Валерия Владимировна
Листова
(13.07.1883 – 24.01.1970)
Валерия Владимировна Листова свыше шестидесяти лет отдала детской фортепианной педагогике. Она занимала особо почетное место среди педагогов-корифеев Гнесинского Дома. Сочетание истинно художественной одаренности с правдолюбивым, цельным характером, пронизанным психологией работоспособного, трудолюбивого человека, делает ее облик необыкновенно привлекательным. Интерес к профессиональной области у нее был неисчерпаем. Неслучайно она считала, что «педагог без вопросов — это неинтересно». Нельзя говорить о какой-либо одной системе, которой она придерживалась; в области педагогики Л. умела принять все, что считала разумным. Процесс восприятия у нее был связан с большой самостоятельной работой. Вот почему ее взгляды, будучи в основе своей созвучны широко известным современным установкам советской музыкальной педагогики, несли на себе печать самобытности.
Л. родилась в семье врача в Москве, но ее детство и юность прошли в Нижнем Новгороде. Врачом был и ее дед — старожил Нижнего Новгорода, у которого до конца жизни сохранилась приверженность взглядам революционных демократов 1860-х годов. Родители – большими любителями – также принадлежавшие к кругу демократически настроенной интеллигенции. Студенческая жизнь отца и матери Л. прошла в Петербурге. Воспитанник Медико-хирургической академии, отец занимался по хирургии у Н. Склифосовского, а по химии — у А. Бородина. В те годы родители Л. были постоянными посетителями Мариинского театра, музыкальных вечеров, устраиваемых Бородиным в академии. В дальнейшем в Нижнем Новгороде они с интересом следили за театральной жизнью города. Детство Валерии протекало в атмосфере любви к театру, и эту любовь она пронесла через всю жизнь.
Музыкой Л. занималась с детства, сначала дома, а затем в музыкальной школе Цареградского. После окончания нижегородской гимназии осталась там на год как помощница учительницы. Этот год был ей нужен для того, чтобы подготовиться к поступлению на фортепианное отделение Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Надежд на поступление в это училище было мало, но все прошло успешно, и Л. была принята.
В то время в училище преподавали А.Н. Корещенко, Г.Н. Беклемишев, Викт.С. Калинников, А.А. Брандуков, Ю.Э. Конюс, Ю.Д. Исерлис. В памяти Л. осталась также преподаватель пения А.И. Книппер — мать Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой. Начался один из самых ярких по музыкальным впечатлениям периодов в жизни Л. Общение учащихся отделений музыкального и драматического искусства создавало в учебном заведении особую, артистическую атмосферу. Круг интересов учащихся был очень широким, они посещали классы выдающихся педагогов-артистов разных специальностей, слушали выступления своих товарищей, внимательно следили за концертной жизнью Москвы. «Я училась, когда в России был расцвет концертной деятельности, — рассказывала Валерия Владимировна. – Приезжали зарубежные артисты, выступали превосходные русские исполнители: Рахманинов, Казальс, Гофман, Скрябин, Никиш, Изаи. Сколько впитано было!»
В 1912 г. Л. окончила училище с Большой серебряной медалью по классу А.Н.Корещенко, и Совет профессоров пригласил ее остаться в училище в качестве преподавателя. Начав преподавать, Л. заинтересовалась различными методами фортепианной педагогики, в частности методом А.А. Ярошевского, известного в то время в Москве педагога. С принципами Ярошевского Л. познакомил его ученик К.Р. Эйгес, у которого она взяла несколько уроков-бесед. Интересно отметить, что первые трудности, с которыми столкнулась Л., возникли не в области обучения, а в области воспитания учащихся. И на всю жизнь она сделала вывод, что «надо внушать ученикам быть строгими к себе и внимательными к окружающим. Строгость к себе и чувство товарищества оградят их от ненужного критиканства». В училище Л. преподавала вместе с М.С. Неменовой-Лунц, которая руководила фортепианным отделом и прилагала немало сил, чтобы сохранить лучшие традиции фортепианной педагогики.
После революции в самом начале 20-х годов Л., наряду с работой в Московском филармоническом училище, преподавала в школе при Пролеткульте, которая была открыта по инициативе директора филармонии Б.Б. Красина. Когда Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества было преобразовано в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС)(В 1918 году Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества было переименовано в Музыкально-драматический институт, а затем в 1920 году в Государственный институт музыкальной драмы (ГИМДр). В августе 1922 года он был соединен с Государственными высшими театральными мастерскими, руководимыми Вс. Мейерхольдом. Именно это объединение получило название Государственный институт театрального искусства - ГИТИС.), Л. получила письмо от директора института В.Э. Мейерхольда с предложением продолжить работу в новом учебном заведении. Однако ей пришлось отказаться, так как фортепианное обучение не входило в число специальных дисциплин.
