top of page

Фонды Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной

Программы и афиши концертов

Коллекция программ Ел.Ф.Гнесиной включает концертные программы за очень большой срок - с 1889 по 1967 год. Большая часть этих программ - концерты  учащихся  учебных заведений  имени Гнесиных за период с 1896 г. (почти  сразу после основания Училища Е. и М. Гнесиных в 1895 г.) и по 1967 г.  Среди этих  материалов  - как печатные (типографские) программы и афиши,  изданные к отчетным концертам в крупных залах  (Большой и Малый  залы Московской консерватории, Колонный зал Дома Союзов,  Дом ученых, Концертный зал Института им.Гнесиных и др.), так и рукописные, в том числе классных вечеров, рядовых ученических выступлений и т.п. Ряд рукописных программ, особенно дореволюционного периода, художественно иллюстрированы. Такая полнота материалов (особенно в период 1949-1953 г.) дает множество сведений о деятельности четырех учебных заведений имени Гнесиных за длительный период. Это и ценная информация о составе педагогов и учащихся в разные годы, и  сведения о начале профессионального  пути целого ряда выдающихся музыкантов;  и данные о репертуаре, о принципах и уровне обучения, об особенностях формирования и оформления программ  в те или иные исторические периоды. Таким образом, материалы коллекции  являются чрезвычайно богатым источником по истории учебных заведений имени Гнесиных.

Здесь есть и программы (в основном дореволюционного периода) концертов и спектаклей благотворительного, просветительского и частного характера, в большинстве из которых участвовала  Ел.Ф.Гнесина. Эти уникальные программы (в том числе и по оформлению и изготовлению), представляют концерты, интересные как своим назначением и формой проведения, так и составом исполнителей, среди которых - крупнейшие артисты. Подобные программы, рассказывающие о важных культурных и гуманитарных акциях и организациях, представляют особый  интерес для изучения российской культуры на рубеже XIX-XX веков. Сюда же относятся и концерты и экзамены учащихся Московской консерватории в 1891-1918 г., концерты из произведений  М.Ф.Гнесина, организованные им  «Музыкальные торжества в память Римского-Корсакова» (Ростов, 1918 г.) Кроме того, в коллекции Ел.Ф.Гнесиной имеется ряд программ Русского Музыкального Общества, которые  отражают музыкальные события, важнейшие для русских музыкантов, и в этом смысле имеют большое мемориальное значение. Особую ценность представляет  буклет-программа  8-ми концертов Ф.Бузони, данных в Милане в сезоне 1913/14 г., очевидно подаренный пианистом Ел.Ф.Гнесиной - своей бывшей ученице - во время гастролей в Москве. В каждом из учетных архивных дел имеется своя внутренняя нумерация единиц хранения.

Большинство печатных программ и афиш дореволюционного периода были учтены в первую очередь как «особо ценные» и имеют старые инвентарные номера с индексом «О» (это относится и к нескольким рукописным программам, и к ряду типографских программ наиболее важных концертов более позднего времени). В данный раздел не включены программы тех концертов, которые проходили вне связи с деятельностью учебных заведений им. Гнесиных в послереволюционный период.

 Архив Елены Фабиановны Гнесиной представляет большой интерес  не только  в  историческом аспекте, так как включает программы и афиши, собираемые и сохранённые  Ел.Ф. на протяжении более восьми десятилетий  (с 1889г. до конца жизни), но и во многом характеризует многообразие профессиональных и художественных интересов Ел.Ф. и, конечно, даёт представление о творческой, концертной жизни гнесинских учебных заведений.  В архиве  материалы расположены в хронологическом порядке. В настоящем же обзоре  представляется возможным для  более  полного и  вместе с тем объёмного знакомства с архивом  расположить  программы и афиши по разделам - так сказать, «по жанрам» - сохраняя внутри разделов хронологический принцип (при этом в одном разделе могут оказаться программы и афиши концертов как известных музыкантов, так и школьников и студентов гнесинских учебных заведений). Также  в одном разделе могут быть соединены  выступления самой Ел.Ф. и других членов семьи Гнесиных с программами концертов, в которых они были организаторами и/или просто  слушателями. Естественно, наибольший интерес вызывают программы концертов, отдалённых от нашего времени, так как в этих программах отражены не только реалии того периода – конца XIX – начала ХХ века – но и настроения либеральной художественной интеллигенции (к которой, несомненно, принадлежали Гнесины), но и нравственные  принципы  Ел.Ф.. Так, немалую часть архива  -  первый раздел данного обзора - составляют программы благотворительных концертов, концертов  «в пользу недостаточных студентов» и другие. Более подробно остановимся на этих программах после обозначения тематики других разделов.

