дает некоторое представление о богатстве нотного собрания семьи Гнесиных.

 

[1] Буквально «Дом трех девушек» (нем.)

[2] Марко да Гальяно (1582-1643) – итальянский композитор раннего барокко.

[3] Аллегри, Грегорио (1582—1652) — итальянский композитор и священник, руководитель хора Сикстинской капеллы в Риме (1629-1652).

[4] Виадана Лодовико (1560-1627) – итальянский композитор и педагог, монах-францисканец.

[5] Анерио  Джованни Франческо (1567-1630) – композитор Римской школы.

[6] Нанино Джованни Мария (1544-1607) – композитор Римской школы, автор мадригалов, учитель Г.Аллегри.

[7] Кариссими Джакомо (1605-1674) – итальянский композитор раннего барокко, автор многочисленных кантат и ораторий.

[8] д’ Асторга, Эммануэле (1681-1736) – итальянский композитор позднего барокко.

[9] Даты жизни П. Гульельми – 1728-1804.

[10] Даты жизни В. Тезеи - 1749-1804.

[11] Уц Иоганн Петер (1720-1796) – немецкий поэт эпохи Просвещения, один из основателей поэтического кружка «Союз галльских поэтов», перевел на немецкий и издал  оды Анакреона.

[12] Шульц Иоганн Абрахам Петер (1747-1800) –немецкий композитор, уроженец Люнебурга , теоретик, ученик И. Кирнбергера. Работал в разных городах Европы, в том числе, Смоленске (!) и Копенгагене.

[13] Kreusser G. A.  (1743|46? -1810) Der Tod Jesu, кантата ?

[14] Науманн Иоганн Готлиб (1741-1802) – немецкий композитор, дирижер.

[15] Edited by George C. Martin. - London and New York: Novello, Ewer and co. - 174 p.,  б.г.  [2-я пол.XIX в.]

[16] Императорское русское географическое Общество.

  • YouTube
bottom of page