top of page

Воспоминания А. И. Хачатуряна о Елене Фабиановне Гнесиной

Думая о Елене Фабиановне Гнесиной, невольно обращаюсь к воспоминаниям. Это было давно. В 1921 году я приехал из Тбилиси в Москву. Мне уже шел 19-й год, но я вовсе не был уверен в том, что музыка — мое призвание. Только друзья утверждали в один голос, что я должен заниматься именно музыкой. И вот одна из воспитанниц школы Гнесиных Ашхен Степановна Мамиконян привела меня в старенькое здание на Собачьей площадке (теперь его уже нет). Экзамен состоял в том, что я отгадывал ноты и по слуху играл на рояле. Так я впервые переступил порог Гнесинского техникума, и первой меня встретила здесь и по-матерински ободрила Елена Фабиановна Гнесина.

Вся обстановка, царившая в техникуме, как-то по-особому меня взволновала. С одной стороны, здесь господствовала, я бы сказал, домашняя, уютная атмосфера, а с другой — чувствовалось: все в техникуме подчинено непреклонной трудовой дисциплине. Я ощутил это и в первых беседах с Еленой Фабиановной. Она говорила со мной очень строго, но глаза у нее были добрые и ласковые. С тех пор мое музыкальное воспитание целиком находилось в верных руках талантливой семьи Гнесиных, и им я обязан своим будущим.

Общеизвестно, что Елена Фабиановна — замечательный педагог. К ученикам она относилась с исключительной требовательностью, настойчивостью. От ее опытного слуха не ускользала ни одна мелочь. Она никогда не считалась со временем, когда речь шла о достижении художественных результатов. Она воспитывала своих учеников по фортепианному классу в лучших традициях русской пианистической школы, которые унаследовала от своего педагога по Московской консерватории В. Сафонова. Среди ее питомцев немало известных ныне музыкантов. И мне довелось заниматься некоторое время под руководством Елены Фабиановны, хотя моей основной специальностью была тогда виолончель. Честно признаться, по молодости лет я не выдержал строгого режима, которого требовала от меня взыскательная преподавательница, и прекратил занятия на рояле. Теперь могу только сказать, что я очень жалею об этом скоропалительном решении.

Помимо практической работы с учениками, Елена Фабиановна внесла ценный вклад в педагогический репертуар своими сочинениями. Ее детские фортепианные пьесы незаменимы для начинающих пианистов.

В Елене Фабиановне меня всегда поражало редкое сочетание одаренной художественной натуры с удивительными организаторскими способностями. Ведь это именно она, будучи одним из учредителей школы, вот уже почти семьдесят лет бессменно руководит своим детищем. На протяжении этих десятилетий ее деятельность проникнута поистине юношеским горением, заразительным энтузиазмом, неутомимой энергией. Смело можно утверждать: в первую очередь — именно ее заслуга, что маленькая школа превратилась в мощный музыкальный "комбинат", известный сейчас и за пределами нашей страны. Это осуществилось благодаря неустанным, право же, героическим трудам Елены Фабиановны. Она внимательно вникала во все дела не только творческие, но и хозяйственные. Утром она занималась с учениками, составляла учебные программы и планы и тут же интересовалась, хорошо ли отапливается помещение, не забыли ли замазать окна в классах и так далее.

Руководя большим институтом, она знает дела и нужды чуть ли не каждого ученика. Но и каждый студент-"гнесинец" знает, что в лице Елены Фабиановны он имеет отзывчивого старшего товарища.

Проходят годы, выпускники разъезжаются по стране, несут музыкальную культуру людям, но они не забывают родную alma mater. И Елена Фабиановна не забывает своих воспитанников, она следит за их судьбой, радуется их достижениям. А ей есть чему радоваться. Теперь куда ни приедешь, везде можно встретить гнесинцев.

"Славный юбилей" — эти слова от частого употребления как будто обветшали, стали стандартной формулой. Но тут действительно другого не скажешь. Какая славная жизнь за плечами Елены Фабиановны! Все свои силы отдала она воспитанию музыкальной молодежи. Трудовой подвиг — так охарактеризовал бы я ее беззаветное служение искусству.

С 1951 года работаю я в Институте имени Гнесиных. По сей день я связан с Еленой Фабиановной деловой и личной дружбой. И в дни, когда отмечается 90-летие замечательного музыканта, я хочу поблагодарить Елену Фабиановну за все ее добрые дела, пожелать ей от всего сердца всего самого хорошего.

Из книги: Елена Фабиановна Гнесина. Воспоминания современников. М.: Практика, 2003. С. 112-113.

ИЗО-114.jpg

Фотография А. И. Хачатуряна с дарственной надписью

"Дорогой Елене Фабиановне от любящего и вечно благодарного Арама Хачатуряна.

31 мая 1963 г., Москва"

Из экспозиции Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной

А.И.Хачатурян на уроке с М.Таривердиевым

А. И. Хачатурян на уроке в ГМПИ имени Гнесиных. За роялем - Микаэл Таривердиев. 1950-е гг.

Из фондов Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной

Otkrytie_muzeya_Vystupaet_A_I_Khachatury
00:00 / 06:10

Выступление А. И. Хачатуряна на открытии Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной 25 февраля 1970 г.

  • YouTube
bottom of page