top of page

Список сочинений М. Ф. Гнесина

Ор. 1 (1903–1906) – Четыре пьесы для пения и фортепиано. Музыка к стихотворениям:
1. "У моря ночью", сл. К. Бальмонта (1903)
2. "Бог солнца, светлый бог любви", сл. Г. Галиной (1903)
3. "Всё мне грезится море", сл. К. Бальмонта (1905)
4. "Стремление", сл. В. Жуковского (1906)

Ор. 2 (1907) – "Из современной поэзии" для пения и фортепиано. Музыка к стихотворениям:
1. "Снежинки", сл. Вл. Волькенштейна
2. "Чайка", сл. К. Бальмонта

Ор. 3 (1907–1908) – Для пения и фортепиано:
1. "В бессонницу", сл. А. Пушкина "Мне не спится, нет огня" (1907)
2. "Гимн чуме", сл. А. Пушкина (1908)

Ор. 4 (1906–1908) – "Из Шелли". Симфонический фрагмент к "Освобождённому Прометею" для большого симфонического оркестра

Ор. 5 (1908) – "Из современной поэзии" для пения и фортепиано. Музыка к стихотворениям:
1. "Воздушная птичка", сл. К. Бальмонта
2. "Недотыкомка", сл. Ф. Сологуба
3. "Туманы вечера", сл. В. Волькенштейна
4. "Небесная роса", сл. К. Бальмонта
5. "Она, как русалка", сл. К. Бальмонта

Ор. 6 (1909) – "Балаган". Драматическая песня для голоса и оркестра на слова Александра Блока

 

Ор. 7 (1909) – Соната-баллада для фортепиано и виолончели
1928 – вторая редакция

Ор. 8 (1911) – "Врубель". Симфонический дифирамб для оркестра и голоса

Ор. 9 (1911) – Сочинения для голоса (музыкальное чтение и пение) и фортепиано:
1. "Кто-то подходил неверными шагами", сл. М. Станюковича
2. "Розы", сл. В. Жуковского

Ор. 10 (1912–1914) – "Посвящения" для голоса и фортепиано. Музыка к стихотворениям:
1. "Ты, чьё имя печалит" и "Знаешь ли ты, Диотима", сл. Вяч. Иванова
2. "Под берёзой", сл. Вяч. Иванова (1912)
3. "Из Сафо". Песня, перевод К. Бальмонта (1912)
4. "Паутинки", сл. К. Бальмонта (1913)
5. "Он шёл путём зелёным", сл. Ф. Сологуба (1914)
6. "Помертвела белая поляна", сл. Вяч. Иванова (1914)

Ор. 11 (1912–1914) – "Реквием". Одночастный квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели

 

Ор. 12 (1913) – "Червь-победитель". Поэма для голоса и оркестра, сл. Э. По, перевод К. Бальмонта

 

Ор. 13 (1909–1913) – "Антигона". Музыка к пьесе Софокла (перевод Д. Мережковского); напевы для монологов и хоров с сопровождением фортепиано (музыкальное чтение)

Ор. 14 (1914) – К драме "Роза и Крест" А. Блока:
1. "Песня пажа Алискана" для высокого голоса с сопровождением струнного квартета и арфы (переложение А. Зилоти для голоса и фортепиано)
2. "Песня Гаэтана" с сопровождением оркестра (переложение автора для пения и фортепиано)

Ор. 15 (1914) – "Розариум". Музыка к двустишиям Вяч. Иванова (Антология розы) для пения с сопровождением фортепиано

I серия:
1. "Роза говорит"
2. "Sub Rosa"
3. "Паоло и Франческа"
4. "Мёртвая роза"

II серия:

5. "Аркона"

6. "Лотос"

7. "Пир"

8. "Ultima cera"

Ор. 16 (1915) – "Из современной поэзии". Музыка к стихотворениям А. Блока для одного голоса и фортепиано:
1. "Я, отрок, зажигаю свечи"
2. "Девушка пела в церковном хоре"
3. "Инок"

