top of page

Экспозиция Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной

Кабинет

Кабинет Елены Фабиановны Гнесиной использовался ею и как рабочий кабинет директора, а затем художественного руководителя института (у нее не было специального кабинета – только домашний), и как класс для занятий с учениками-пианистами, и как гостиная, где она принимала всех гостей, среди которых были известнейшие люди.

Неудивительно, что в центре кабинета – два рояля. Оба они – фирмы «Bechstein». На этих замечательных инструментах, возраст которых – более века, играли многие выдающиеся пианисты. Более старый, черный рояль принадлежал выдающемуся русскому критику, профессору Московской консерватории Н. Д. Кашкину (1839–1920). Именно он посоветовал сестрам Гнесиным организовать свое учебное заведение, напутствуя их «пророческими» словами: «Смело беритесь за дело! Открывайте школу, и вы увидите – у вас будет тридцать учеников, потом шестьдесят, потом сто!». Как рассказывала Ел. Ф. Гнесина, «предсказание совершенно исполнилось». Семья Кашкина подарила этот рояль Гнесиной в 1942 году, и с тех пор он стоит в ее кабинете. Другой, коричневый рояль, как следует из рассказа Елены Фабиановны, был приобретен ею по выбору С. В. Рахманинова. Помимо Рахманинова, Кашкина и самой хозяйки к клавишам роялей прикасались и С. Т. Рихтер, и Е. Ф. Светланов, и ее многочисленные ученики, и многие-многие музыканты на протяжении более полувека. Уже в период существования музея здесь выступали такие замечательные пианисты, как М. И. Гринберг, Т. П. Николаева, Т. Д. Гутман, О. Д. Бошнякович…

На черном рояле – большая китайская ваза, принадлежавшая А. Н. Скрябину – гениальному однокурснику и соученику Ел. Ф. Гнесиной по классу В. И. Сафонова. Её подарила после кончины композитора его вдова Т. Ф. Шлецер (подобная ваза имеется и в Музее А. Н. Скрябина, в доме, где он жил последние годы). Здесь же – и маленький «макет» коричневого рояля, сделанный ученицей Ел. Ф. Гнесиной С. В. Сербиновой в 1958 году.

Другие рояльчики-шкатулочки являются подарками С. Т. Рихтера (1915–1997). Великий пианист познакомился с Ел. Ф. Гнесиной еще в свои молодые годы, когда долгое время ему негде было заниматься. Елена Фабиановна предоставила ему возможность играть по ночам в зале на Собачьей площадке, а позднее – и в зале Школы-десятилетки в новом здании на Поварской. Рихтер очень трогательно относился к Гнесиным: среди его подарков – два маленьких сувенирных рояля (один привезен из Чехии и стоит на рояле, а другой, фарфоровый – из Франции – находится на письменном столе) и собственная картина (пастель) «Противоположный берег», изображающая вид реки Сены в Париже и выдержанная в золотисто-голубых тонах. В фонде музея – несколько открыток от Рихтера, присланных Гнесиным с гастролей из разных уголков мира. На двух фотографиях, стоящих на рояле – С.Рихтер в 1950-е годы. На одной из них он держит на руках кошку Китти – последнюю из любимых кошек Ольги Фабиановны. Подпись Рихтера на обороте этого фото: «Елене Фабиановне от Славы и Китика. 1955».

Среди других – на рояле фотография главного учителя Елены и Евгении Гнесиных В. И. Сафонова (1852–1918), крупнейшего музыкального деятеля, пианиста, дирижера, педагога, директора Московской консерватории, главы Московской фортепианной школы. По его классу Евгения Фабиановна закончила Московскую консерваторию с серебряной медалью (в 1889 г.), а Елена Фабиановна занималась у него в течение двух лет (1888–1890). Сафонов подарил свою фотографию в 1899 г., а над роялем висит самый большой портрет в комнате – фотопортрет Сафонова, сделанный в Вильно. Из всех многочисленных учеников Сафонова именно Елена Гнесина унаследовала уникальный талант руководителя учебного заведения, музыкального общественного деятеля и строителя (нелишне напомнить, что здание Московской консерватории появилось благодаря усилиям Сафонова).

Также с автографом три имеющихся в кабинете (и относящихся к разным периодам – две из них вывешены на стене над роялями) фотографии Р. М. Глиэра (1875–1956) – выдающегося композитора, близкого друга Ел. Ф. Гнесиной, одного из самых первых педагогов училища Гнесиных. Его семья на протяжении многих лет была тесно связана с семьей Гнесиных: так, жена Глиэра М. Р. Ренквист-Глиэр была ученицей Гнесиной, обладательницей первого свидетельства об окончании училища Гнесиных в 1901 году, а младшая дочь Валентина – крестницей Елены Фабиановны.

