Михаил Самойлович
Пекелис
(29.07[10.08].1899 – 20.03.1979)
Музыковед Михаил Самойлович Пекелис родился в Киеве, в семье банковского служащего. В 1922 г. окончил Киевскую консерваторию по классу фортепиано Г.Н. Беклемишева и классу теории и истории музыки Б.Л. Яворского. Тогда же переехал в послереволюционную Москву и до 1924 г. учился в Высшем литературно-художественном институте (общался здесь с Н.Я. Брюсовой). В 1923-1927 гг. преподавал хоровое пение и музыкально-теоретические предметы в Академии Коммунистического воспитания, в 1926-1937 гг. – историю музыки в Музыкальном техникуме (училище) им.Гнесиных.
В 1925 г. был приглашён – не 6ез содействия Брюсовой, проректора по учебной работе – в Московскую консерваторию, где работал сначала на педагогическом факультете, организованном в 1921 году на волне просветительских тенденций, позже – на кафедре истории музыки народов СССР (1930 г. – профессор, 1937-1943 гг. – зав. кафедрой). На педагогическом факультете, в русле музыкально-о6разовательных идей Б.В. Яворского, П. ведет курс «Слушание музыки», а также семинар по изучению творчества композиторов-романтиков и семинар по Даргомыжскому и Мусоргскому. Эти первые годы консерваторской работы определили и круг собственных музыкально-научных интересов музыковеда, сохранившийся до конца жизни: русская музыка XIX века, главным образом – Даргомыжский и Мусоргский в контексте общественно-музыкальной жизни России 1950-1980-х годов.
Вторая половина 1930-х годов – время наибольшей творческой активности П. в Московской консерватории. Коллектив возглавляемой им кафедры создал под его редакцией и при авторском участии первый советский вузовский учебник «История русской музыки» (Т. 1-2. М., 1940). К этим же годам относится регулярное общение, непосредственное и эпистолярное, с Б.В. Асафьевым (в частности, в связи с обсуждением и рецензированием учебника). В 1940-е годы в связи с общегосударственной кампанией по «борьбе с космополитизмом» П. прекратил свою деятельность в Московской консерватории (в 1943) и других учебных и научных учреждениях: ГИТИСе (работал в 1944-1948), Институте истории искусств АН СССР (1948-1949), экспертной комиссии ВАК (1937-1942), ГМПИ им.Гнесиных (1946-1949), Киевской консерватории и др.
В I949-1955 гг. П. работал в Горьковской консерватории ( профессор, заведующий кафедрой истории музыки) по приглашению Г.С. Домбаева, который ее возглавлял. Доверить кафедру работнику, изгнанному из всех учреждений Москвы, в те годы было поступком личного мужества. А с 1955 г. до конца жизни П. – профессор музыкально-педагогического института им. Гнесиных, где также ряд лет заведовал кафедрой (1955-1960). Дружеские отношения П. с семьей Гнесиных – Еленой Фабиановной, Михаилом Фабиановичем – и работа в их учебных заведениях началась значительно раньше.
Основные научные и научно-издательские достижения П. приходятся на конец 1940-х, 1950-е и 1960-е годы и связаны, как упоминалось, с творчеством Даргомыжского и Мусоргского. Под его редакцией, со вступительной статьей и комментариями изданы: «Полное собрание романсов и песен» (Т. 1-2. М., 1947), «Полное собрание вокальных ансамблей и хоров» (М., 1950), «Собрание сочинений для фортепьяно» (М., 1954), «Полное собрание сочинений для симфонического оркестра» (М., 1967) Даргомыжского, а также полный клавир его оперы «Эсмеральда» (М., 1961, совм. с В.Е. Сибирским), ранее – «Избранные письма» Даргомыжского (Вып. 1. М., 1952), в 1953 – «Избранные письма» Мусоргского и «Литературное наследие Мусоргского” (Кн. 1-2. М., 1971-72, совм. с А.А.Орловой). П. – редактор учебного пособия «Советская музыкальная литература» (М., 1963, 3 изд. 1972), участник издания сборников «Музыкальное наследство» (Т. 1-4. М., 1962-76).
Главный труд П. – монография «А.С.Даргомыжский и его окружение» (Т. 1-2. М., 1966-73. Т. 3) опубликован по сохранившимся материалам коллегами и родственниками П. в 1983 г. – была задумана как возрождение жанра панорамного и одновременно скрупулезного художественно-исторического исследования. Среди неосуществлённых замыслов – издание всей сохранившейся переписки Даргомыжского (материалы для этого издания хранятся в личном архиве П. в ГЦММК им. М.И.Глинки).
Автор очерка – А.Андреев. См.: Московская консерватория: От истории до наших дней. 1866-2003. М., 2007. С. 406.
Сын М. С. Пекелиса – Евгений – окончил ГМПИ им.Гнесиных как музыковед, одновременно стал математиком. Под псевдонимом «А. Андреев» им написан целый ряд ценнейших исследований музыкального искусства.