Следующий раздел обзора программ можно назвать «просветительским» - программки литературно-музыкальных вечеров, концертов-лекций, Детские музыкальные утра, абонементные концерты ГМПИ имени Гнесиных  уже в 60-годы ХХ века, так называемые «шефские концерты» - своего рода продолжение благотворительных концертов в советскую эпоху.

Третий раздел данного обзора включает уникальные программы, буклеты, афиши концертов знаменитых музыкантов, многих из которых Ел.Ф. знала лично.

Четвёртый раздел содержит программки мемориальных   и исторических концертов,  проводившихся в гнесинском училище с первых лет его существования и на протяжении всей дальнейшей жизни всех уже четырёх гнесинских учебных заведений.

Наконец, последний раздел – это программки и афиши гнесинских учебных заведений:  ученические вечера, классные вечера, показательные или  отчётные концерты, программы выпускных экзаменов. 

В первом разделе самая ранняя по времени программа датируется 16-м сентября 1890г. В зале уездного земского собрания г. Епифани давались спектакли в пользу бедных жителей города. В программе спектаклей: «В осадном положении» Александрова, «Андрей Степанович Бука» Григорьева, «Гамлет Сидорович и  Офелия  Кузьминишна» И.Н.Протопопова,  в антрактах исполняются произведения Евг.Гнесиной, Протопопова, Гречанинова,  Конюса».  Очевидно, спектакли  относились к жанру водевиля, а авторы – друзья и соратники сестёр Гнесиных, студенты класса В.И.Сафонова. Следующая программа благотворительного концерта,  прошедшего 18-го  января 1896г. – концерта «в пользу недостаточных студентов-смолян» в Зале дворянского собрания. Программа-саше на тончайшей белой бумаге с рисунками, выполненными пером (черного и красного цвета), изображающими восточных воинов, пагоды, веера, иероглифы. Рисунки (вероятно, любительские) расположены на полях, наверху и внизу листа программы, как бы обрамляя текст. Программа была отреставрирована и отличается своим уникальным оформлением.  В программе среди выступающих - Ел.Ф. с виртуозными пьесами-транскрипциями: Глинка-Балакирев – «Жаворонок»  и  Шуберт-Лист – «Утренняя серенада». Ещё одна программа такого же вида (бумага-саше с рисунками) сообщает о концерте 11апреля 1907г. в Малом зале Консерватории, который устраивает сама Ел.Ф. «в пользу недостаточных студентов – калужан и ельчан». И уже через две недели – 25 апреля – Концерт-бал  в  Московском Техническом училище  «в пользу недостаточных студентов гг. Ростова и Нахичевани-на-Дону».  Ел.Ф. также сохранила  и  программы 1ноября 1915г. и 21февраля 1916г. Детского утра  из произведений А.Т.Гречанинова в Малом зале Консерватории – Всероссийский Союз городов организовывал концерты «в пользу детей-беженцев  [Первой мировой войны]». Программа-брошюра на 10-страницах содержит тексты песен; на последней странице – карандашный рисунок (дружеский шарж на А.Гречанинова). В концерте участвовали детский и женский хоры Музыкального училища Е. и М. Гнесиных. 

Вероятно, особенно дорога  Елене Фабиановне была программа концерта в  Большом зале  Российского Благородного  Собрания «В пользу жертв войны» 10 марта 1915г., когда впервые прозвучала «Всенощная» С.Рахманинова  в исполнении Синодального хора п/у Н.М.Данилина при участии артиста Оперы  С.И.Зимина С.П.Юдина.   