Многих удивляет, что на рояле находится еще один инструмент, казалось бы, совершенно неожиданный для кабинета пианистки – обыкновенная балалайка фабричного производства. Все объясняет надпись: это подарок Елене Фабиановне от благодарных студентов и педагогов факультета народных инструментов Института имени Гнесиных на ее 85-летие (в 1959 г.). В Институте (как и в училище) впервые в стране было открыто обучение по многим специальностям: это стало важнейшим принципом работы Гнесинских учебных заведений. Появившийся в 1948 году первый в стране факультет, где учились исполнители на народных инструментах, быстро развивался и сейчас является крупнейшей «кузницей кадров» музыкантов высочайшего класса, выпускники которого известны во всем мире.

Стены над роялями плотно завешены портретами выдающихся деятелей мирового искусства. «Здесь все боги», – рассказывала о них Гнесина. Портреты русских композиторов-классиков являются репродукциями живописных изображений: Глинки и Мусоргского – с известных портретов И. Е. Репина, Римского-Корсакова – с портрета В. А. Серова, Чайковского – с портрета Н. Д. Кузнецова. Однако, большинство из фотографий подарены самими людьми, изображенными на них, с дарственными надписями-автографами. Помимо В. И. Сафонова, Елене Гнесиной довелось один год учиться у великого музыканта Ф. Бузони (1866–1924) – в это время он преподавал в Московской консерватории. Все четыре фотографии Бузони запечатлели его в разные периоды жизни. На одной – дарственная надпись по-немецки: «Моему другу Елене Гнесиной с большим чувством. 1912». Она была сделана во время встречи в Москве, состоявшейся более чем двадцать лет спустя окончания учебы Гнесиной, во время приезда Бузони на гастроли, о чем Елена Фабиановна интересно рассказывает в своих воспоминаниях. На этой же стене, в углу находится фотография другого знаменитого пианиста – В. Бакхауза, также приезжавшего с концертами в Москву и подарившего свой автограф (1928 г.). Рядом – фотография одного из самых замечательных русских композиторов и пианистов Серебряного века, современника Гнесиных Н. К. Метнера (1880–1951). Среди трех фотографий Метнера одна является уникальной: здесь он снят за роялем во время концерта в ныне не существующем Малом зале Благородного собрания – до революции известном концертном зале Москвы. Здесь же имеется и фотография с карандашного портрета Ел. Ф. Гнесиной 1946 года с ее надписью: «Дарю этот снимок автору "снимка” Савве Григорьевичу. Почти моментальный “cнимок”».

В нижнем ряду на стене, которая расположена около обоих роялей, находятся фотография с дарственной надписью знаменитой актрисы Малого театра, почти полвека возглавлявшей Всероссийское театральное общество – А. А. Яблочкиной (1866–1964), и рисунок, изображающий М. М. Ипполитова-Иванова (18591935) – композитора, дирижера, сменившего Сафонова на посту директора Московской консерватории. Автором рисунка является А. Н. Мазаев, рисовавший многих музыкантов, в свое время бывший учеником отделения композиции и теории музыки Училища (тогда Техникума) им. Гнесиных по классу М. Ф. Гнесина. Ипполитов-Иванов изображен во время дирижирования (интересно, что уже в последний период жизни, будучи чрезвычайно занятым, он согласился стать первым руководителем студенческого симфонического оркестра в Училище им. Гнесиных). Здесь же, на стене – и фотография М. М. Ипполитова-Иванова с его автографом. Две фотографии с дарственными надписями – М. И. Чайковского (1850–1916), младшего брата великого композитора, литератора. На одной надпись: «Елене Фабиановне Гнесиной на память о лете 1913 года». В течение пяти лет сестры Гнесины жили на даче в Демьяново, около Клина, где М. И. Чайковский жил (уже в качестве директора музея) в Доме-музее П. И. Чайковского. Между ними сложились дружеские отношения. Еще на одной фотографии М. И. Чайковский запечатлен вместе с С. И. Танеевым в Клину, во время их встречи. Замечательный композитор С. И. Танеев (1856–1915), профессор Московской консерватории, которого назвали «музыкальной совестью Москвы», преподавал сестрам Гнесиным контрапункт во время их учебы в консерватории. Его фотография – в центре стены, а внизу находится снимок, который был сделан для публикации в газете на чествовании Танеева в 1913 году, после исполнения всех его квартетов. Танеев – в центре, окруженный почти всеми известными музыкантов Москвы, среди которых и Елена, и Ольга Гнесины.