Ор. 17 (1912–1916) – "Финикиянки". Музыка к пьесе Еврипида (перевод И. Анненского, музыкальное чтение):
1. Пролог
2. Парод
3. Эпод
4. Исход

Ор. 18 (1915) – "Из Шелли" (перевод К. Бальмонта) для одного голоса и фортепиано:
1. "Нет, не буди змею"
2. Песня Беатриче из трагедии "Ченчи" (музыкальное чтение)

Ор. 19 (1914–1915) – "Эдип-царь". Музыка к трагедии Софокла. Текст в переводе Д. Мережковского. Напевы для музыкального чтения и хоров с сопровождением оркестра
Переложение для голоса с фортепиано

Ор. 20 (1917) – Траурные пляски из "Песен об Адонисе" Шелли. Партитура для большого оркестра
Переложение автора для фортепиано в 2 руки
1956 – переложение для камерного оркестра (с использованием темы "Нет, не буди змею")

Ор. 21 (1913) – Два хора:
1. "Плачьте дочери земли", сл. Ф. Сологуба. Для женского хора
2. "Лазарь", сл. К. Бальмонта. Для смешанного хора в сопровождении оркестра
Переложение автора для пения с фортепиано

Ор. 22 (1915–1916) – "Из современной поэзии" для одного голоса и фортепиано. Музыка к стихотворениям:
1. "Жемчужина", сл. К. Бальмонта (1915)
2. "Он ходит с женщиной в светлом", сл. С. Парнок (1915)
3. "Сад нимф". Из Сафо, перевод Вяч. Иванова (1915)
4. "В дикой пляске", сл. А. Блока (1915)
5. "Хорони, хорони меня, ветер", сл. А. Ахматовой

Ор. 23 (1915) – Хор девушек "С майским деревом" из драмы "Роза и Крест" А. Блока. Для женского хора с сопровождением фортепиано

Ор. 24 (1917) – Вариации на еврейскую тему для струнного квартета

Ор. 25 (1917) – Две миниатюры для голоса и фортепиано (сл. Джеллалдина Румий, перевод Ф. Корша):
1. "В последний час"
2. "Когда огонь любви"

Ор. 26 (1917) – "Сафические строфы" (С. Парнок) для голоса и фортепиано

Ор. 27 (1917) – "Детям". Маленькая сюита для фортепиано в 4 руки средней трудности
1. "Весенняя песня"
2. "Восточная пляска I"
3. "Восточная пляска II"
4. "Песенка древнего рыцаря"
5. "Колыбельная"
6. "Балетный вальс"
1947 – Балетный вальс из сюиты "Детям". Переложение автора для скрипки и фортепиано
1950 – Обработка для фортепиано в 2 руки

Ор. 28 (1917) – "Песня странствующего рыцаря" (В память миннезингера Зюскинда из Тримберга) для двух скрипок, альта, виолончели и арфы

Ор. 29 (1918) – "Маленькие пьесы" для фортепиано в 4 руки:
1. "Лебединое озеро"
2. "Вальс"
3. "Красная шапочка. В лесу"
4. "За Библией" (на еврейские темы)
5. "Пляска"
1927 – "Пляска", обработка для фортепиано, скрипки и виолончели
1955 – "Пляска", переложение для фортепиано в две руки

Ор. 30 (1918–1919) – Симфоническая фантазия (в еврейском роде) для симфонического оркестра

 

Ор. 31 (1919) – Строфы из трагедии "Ион" Еврипида (перевод И. Анненского) для голоса с сопровождением фортепиано

Ор. 32 (1919–1920) – Три еврейских песни на тексты русских поэтов:
1. "Гробница Рахили", сл. И. Бунина
2. "Единое благо", сл. А. Майкова
3. "О нежном лице её", сл. Т. Чурилина

Ор. 33 (1919) – Страницы из "Песни песней" "Я нарцисс" для голоса с фортепиано

Ор. 34 (1921) – "Песня странствующего рыцаря" для виолончели с фортепиано
Переложение Ж. Сигетти для скрипки с фортепиано
Переложение И. Ахрона для скрипки с фортепиано