Интерес к методике Ярошевского повлиял на выбор нового места работы. В 1922 г. Л. стала преподавать в Техникуме им. А.А. Ярошевского, который был организован в 1919 г. под руководством К.Р.Эйгеса. Его педагоги в большой части были учениками Ярошевского. С годами класс Л. пополнялся все более способными учениками. Ее самый любимый ученик Эммануил Гроссман (занимался у Л. на протяжении восьми лет) был в числе первых советских пианистов, получивших звание лауреата Международного конкурса (будучи одним из любимых студентов Г.Г.Нейгауза, он стал лауреатом конкурса им.Шопена). В 1927 г. Техникум им. А.А. Ярошевского перестал существовать, и Л. вместе со всеми своими учениками (15 человек) перешла в техникум им. А.К. Глазунова. Из учеников этого техникума, впоследствии ставших хорошими пианистами, Л. называла Анну Левину, Валерию Семенову-Григорову, Элеонору Микаэльян-Дегтяренко.
Одновременно Л. начала преподавать в Школе им. Гнесиных, а в 1933 г. оставила Техникум им.Глазунова и полностью перешла в Техникум (Училище) и Школу им. Гнесиных, где оставалась в течение многих лет, до 1966 года (в школе, в училище ее работа официально завершилась в 1949 г.). Здесь она быстро стала одним из самых авторитетных и блестящих педагогов. Перед войной, в 1941 г., школу-семилетку им. Гнесиных у нее окончили будущие знаменитые музыканты – Станислав Нейгауз и Андрей Эшпай. Из выпускников училища периода военных лет Л. называла Ирину Ковальскую, Евгению Кулакову, Владимира Шписса, Александра Алексеева, Наталью Венедиктову, Павла Лобанова, Елену Барсанову (прибавим также таких музыкантов, как Елена Железняк (Макуренкова), Александр Россохацкий). Из ее класса пять человек ушли на фронт. В военный период В.В.Листова составила постоянно меняющуюся карту боевых действий, по которой все гнесинцы следили за состоянием фронта.
С открытием в 1946 г. Спецшколы-десятилетки им. Гнесиных основная ее работа сосредоточилась там (до 1958 г.). Новые ученики – новые задачи! Несмотря на преклонный возраст, Л. всегда была в центре школьной жизни. Среди ее выпускников в десятилетке – Григорий Гордон, Ирина Анастасьева, Валентина Розенгауз (Белова), Кира Локшина, Елена Бутягина.
Метод Л. заключался в том, чтобы пробудить в ученике интерес к творчеству. Ей не столько хотелось занять воображение ученика своими рассказами о произведении, сколько увидеть живой отклик, естественную реакцию детской фантазии на музыку. С развития таких реакций начинала она сложный путь воспитания музыканта. Вот почему на ее занятиях все предельно серьезно – дисциплинирована мысль, напряжено внимание. Она разговаривала с каждым учеником как с будущим большим музыкантом, никогда не спешила сразу же определить дальнейший путь развития учащегося. Разговор педагога с учеником на занятиях с первых же уроков был лишен обыденности. Л. пользовалась сравнениями, шуткой, вступала в игру с ребенком. Ученик постепенно входил в мир фантазии, где гаммы бывают «зеленая», «солнечная», где модуляционные повороты – это новые пути-дороги в развитии музыки. Она учила не столько чтению нот, сколько общению с композитором. Ученику как бы вскользь рассказывались о произведении такие подробности, которые в дальнейшем могли стать для него основополагающими в понимании стиля того или иного автора. Обращаясь к окончившим школу ученикам, Л. говорила: «Остерегайтесь трех вредителей – клавиатуры, нот и пальцев. Ни один крупный композитор нот не писал. Композиторы создавали музыку. Никто из пианистов не может услышать клавиатуру — слушают струну, звук, произведение. Пианист играет руками, пальцами, но это только внешняя сторона дела. Музыку пианист воссоздает своим воображением, волей, пониманием и мастерством».
Деятельность Л. была отмечена высокой правительственной наградой – орденом Ленина (1955). Ей присвоено звание заслуженного учителя РСФСР (1945).
Специальность, которой Л. посвятила всю свою жизнь, не замыкала круг ее интересов. Валерия Владимировна — талантливый человек, способный ко многим видам художественной деятельности. Она могла бы быть скульптором, художником, концертирующим музыкантом, однако сознательно выбрала область детской педагогики. Нельзя не сказать об одной совершенно особой области творчества, в которой раскрылась ее поэтичность. Речь идет о создании миниатюрных «скульптур» театральных персонажей. Так своеобразно проявился у Л. исключительно сильный интерес к театру, о котором она говорила как о «театральном голоде». Л. прекрасно знала творчество Пушкина, произведения Гоголя цитировала большими отрывками, помнила мельчайшие подробности его биографии.
Ук. изд. С.21.