С правой стороны стены – фотография А. С. Аренского (1861–1906), также бывшего педагогом сестер Гнесиных в консерватории: этот известный композитор вел класс гармонии. Здесь же – фотопортреты двух знаменитых братьев – Антона и Николая Рубинштейнов, сыгравших грандиозную, основополагающую роль в развитии музыкального образования в России. Эти портреты были подарены сестрой великих музыкантов – С. Г. Рубинштейн (1842–1919), когда-то жившей по соседству с Гнесиными на Собачьей площадке. Они часто бывали у Софьи Григорьевны – известного вокального педагога, чья фотография также висит на стене. Время учебы Гнесиных в Московской консерватории – поистине ее «золотой век».

Помимо крупнейших музыкантов, бывших учителями Гнесиных, их соучениками и друзьями также были талантливейшие молодые композиторы и пианисты, прославившие русскую музыку. Так, другом и единомышленником Евгении Фабиановны Савиной-Гнесиной был композитор А. Т. Гречанинов (1864–1956), выдающийся автор духовной музыки. Он специально написал и много хоровых произведений, и детские оперы для исполнения в Школе Гнесиных: замечательным начинанием Евг. Ф. Савиной-Гнесиной были детские оперные спектакли, которые регулярно готовили ученики школы. После отъезда за границу А. Т. Гречанинов не прерывал связей с Гнесиными, поддерживал переписку. Фотография с карандашного портрета композитора работы С. Сорина, висящая справа на стене, была прислана им с дарственной надписью из США в 1946 году. Другая его фотография с автографом относится еще ко времени совместной работы с Гнесиными – она сделана в 1909 году. Среди друзей семьи, представленных на фотографиях – М. О. Штейнберг (1883–1946), представитель петербургской композиторской школы, ученик и зять Н. А. Римского-Корсакова. Он учился одновременно в одно время с М. Ф. Гнесиным и на всю жизнь стал его самым близким другом.

 Однокурсниками Елены Гнесиной были два гения русской музыки, самые крупные представители Серебряного века: это А. Н. Скрябин (1872–1915) и С. В. Рахманинов (1873–1943). Кроме большого фотопортрета А. Н. Скрябина, сделанного в 1909 году (он висит на стене в верхнем ряду справа) интересна маленькая фотография с дарственной надписью, датированной 29 января 1915 года – всего за три месяца до его смерти. На ней слова: «Многоуважаемой Елене Фабиановне Гнесиной с упреком за чрезмерное баловство его детей от искренне преданного автора их», – ведь дети Скрябина Юлиан и Ариадна были учениками Школы Гнесиных (по классу Марии Фабиановны Гнесиной). Рядом с этой уникальной фотографией – две фотографии с автографами С. В. Рахманинова. Елена Фабиановны боготворила своего великого соученика, оставив о нем интереснейшие воспоминания: в свое время они даже сидели за одной партой. Одна из фотографий (продублированная и на письменном столе Гнесиной) с надписью «от старого товарища по консерватории» относится к 1912 году. А под фотопортретом 1916 года – нотный автограф, представляющий собой гармонизацию – несколько аккордов – нот «EFG», музыкальных инициалов Елены Фабиановны Гнесиной. В рассказе, записанном на магнитофонную пленку, она вспоминала, как вышила Рахманинову на день рождения подушку, где были и эти «ноты-инициалы», после чего в благодарность получила от композитора такую фотографию с музыкальным посвящением.

Среди коллективных фотографий также есть запечатлевшие выдающихся людей. На одной из них, сделанной на собрании композиторов в 1947 г., изображены, в том числе, М. Ф. Гнесин, С. Н. Василенко, А. Б. Гольденвейзер, Р. М. Глиэр. А на фотографии 1950 года в ЦДРИ после концерта С. Т. Рихтера его поздравляют Ел. Ф. Гнесина, А. В. Нежданова и О. Л. Книппер-Чехова. Еще одна встреча, где присутствуют многие музыканты, включая Ел. Ф. Гнесину, заснята во время приема популярного американского певца П. Робсона в 1949 году. Участники Всесоюзного совещания музыкальных деятелей в 1937 году – на парадном снимке, где среди многих известных музыкантов в первом ряду сидит Ел. Ф. Гнесина.