Ор. 35 (1922–1923) – "Ора" (пляски галилейских рабочих). Вариации для фортепиано в 4 руки

Ор. 36 (1921–1923) – "Юность Авраама". Опера-поэма в трёх сценах-песнях с симфонической фантазией "Звёздные сны" (текст автора)

Ор. 37 (1923–1926) – "Еврейские песни" для голоса с фортепиано:
1. "В мире нет руки нежней", сл. З. Шнеур, перевод Е. Тараховской
2. "Песенка Мариамны" к трагедии "Ирод и Мариамна" Геббеля, без слов
3. Из "Песни песней" ("Мы с сестрицей не в ладах"), русский текст М. Гнесина (вольный перевод)
4. "Песня о рыжем Мотеле" ("И дед и отец работали"), стихотворный текст из повести И. Уткина
5. "Из пережитого" ("Покров неверный"), текст на еврейском разговорном языке О. Шварцмана, русский перевод М. Гнесина

Ор. 38 (1923–1924) – "На высях" ("Добрался я до высот"). Эскиз к поэме для голоса с фортепиано, сл. А. Фаерштейна, русский текст М. Гнесина

Ор. 39 (1924) – "Образцы музыкального чтения" для голоса с фортепиано, текст из Библии

Ор. 40 (1925–1926) – "1905–1917". Симфонический монумент для большого симфонического оркестра (с заключительным хором на слова С. Есенина)
Переложение для фортепиано в 4 руки М. Бихтера

Ор. 41 (1926) – "Еврейский оркестр на балу у Городничего". Сюита из музыки к пьесе "Ревизор" Гоголя в 6 частях (гротеск)
1. "Приветствие" (Фантазия)
2. "Кадриль" (Полька, Романс, Вальс, Гавот, Petits pieds, Галоп)
"Полька" – переложение для фортепиано в 2 руки

Ор. 42 (1926) – Еврейские песни на тексты современных поэтов для голоса и фортепиано в обработке и гармонизации М. Гнесина:
№8 "Ziel fun der Seg", "Песня о победе", сл. Л. Резника
№9 "Maschinen gesang", "Песня машин", мелодия и слова Р. Боярской
№12 "Schpant di ferdlech", "Запрягай лошадок", слова И. Бакст
№14 "Ot is schojn gekumen Friling", "Уже пришла весна", мелодия и слова Р. Боярской
№29 "Der ssojne ba di tojern", "Из пережитого" ("Враг у ворот"), соч. М. Гнесина, сл. О. Шварцмана (ор. 37 №5)
№35 "Hirsch Lekert", "Гирш Лекерт", обработка и гармонизация М. Гнесина

Ор. 43 (1928) – Соната для скрипки и фортепиано G-dur

Ор. 44 (1926) – Музыка к "Повести о рыжем Мотеле" И. Уткина для пения с фортепиано
1. Песня о рыжем Мотеле ("И дед, и отец работали")
2. "При чём и не при чём"
3. "На базаре"
4. "Часы"
5. "Погребальная"
6. "В чём фокус"
"Очереди", "В синагоге" – рукопись

Ор. 45 (1931) – Народные песни Азербайджана для двух скрипок, альта и виолончели:
1. "Нагорная"
2. "Хороводная"
3. "В гористом Дагестане"
4. "Песня о журавле"

Ор. 46 (1932) – "Германским рабочим", два хора:
1. "Песня германских рабочих" ("Нам выхода нет иного", текст М. Светлова) для смешанного хора
2. "Песня германских пионеров" ("Земля цепями скована", текст М. Светлова) для трёхголосного детского хора с сопровождением трубы и барабана ad libitum

Ор. 47 (1931) – Два дуэта для высокого и среднего голосов и фортепиано:
1. "Табун" ("Погасло солнце"), сл. С. Есенина
2. "Красноармейская оборонная" ("Айда, брат"), сл. Т. Чурилина

Ор. 48 (1933) – "Адыгея" – секстет для скрипки, альта, виолончели, валторны, кларнета и фортепиано