Второй раздел  данного обзора даёт представление о просветительской  направленности деятельности   Елены Фабиановны  и её сестёр на протяжении всей жизни их самих и их учебных заведений. Например, рукописная программа концерта 18 декабря 1899г., в котором Ел.Ф. с братьями М. и И. Пресс исполняли Трио Аренского, а выдающийся актёр И.М.Москвин читал  рассказы Чехова. Такие литературно-музыкальные концерты с участием известных музыкантов, вокалистов, актёров были весьма многочисленны, а сами представления были весьма разнообразными.  Например,  в программе  «общедоступного литературно-музыкального утра,  посвященного  Лермонтову» в аудитории  Исторического музея  2 февраля 1902г.  сообщается, что чтение  «сопровождается теневыми картинами». Кроме стихов исполнялись фрагменты из оперы «Демон» А.Рубинштейна,  прозвучала «Мелодия» Чайковского в исполнении  Елизаветы Фабиановны Гнесиной. Интересны программы  концертов, связанных  с деятельностью  Народной консерватории  (например,   афиша  лекции-концерта  Ю.Д.Энгеля о Бахе и его творчестве, состоявшемся 18ноября 1907г. в Политехническом музее)  или другая программа – Литературно-музыкального вечера в Московском Женском клубе 21 января 1908г., в котором участвовала Ел.Ф.Гнесина.  Просветительская направленность  была характерна и для программ  Музыкальных выставок. В архиве Ел.Ф. сохранилась программа 10-й  музыкальной выставки,  состоявшейся в Синодальном Училище 9 апреля 1909г., где  исполнялись  произведения  М.Ф.Гнесина.

Большое место в музыкальной жизни России  занимали симфонические  концерты русского музыкального общества под управлением  А.И.Зилоти  и  С.Кусевицкого.  Елена Фабиановна  сохранила в своём архиве программы  концертов  А.И.Зилоти  в  Петербурге  3декабря 1911г. и   в январе  1912г., в  которых выступал знаменитый скрипач и композитор  Эжен  Изаи, и состоялась премьера Симфонического дифирамба «Врубель» М.Гнесина с участием  Н.Забелы-Врубель. К организациям просветительского направления относилось и Московское  общество распространения камерной музыки. В программе Открытого исполнительского собрания 13 января 1913г. (IV сезона)  - произведения М.Ф.Гнесина: Соната-Баллада  для виолончели и ф-но в исполнении  А.А.Крейна и  Ел.Ф.Гнесиной;  Е.О.Гунста – Соната-Фантазия для ф-но ор.8 в исполнении А.Б.Гольденвейзера; А.А.Борхмана – Струнный квартет ор.3 (по рукописи, впервые)  в исполнении  А.Я.Могилевского,  В.И.Пакельмана,  В.В.Эмме, В.Л.Кубацкого. Программка представляет собой рукопись фиолетовыми чернилами на плотной бумаге с водяным знаком – эмблемой  Общества, изображающей шестиконечную звезду, лиру, льва, нотоносец с надписью Allegro con brio.

Немало программ мемориальных вечеров и концертов свидетельствуют об активных выступлениях на них Ел.Ф. и других членов семьи Гнесиных. Программа «Вечер в память Л.Н.Толстого в Зале Учительского дома 7 ноября 1913г.» сообщает, что в музыкальной части прозвучала Соната В.А.Моцарта для рояля и скрипки в исполнении Елены  Фабиановны Гнесиной и Елизаветы Фабиановны  Гнесиной-Витачек. Здесь же, рядом с программой, хранится Благодарность Ел.Ф.Гнесиной от  правления Толстовского общества в Москве за согласие принять участие в вечере памяти Л.Н.Толстого. Естественно. в архиве хранятся программы концертов разных лет, на которых исполнялись произведения Михаила Фабиановича Гнесина.  Так,  реклама «5 вечеров современной музыки» в журнале «Музыкальный современник» повествует о концерте 2-го февраля 1917г. из произведений М.Гнесина в исполнении И.А. Алчевского, М.А.Бихтера, Е.В.Вольф-Израэля. Музыка  М.Гнесина регулярно исполнялась в концертах Государственного музыкального техникума (как называлось Училище) Гнесиных в 20-е годы – есть программы концертов 1924-25гг. Например, программа  концерта 22 ноября 1925г. - Вечера сочинений М.Ф.Гнесина, на котором звучали как вокальные, так и фортепианные произведения (в исполнении Ел.Бекман-Щербины). Интерес представляет программа концерта Ассоциации современной музыки, состоявшегося 8 мая 1928г. в Зале им. Моцарта, на котором  вокальная музыка  М.Ф.Гнесина  прозвучала  в исполнении  Веры Духовской  и  Михаила Бихтера  - романсы и песни на стихи Блока, Ахматовой, Бальмонта и других поэтов «серебряного века», а также Уткина и Есенина. В  программке  напечатан список всех сочинений М.Ф.Гнесина для голоса и  фортепиано. И в дальнейшем В.Духовская исполняла произведения М.Ф.Гнесина - сохранилась программа концерта в Тифлисе (без даты), в  котором вместе с произведениями Стравинского и Прокофьева звучали и романсы и песни Гнесина. Здесь же – программа так называемого «творческого рапорта» Веры Духовской  - концерта в Клубе Тбилисского  артиллерийского училища имени 26 Бакинских Комиссаров 17 февраля 1940г., посвящённого 22 годовщине РККА.