И, конечно, среди портретов известнейших музыкантов страны есть непосредственные воспитанники Гнесинских учебных заведений. Это – любимый ученик Ел . Ф. Гнесиной, победитель самого первого из существующих ныне конкурсов музыкантов-исполнителей – Конкурса имени Ф. Шопена в Варшаве – Л. Н. Оборин (1907–1974). У Елены Фабиановны он занимался в детстве, а на фотографии с дарственной надписью запечатлен уже в период широкой известности, будучи профессором Московской консерватории. Другой знаменитый гнесинец – А. И. Хачатурян (1903–1978), учившийся у М. Ф. Гнесина в Техникуме им. Гнесиных. Выдающийся советский композитор, он был обязан Гнесиным своим музыкальным будущим и очень тепло относился к ним всю жизнь, о чем свидетельствует дарственная надпись к Ел. Ф. Гнесиной на фотографии, сделанной уже в 1963 году. Именно профессор Института им. Гнесиных и Московской консерватории А. И. Хачатурян торжественно открыл музей для посетителей 25 февраля 1970 года.

Письменный стол Ел. Ф. Гнесиной орехового дерева – большой, с двумя тумбами, большим выдвижным ящиком. Он покрыт зеленым сукном, на котором расположена верхняя часть – шкафчик с закрытыми и открытыми полками. Все на письменном столе сохраняется в неизменном виде. Елене Фабиановне постоянно надо было звонить в многочисленные организации, связываться с различными людьми по вопросам жизни учебных заведений. В правой части стола – два редко замолкавших телефона: обычный и «прямой линии», соединявшийся с ректоратом института, а также две записные книжки (они заполнялись в 1960-е годы). На письменной части стола стоят несколько сувениров-подарков от различных лиц. Сувенирный стаканчик с выгравированными на нем датой «15 февраля» – день основания учебных заведений имени Гнесиных (в 1895 году), музыкальными «инициалами» Ел. Ф. Гнесиной и картинкой, изображающей пианиста за роялем – подарок скрипача, воспитанника и педагога-гнесинца К. М. Семенцова-Огиевского, тогда как символическое «перо Синей птицы» (сувенирная ручка, сделанная в Германии) подарено Н. И. Сац – основателем и руководителем первого в мире драматического театра для детей и первого в мире музыкальноо театра для детей. На столе еще немало сувениров: фигурки Айболита, цапли, контрабасиста (сделана из проволоки – подарена певцом, выпускником-гнесинцем С. Б. Яковенко), деревянный пенал с хохломской росписью (подарок скрипача, также гнесинца В. А. Пикайзена), «гроздь винограда», «пагода», а также целый ряд вазочек: в китайском стиле (из перегородчатой эмали – подарок ученицы Д. А. Бубыревой-Петруниной), «под мрамор», «под малахит» (из чешского стекла – подарок ученицы и ассистента Т. С. Герасимович), хрустальная ваза для цветов.

На столе стоят несколько исторических фотографий. Это – встреча Ел. Ф. Гнесиной с первым в мире космонавтом Ю. А. Гагариным, происходившая в ее кабинете 23 января 1964 года. На шкафчике – фотопортрет в деревянной резной раме, украшенной короной. Такой импозантный портрет – дар королевы Бельгии Елизаветы (1876–1965), с ее собственной дарственной надписью на русском языке. Королева, увлекавшаяся музыкой и игравшая на скрипке, основатель международного конкурса (ныне ее имени), приезжала в Москву на конкурс имени П. И. Чайковского и посетила Институт им. Гнесиных и лично Елену Фабиановну в 1962 году. Фотография певца И. А. Алчевского (1876–1917) всегда напоминала Гнесиным о замечательном музыканте, немало исполнявшем произведения М. Ф. Гнесина (о нем и Елена, и Михаил Гнесины оставили замечательные воспоминания). В парной фоторамке – фотопортреты младшей сестры Ольги Фабиановны Александровой-Гнесиной и ее мужа, химика, профессора Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского, генерал-майора Д. К. Александрова. На полках письменного стола стоят все те же издания, что и при жизни (в том числе учебные программы, справочники и книги о Московской консерватории, где училась Гнесина). Здесь же «волшебные тюльпаны» – сувенирный светильник. Обратим внимание и на старинную лампу с абажуром цвета морской волны: эта лампа, первоначально керосиновая, была переделана в электрическую.

