О Елене Фабиановне Гнесиной. Мысли и факты
Автор воспоминаний - Зиновий Исаакович Финкельштейн (1910-1989), пианист, дирижёр, ученик Ел. Ф. Гнесиной, первый директор Специальной музыкальной школы-десятилетки с её основания в 1946 году. Близкий друг семьи Гнесиных.
Я должен сказать не только от себя, но и от моих сверстников, как безмерно все мы благодарны судьбе за то, что в нашей жизни была Елена Фабиановна.
Я не знаю другого деятеля искусств, который бы имел такой огромный диапазон деятельности. Ее блестящий организаторский талант — основа всего того, что было ею создано. Подумать только, за одну жизнь человек создал четыре учебных заведения! Причем все они стали крупными, значительными очагами музыкального образования и по своей образовательной сути, и по масштабу деятельности, по количеству учащихся и студентов, и по положению, занимаемому среди других учебных заведений страны, по роли в жизни культуры и искусства нашего общества.
Все это — параллельно с огромной педагогической воспитательной работой, с разработкой новых — первых, вышедших в нашей стране — учебных планов и программ. Елена Фабиановна вместе со старшей сестрой Евгенией были приглашены для этой деятельности Наркомом просвещения А. В. Луначарским. Он сказал: "Опыт Вашей школы следует передать всей Советской республике". И Гнесины активно работали в этой области. Это было в начале 20-х годов.
Деятельность Елены Фабиановны охватывала большой период времени, и проходила она в самые трудные годы. Этого нельзя забывать. Здесь и рубеж веков, и революция 1905 года, и первая мировая война, и обе революции 1917 года, и гражданская война, и трудный восстановительный период, когда страна с таким трудом выходила из всего пережитого. Когда для сохранения училища надо было прежде всего найти возможность отопить помещение, чтобы ученики и педагоги не мерзли, могли работать, чтобы спасти своих педагогов от голода. Ведь время было трагическое. И Елена Фабиановна всем этим занималась сама.
На мою долю выпало счастье в течение многих десятилетий общаться с Ел. Ф. Гнесиной, общаться ежедневно в рабочей обстановке и в кругу семьи Гнесиных, с которой я был близок еще с ученических лет, затем в период моей работы у Гнесиных, вплоть до последних дней их жизни.
Незабываемые интереснейшие беседы велись у Гнесиных, особенно когда семья собиралась вместе. Разговоры шли по широкому кругу вопросов: о жизни страны, о международной политике, об искусстве. Но все они неизменно сводились к ученикам, к их успехам, их выступлениям на концертах, к их жизни, быту.
Особенно интересно бывало, когда приходил брат Михаил Фабианович — композитор и ученый, музыковед, большой эрудит в области искусства, литературы, истории. Для всей семьи он был большим авторитетом. Все его очень любили и ценили, особенно Елена Фабиановна.
Михаил Фабианович рассказывал о своих встречах с Глазуновым, Лядовым, Врубелем, Валентином Серовым, Блоком, Ахматовой, о сотрудничестве с Мейерхольдом и другими выдающимися людьми. С особой любовью говорил он о своем учителе Н. А. Римском-Корсакове. Дружба с семьей Римских-Корсаковых поддерживалась всю жизнь. И когда кто-то из них приезжал из Ленинграда в Москву, то их домом был дом Гнесиных.
Семья Гнесиных была исключительно дружной, крепкой. Главным, что их объединяло, были любовь к своему делу, энтузиазм, тонкий художественный вкус, благожелательность к людям, к товарищам по работе, к молодежи. Учащиеся получали не только хорошую основательную школу профессионализма, но и духовное обогащение от всей атмосферы, царящей в семье Гнесиных и в их учебных заведениях.
Из книги: Елена Фабиановна Гнесина. Воспоминания современников. М.: Практика, 2003. С. 169-170.