В 1950-60-е годы просветительские концерты стали неотъемлемой частью концертной деятельности ГМПИ им. Гнесиных. Уже в 1958-м году, фактически сразу после открытия  Концертного зала  института, в нём проводятся просветительские концерты. В архиве Ел.Ф. есть афиша абонемента «общедоступных  концертов-лекций  для школьников и молодёжи  г.Москвы» 1958г.. Здесь же собраны программы-летучки абонементов в концертном зале ГМПИ им.Гнесиных: абонемент №2 «Музыка, живопись, скульптура» 25 октября 1964г. - 25 апреля 1965г.; абонемент №3 «Фортепианная музыка»  17 ноября 1964г. – 4 мая 1965г.; абонемент №4 «Русские народные инструменты» с 23 октября 1964г. по 20 мая 1965г.  Абонементы для педагогов  и учащихся музыкальных учебных заведений Москвы и Московской области на сезон 1964-1965 гг.  включали  концерты преподавателей и профессоров института: абонемент №5, цикл №3: Моцарт. Сонаты и фантазии для фортепиано, исполнитель Евгений Либерман;  абонемент №5, цикл №4:  Прокофьев. Сочинения для фортепиано,  исполнитель  Артур Бернгардт; абонемент №5, цикл №5: Шопен (К 155-летию со дня рождения), исполнитель  М.Гамбарян. Знакомство с афишами и программами 60-х годов даёт понимание того, что гнесинские учебные заведения  не только «шли в ногу со временем», но и были инициаторами новых форм просветительской работы с публикой.

 Описывая материалы следующего раздела – Программы концертов выдающихся музыкантов – возвращаемся во времена учёбы сестёр Гнесиных. Одна из первых программ в архиве Ел.Ф.  – типографская программа «экстренного концерта учащихся Московской консерватории по случаю  пятидесятилетнего юбилея А.Г.Рубинштейна 16 ноября 1889г. (среди участников – С.Рахманинов, И.Левин, А.Скрябин, Ел.Гнесина). Произведения А.Рубинштейна исполнялись также оркестром и хором консерватории.  Ещё  одна из ранних программок – Программа экстренного музыкального утра  Московского трио (Д.Шор, Д.Крейн, Р.Эрлих)  в Большом  зале  Московской  консерватории  3 ноября 1902г. [это был второй сезон  после открытия Большого зала  консерватории]. Сохранила  Ел.Ф. и программу 65-го музыкального утра Кружка любителей русской музыки с участием  Л.Собинова  в Большом зале  Благородного собрания 22 октября 1906г. Ещё одна программка – Концерт  выдающегося пианиста Л.Годовского  в Большом зале консерватории 10 февраля 1908г.  Интересна программа  симфонического концерта под управлением А.Зилоти 22 ноября 1908г., на котором исполнялся Г. и П. Казальсом Концерт для двух  виолончелей с оркестром.  Программа содержала анонс концертов А.Зилоти с участием Ф.Шаляпина,  П.Казальса.  Среди  программок  концертов 10-х годов в архиве Ел.Ф.  – буклет концертов  С.Кусевицкого  сезона 1912-1913гг. и Программа Восьмого Симфонического концерта (из концертов С.Кусевицкого).  Дирижёр – О.Фрид, солист – Е.Цимбалист. Концерт состоялся в Большом зале  Российского  благородного собрания 17 февраля 1910г. Программа – 8 страниц,  с разбором  исполняемых произведений, с портретом Е.Цимбалиста. Здесь же вместе с программами  – Входной билет на посещение Klavier-abend А.Н.Скрябина в Большом зале Благородного собрания  21 февраля 1912г. (билет напечатан в  типографии, с маркой и печатью Московского Филармонического Общества). Ещё одна программа (февраль 1915г.)  -   концерт А.Гольденвейзера (вероятно, авторский вечер). К этому времени ( последнему предреволюционному году) относится и    Программа восьмого симфонического концерта под управлением С.Кусевицкого,  на котором исполнялось «Осуждение Фауста» Г.Берлиоза  (с участием И.Алчевского и И.Тартакова) в театре К.Н.Незлобина 28 марта 1916г.