Между письменным столом и роялем на круглом столике красного дерева стоит электропроигрыватель литовской фирмы «Эльфа», на котором Ел. Ф. Гнесина слушала грампластинки, начиная с 1959 года. Этот проигрыватель был подарен ей пианистом, профессором Института им. Гнесиных А. Л. Иохелесом. Торшер с тремя лампочками способствовал уютной атмосфере в кабинете. У письменного стола – два кресла из большого дореволюционного гарнитура, обшитого зеленым плюшем. Одно из них, в котором постоянно сидела хозяйка дома – с колесиками, приспособленными в 1955 году, после того, как Ел. Ф. Гнесина сломала ногу. Поворачивая кресло к роялю, она могла играть во время занятий со студентами. Между креслами – столик для рукоделия.

А около окна рядом с письменным столом – этажерка-вертушка. На ней – книги о музыке и журналы, расположенные в таком же порядке и при жизни Ел. Ф. Гнесиной. Тем более, прежний порядок сохраняется в «американском» нотном шкафу, где стоят собрания сочинений для фортепиано большинства композиторов-классиков. Эти тома включали наиболее авторитетные издания своего времени и использовались для сверки при работе, а почти все переплеты были заказаны и подарены Гнесиным в 1915 году, к двадцатилетию их училища. Любопытно, что старый «американский шкаф» красного дерева установлен на ломберном столике – также старинном и также красного дерева.

Стоящий у окна аквариум при жизни Гнесиной всегда был наполнен рыбками, которых с удовольствием кормили приходившие дети (когда-то хорошо занимавшимся ученикам разрешали это в качестве награды). Ныне рыбок нет, но аквариум сохраняет свой вид. На нем – сувенирные изделия из кости: сказочный Емеля со щукой и бабочка. «Жакоб» (или «джекоб» – тип закрытого шкафа в стиле рококо) – еще один предмет красного дерева. На нем стоит специальное устройство-транслятор, сделанное по просьбе Елены Фабиановны после полученной ею травмы, ограничившей ее возможности передвижения. Для того, чтобы иметь возможность постоянно слушать все, происходившее в зале Института – концерты, экзамены, зачеты, – для нее была сделана постоянная трансляция из зала в кабинет. Стоящий на «жакобе» динамик давал возможность в любой момент включить и слушать эту трансляцию. Телевизор «Темп-3» (производства конца 1950-х) стоит в углу кабинета. Между телевизором и большим книжным шкафом стоит металлическая этажерка с нотами.

 Большой трехстворчатый книжный шкаф (розового дерева) – главный книжный шкаф в квартире Ел. Ф. Гнесиной. В нем находятся не только книги о музыке, но и много нот для разных составов исполнителей (в том числе клавиры опер), и некоторые поздравительные адреса, полученные Еленой Фабиановной во время юбилеев. На мощном шкафу стоит большая ваза в форме «рюмки» и четыре скульптуры: два бюста – Елены и Ольги Гнесиных и две немецкие скульптуры – Моцарт со скрипкой и Шопен. Бюст Ел. Ф. Гнесиной работы Л. Е. Кербеля выполнен из белого гипса в 1951 году. Это один из двух вариантов скульптурного портрета, над которым автор работал с большим удовольствием (второй находится в Российском национальном музее музыки). Бюст О. Ф. Александровой-Гнесиной из серого гипса принадлежит Г. П. Бессарабскому. Перед книжным шкафом стоит интересный столик красного дерева – это «сороконожка» из четырех выдвигающихся столиков разного размера. На столике размещаются четыре фотоальбома. Два из них посвящены Детской музыкальной школе (семилетке) имени Гнесиных и сделаны к ее 60-летию в 1955 году. Один – хроника 90-летнего юбилея Ел. Ф. Гнесиной, который праздновался в июне 1964 года. Самый необычный – «Альбом Леночек», подаренный «от всех Леночек, названных в Вашу честь» в 1951 году. Все девочки, 32 фотографии которых (с указанием имени, фамилии и даты рождения) помещены в альбоме, – дочери и внучки учеников и близких Елены Фабиановны.

Уголок кабинета-гостиной обозначен диваном и четырьмя креслами гарнитура из зеленого плюша (в кабинете находятся и другие кресла из этого гарнитура). Эти предметы хранят память о многих гостях Гнесиной – фотографии некоторых также висят в этом уголке. На овальном столике красного дерева, украшенном медной инкрустацией – торшер со специальной инкрустированной обшивкой деревянного основания и красиво вышитым абажуром с бахромой. Около двери располагается еще один, круглый столик, на котором находятся два подаренных Елене Фабиановне альбома (уже в 1960-е годы): это фотографии Дома-музея Э. Грига в Трольхаугене и фотоальбом к 70-летию Школы-семилетки им. Гнесиных. В самом углу комнаты, за диваном стоит столик, на котором установлен оригинальный макет кабинета Ел. Ф. Гнесиной. Он был изготовлен в 1950 году Е. А. Ягодиной – матерью одного из ее любимых учеников, Ильи Ягодина, и представляет собой комнату в миниатюре (по принципу театрального макета, который внутри освещается маленькой лампочкой) с фигуркой хозяйки за одним из роялей. Любопытно сравнить современный вид комнаты с тем, что так тонко и детально запечатлено в этом макете. На стене над макетом, среди фотографий – маленькая полочка с маленьким кувшинчиком, под которым подостлан специально вышитый кружевной платочек.