Ор. 49 (1934) – "Из песен Беранже" ("Я с вами больше не знаком", перевод М. Тхоржевского). Элегический вальс для пения и фортепиано

Ор. 50 (1937) – "В Германии" – симфонический прелюд с хором на слова М. Светлова

Ор. 51 (1936) – Две песни Лауры ко 2-й сцене "Каменного гостя" А. Пушкина для голоса и фортепиано:
1. "Я здесь, Инезилья"
2. "Любовная песня Лауры" (без слов)

Ор. 51-b (1938–1939) – Три пьесы (мелодии-характеристики к "Каменному гостю" А. Пушкина) для виолончели и фортепиано:
1. "Дон Жуан" (серенада)
2. "Донна Анна"
3. "Лаура"

Ор. 52 (1937) – Сюита в трёх частях для скрипки и фортепиано:
1. "Вступление" ("Торжественное шествие")
2. "Анданте"
3. "Скерцо-финал"
(см. также ор. 58)

Ор. 53 (1937) – Песни и танцы адыгейских черкесов для фортепиано в 4 руки:
1. "Мерамук" (песня)
2. "Зехуако" (танец)
3. "Кажра" (танец)
4. "Песня о наводнении"
5. "Песня адыгейской молодёжи"
1948 – обработка для фортепиано в 2 руки

Ор. 54 (1937) – Пять песен народов СССР для фортепиано в 4 руки:
1. "Сар-Кайяк" ("Иволга"), чувашская песня
2. "Сюдюф, сюдюф" ("Сиротская"), мордовская песня
3. "Коллективсе Ваня Эри", современная мордовская песня
4. "Бульбуль Эм" ("Соловей"), армянская песня
5. Мелодия крымских татар ("Свадебный танец")
1939 – переложение автора для скрипки с фортепиано(без №2) – Четыре песни народов СССР

Ор. 55 (1939) – Две песни для голоса с фортепиано:
1. "Амангельды" (героическая песня-поэма), стихи Джамбула, русский перевод Л. Нечай
2. "Песня Балым" (обработка казахской народной песни), слова народные

Ор. 56 (1938) – "На Волыни" ("Volachs"). Песня для струнного квартета с кларнетом, мелодия Шайки Файфера, деда М. Гнесина
1951 – вторая редакция

Ор. 57 (1940) – "Элегия-пастораль" памяти поэта О. Шварцмана. Трио для скрипки, виолончели и фортепиано

 

Ор. 58 (1956) – Сюита для скрипки и фортепиано
1. "Анданте"
2. "Рондо каприччиозо" ("Затейливые игры и пляски")
(см. также ор. 52)

Ор. 59 (1941–1942) – Маленькие пьесы для школьных инструментальных ансамблей. Марийские народные песни в обработке для трио (скрипка, виолончель и фортепиано)

Ор. 60 (1942) – Маленькие пьесы для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано:
1. "Песенка Джерен"
2. "Украинская пляска"
3. "Лирическое интермеццо"
(из музыки к театральным постановкам "Накануне", "Русские люди", "Шёл солдат с фронта")

Ор. 61 (1942) – Баллада на марийскую народную тему ("Птичка-красногрудка") для скрипки, виолончели и фортепиано

Ор. 62 (1943) – "Красной армии" ("Как на чёрный Ерик"). Для мужского хора в сопровождении симфонического оркестра

Ор. 63 (1943) – Трио "Памяти наших погибших детей" для фортепиано, скрипки и виолончели

Ор. 64 (1945) – "Соната-фантазия". Фортепианный квартет для фортепиано, скрипки, альта и виолончели

 

Ор. 65 (1948) – "На пиру у римлян". Песня невольницы к пьесе С. Галкина "Бар-Кохба" для голоса и фортепиано

 

Ор. 67 (1953) – Тема с вариациями для виолончели с фортепиано

 

Ор. 68 (1953) – Три пьесы на одну тему для смычкового квартета:
1. "Баллада"
2. "Лирическая импровизация"
3. "Фантазия"

  • YouTube

© Мемориальный музей-квартира Ел. Ф. Гнесиной, 2016-2024

bottom of page