На стене уголка кабинета-гостиной, рядом с большим книжным шкафом, висит целый ряд фотографий семьи Гнесиных: это большие фотопортреты, в старых деревянных рамах – сестер Евгении (1920-х годов), Марии (1900-х) и Ольги (1930-х) Гнесиных, мужа Евгении Фабиановны – Александра Николаевича Савина (начала 1920-х). Ниже, под литографией, изображающей мать Гнесиных – Беллу Исаевну – фотография, сделанная уже около 1950 года. Елена Фабиановна подписала ее «Три сестры»: здесь она запечатлена с двумя младшими сестрами – Елизаветой и Ольгой. Фотография сына Елизаветы Фабиановны – композитора Фабия Витачека сделана в 1940 году и является коллажем, включающим рисунок, сделанный Э. Бондарь. Однако, большая часть фотографий семьи, по традиции, располагается в спальне. В нижнем ряду располагаются несколько фотографий выдающихся личностей. В правом углу – историческая фотография 1950 года, сделанная в ЦДРИ в 1950 году. Она получила шуточное наименование «Четыре великих старухи»: на ней изображены великая певица А. В. Нежданова, крупнейшие актрисы А. А. Яблочкина и О.Л.Книппер-Чехова и музыкант-педагог Ел. Ф. Гнесина. На фотографии три автографа – Неждановой, Яблочкиной и Гнесиной. А в левом углу – фотопортрет знаменитого скульптора С. Т. Коненкова (1874–1971), с его дарственной надписью: «Дорогой ровеснице. 8 марта 1966» (и дарителю, и адресату надписи было в эту пору по девяносто два года!).

 Значительную часть соседней стены занимает большой портрет Ел. Ф. Гнесиной работы В. Ю. Апфельбаума. Гнесина сидит за роялем, возможно, во время урока, ее лицо развернуто к зрителю. Белые волосы в высокой прическе красиво сочетаются с белым кружевным жабо блузки. Одна рука лежит на клавиатуре, другая опирается на подлокотник кресла.

Под портретом висит много фотографий непосредственных учеников Елены Фабиановны и других воспитанников Гнесинских учебных заведений. Две фотографии относятся еще к середине 1920-х годов. На первой – учащиеся Техникума (училища) им. Гнесиных с Евгенией и Еленой Гнесиными, на второй – класс М. Ф. Гнесина – первого класса «творческого отдела» техникума, где вместе с Михаилом Фабиановичем и его коллегой Д. Р. Рогаль-Левицким запечатлены такие его ученики, как А. Хачатурян, Е. Месснер, Б. Страннолюбский, С. и О. Скребковы, Е. Акулов и многие другие. Здесь есть и фотографии Ел. Ф. Гнесиной со своими выпускниками Училища (1927, 1929) и Института (1950-е); всего класса профессора Гнесиной 1944 года, где за роялем 13-летний Геннадий Рождественский, будущий знаменитый дирижер. Очень обаятелен снимок большой группы учеников детской школы с Гнесиной и руководителем хора Е. В. Давыдовой (1940). На цветном фото (сделанном для журнала «Советская женщина» в 1949 году) Елена Фабиановна с ее единственным в тот период школьным учеником, горячо любимым Илюшей Ягодиным. Есть здесь и фотографии известных военачальников с дарственными надписями: Маршала К. Е. Ворошилова (15 февраля 1963 г.) и генерала С. С. Шатилова (1961 года). К. Е. Ворошилов и Ел.Ф. Гнесина, у которых сложились очень добрые отношения, запечатлены на снимке вместе с учениками-гнесинцами во время посещения Клементом Ефремовичем нового здания института в 1947 году. На нескольких фотографиях – встречи с бывшими учениками. Так, на одной из них Елена Фабиановна за праздничным столом со знаменитыми воспитанниками-гнесинцами, народными артистами СССР Л. Н. Обориным и Т. Н. Хренниковым в традиционный праздник, день основания учебных заведений 15 февраля. Это – последнее празднование Гнесинской годовщины, в котором она принимала участие, в 1966 году. На другой – они с Т. Н. Хренниковым вдвоем в 1964 году в Доме творчества композиторов «Руза», где Гнесина отдыхала в последние годы жизни (снимала жена композитора – К. А. Хренникова). Еще один выдающийся композитор-гнесинец – А. Я. Эшпай – рядом с Еленой Фабиановной на цветной фотографии 1965 года, сделанной в ее кабинете японским пианистом В. Н. Такеноучи. Е. В. Давыдова (1902–1981) – выдающийся педагог по сольфеджио и хоровому пению, любимая ученица, «дочка» Гнесиной – запечатлена вместе с любимой учительницей. Победительница Третьего международного конкурса имени Чайковского, виолончелистка К. Георгиан, выпускница Спецшколы им. Гнесиных, подарила свою фотографию с автографом сразу после победы на конкурсе.

Особое отношение у Ел. Ф. Гнесиной было к победителю Первого конкурса имени П. И. Чайковского среди пианистов в 1958 году – Вану Клиберну (1934–2013). Обожаемый тысячами поклонников в нашей стране, американский пианист был продолжателем русской фортепианной школы: он учился у Розины Левиной (1880–1976) – воспитанницы В. И. Сафонова в Московской консерватории, когда-то – соученицы Гнесиной. Услышав Клиберна и восторгаясь его игрой, Гнесина мечтала о встрече с ним. В итоге, встречи состоялись дважды: он приходил в квартиру во время гастролей 1960 и 1965 годов (оба раза тайно – через вход с Хлебного переулка, чтобы уберечь Клиберна от «растерзания» поклонниками). На двух фотографиях запечатлена последняя встреча в кабинете Ел. Ф. Гнесиной. В 1964 году она написала в США Р. Левиной о своем отношении к Клиберну и вскоре получила в ответ фотографию с дарственной надписью: «С восторженным воспоминанием о том влиянии, которое семья Гнесиных оказала на развитие музыкального образования в России. Розина Левина. 1964» (эта фотография висит на этой же стене). В 2004 году В.Клиберн присутствовал на открытии памятника Елене Фабиановне Гнесиной перед входом в Концертный зал Академии им. Гнесиных и выступил с проникновенными словами о ней.

 Отметим и другие фотографии с дарственными надписями – от абсолютно разных, незаурядных личностей. Это – итальянская певица Тоти даль Монте (1893–1975), посетившая Елену Фабиановну в 1963 году. Один из самых знаменитых певцов России – П. А. Хохлов (1854–1919): с ним Гнесина часто выступала в ансамбле в концертах последних лет XIX века. Будучи первым исполнителем партии Евгения Онегина в постановке оперы П. И. Чайковского в Большом театре, он подарил свой фотопортрет в этой роли Елене Фабиановне в 1899 году с дарственной надписью (он висит справа от двери). А партию Роберта в опере «Иоланта» певец готовил вместе с Ел. Ф. Гнесиной (впоследствии она написала воспоминания о Хохлове). Под этим портретом – фотография А. В. Луначарского (1875–1933), с дарственной надписью, сделанной в 1931 году. Познакомившись с ним в имении общих друзей – Гончаровых – еще в 1901 году, Гнесина постоянно общалась с ним в связи с работой возглавляемых ею учебных заведений в период 1918–1928 годов, когда Луначарский был наркомом просвещения. Он сыграл важную роль в тяжелое время, способствуя национализации и последующей работе Училища Гнесиных, неоднократно бывал на концертах учащихся. Внизу в этом ряду – «Катюша» – героиня Великой Отечественной войны Е. И. Михайлова-Демина. Прочитав уже в начале 1960-х годов о ее подвигах в газете, Елена Фабиановна написала ей письмо, в ответ получив этот снимок. Правее – фотография замечательного хормейстера А. Б. Хазанова (1906–1984), работавшего в Большом театре и бывшего первым руководителем хора студентов Института имени Гнеcиных.

На дверях кабинета – китайский шелковый «гобелен», подаренный Елене Фабиановне педагогами-гнесинцами, работавшими в Китае в 1956–1958 гг. Между дверью и роялем стоит старый книжный шкаф конца XIX века, в свое время принадлежавший Евг. Ф. Савиной-Гнесиной – старшей сестре Ел. Ф. Гнесиной. В нем размещены собрания сочинений русских и зарубежных писателей и книги по истории из библиотеки мужа Евгении Фабиановны А. Н. Савина, профессора истории Московского университета. На шкафу расположены интересные предметы декоративно-прикладного искусства: это два деревянных ковша, инкрустированных в духе русских народных промыслов. Один из них – весьма обширная чаша, другой, меньший по размеру, – с головой богатыря. Они использовались как вазы для раздачи выпечки на общих праздниках в Доме Гнесиных. А над шкафом висят большие стенные часы красного дерева фирмы «Мозер». Сейчас бой часов не действует (но каждый сентябрь на «Посвящениях в студенты» первокурсников Академии имени Гнесиных он воспроизводится вручную в момент торжественного вручения зачетных книжек).

Над дверью – замечательный пейзаж В. Апфельбаума «Берег реки Оки. Лодки», создающий картину жаркого летнего дня. Натюрморты художника – «Сирень», «Ландыши», «Розы и чашки» – впечатляют сочностью, яркостью красок, многообразием цветовой палитры, что создает радостное настроение и оживляет интерьер кабинета-гостиной.

Уникальными экспонатами являются акварели – изображения интерьеров домов, обстановки ушедшего времени. На стене около письменного стола – две акварели Е. Каменцевой «Интерьер дворца княгини Шаховской» в Покровском-Глебове под Москвой. Известно, что в Покровском-Глебове рядом с имением в XIX веке находились великолепные дачи, которые снимали весьма состоятельные люди. В начале ХХ века там отдыхали деятели литературы, театра, в их числе были и Каменцева с мужем. Впоследствии имение было разрушено, и акварели художницы дают нам возможность увидеть то, чего уже давно не существует: изящную мебель и убранство комнат великолепного дворца. Также уникальны интерьеры имения Гончаровых Полотняный завод, запечатленные художницей О. Д. Гончаровой (1899–1949), дочерью Дмитрия Гончарова – друга Ел. Ф. Гнесиной, последнего владельца имения, которое было разрушено и разграблено в годы революции. В этом имении Елена Фабиановна часто гостила во время каникул, там было три собственных театра – оперный, драматический и для рабочих. Каждое лето Полотняный завод привлекал многих артистов, друживших с Д. Д. Гончаровым (1873–1908) – выдающейся личностью, артистичной натурой, деятельным промышленником и социал-демократом) и его женой, певицей В. К. Гончаровой (Новицкой). Акварели выдержаны в светлых зелено-желтых тонах: зеленые и желтые цвета мягкой мебели, обоев гармонируют с бледным оттенком камина и декоративных колонн. В доме Гончаровых было 59 комнат, но лишь две из них остались в цветном изображении на этих акварелях. При восстановлении имения (музей в Полотняном заводе открыт в 1999 году) были учтены эти уникальные работы. Еще один интерьер исчезнувшего дома – «Кабинет Евг. Ф. Савиной-Гнесиной на Собачьей площадке» В. Логинова, товарища племянника Гнесиных Николая (сына их старшего брата Александра) – запечатлел обстановку дома Гнесиных еще до первой мировой войны. На переднем плане изображен зеленый мебельный гарнитур, доныне сохраняющийся в музее.

Среди работ известных живописцев – Портрет Бетховена работы Л. О. Пастернака (1862–1945) – выдающегося художника, отца Б. Л. Пастернака, дружившего с семьей Гнесиных. Рисунок углем хранится в фондах Музея, а литография с него висит в кабинете Елены Фабиановны над жакобом. Кисти И. Л. Бруни (1920–1994), потомственного акварелиста, представителя знаменитой династии художников Бруни, принадлежит акварель «Гурзуф» (1949 г.), висящая над письменным столом – пейзаж с видом на море и горы Крыма.

Над роялем висит «Деревенский пейзаж» П. А. Радимова (1887–1967), последнего председателя Товарищества художников-передвижников, художника и крестьянского поэта, а также два пейзажа его дочери, Т. П. Радимовой (1916–2000). Над нотным шкафом – выполненное ею же изображение дома в городе Воткинске, где родился П. И. Чайковский.

Кроме работ известных художников, в музее есть картины художников-любителей, знакомых Гнесиных, которые, тем не менее, весьма интересны и примечательны. Так, в кабинете Ел. Ф. Гнесиной находится аппликация Ждановой (жены известного певца, друга Гнесиных В. И. Садовникова) «Осень. Последние листья», выполненная из ниток и ткани – на первый взгляд ее можно принять за живопись. В этой работе поражает подбор цветов ниток, удивительно точно передающих цвета осенних листьев: желтый, красновато-бурый, пепельно-серый.

  • YouTube
bottom of page