Ел.Ф. сохранила две программы концертов  С.Рахманинова  1916-го года  (за год до его отъезда из России): Вечер романсов, включающий премьеру романсов ор. 38. Исполнители  -  Н.Кошиц  и автор. Октябрь 1916г.; и Концерт из собственных произведений, на котором впервые  прозвучали Этюды-картины  ор.39,  в Театре Незлобина, 5 декабря 1916г.

Программы 20-х годов интересны как уникальные исторические документы того времени.  Например, три программы концертов Персимфанса [«Первого симфонического ансамбля» - оркестра без дирижёра],  изданные журналом  «Персимфанс»: 15:-22 ноября 1926г., 24-31 января 1927г.,  9-16 мая 1927г. Обращают на  себя внимание две программы из произведений А.Т. Гречанинова (преподавателя Училища им. Гнесиных, их коллеги и друга, уехавшего из России в 1926-м году). Первая программка – на французском языке  (вероятно, присланная в письме самим автором)  повествует об исполнении  «Демественной  литургии» в Париже, 28 апреля 1928г. Вторая – Программа  «10-го музыкального вечера из произведений А.Т.Гречанинова. С участием автора. Кружок «Во дворе, во флигеле». Германия. Augusta-schulle. 14 мая 1928г.».

Описывая архив программ, приходится принимать во внимание условность деления на разделы – естественно, что в следующем разделе, в котором  представлены программы концертов,  посвящённых историческим и мемориальным датам, будут встречаться имена знаменитых исполнителей. Например - программа концертов С.Кусевицкого – цикл концертов памяти А.Н.Скрябина. Октябрь 1915 г. [через несколько месяцев после внезапной кончины композитора]. Другая программа связана с семейной трагической потерей – уходом из жизни одной из сестёр – Марией Фабиановной Гнесиной.  В рукописной  программе  чёрными чернилами проставлена дата концерта - 13/26 февраля 1919 (?) г.  в память М.Ф.Гнесиной, объявлены участники  -  Московское трио (Д.Шор, Д.Крейн, Р.Эрлих),  П.Доберт, В.Шор. Исполнялись произведения Ф.Шуберта: Трио Fs-dur, песни, Вариации для фортепиано в четыре руки. Здесь же хранится и рукописная афиша этого концерта, в  которой указывается: «для образования фонда её  [М.Ф.Гнесиной]  имени «На детскую радость и детские нужды».

В программе  от 12 марта 1941г. сообщается о Вечере  памяти Евгении Фабиановны Савиной-Гнесиной (старшей из сестёр Гнесиных).       Мемориальные  концерты  периодически  проводились  в память выдающихся  музыкантов – учителей, друзей, соратников (например,  концерт памяти А.С.Аренского 25 февраля 1931г.). Среди документальных материалов 30-х годов сохранилась афиша концерта в Зале Дома учёных учащихся  Музыкального техникума им.Гнесиных из сочинений А.Г.Рубинштейна 29 ноября 1934г. (по случаю 40-летия со дня смерти). Вступительное слово – М.Ф.Гнесин.

Ел.Ф. сохранила программу Вечера памяти  Евгения Витачека  [мужа  Елизаветы Фабиановны  Гнесиной-Витачек]  в малом зале МГК 26 мая 1946г. В 40-е годы, во время Великой Отечественной войны, такие мемориальные концерты также проводились. Сохранилась машинописная программа концерта учащихся музыкального училища им.Гнесиных, посвящённого «памяти  великого русского композитора, пианиста и дирижёра  Сергея  Васильевича  Рахманинова из его произведений», 20 марта 1944г. Другая программа концерта студентов государственного музыкального училища им.Гнесиных - из произведений  Н.А.Римского-Корсакова,  состоявшегося 2 апреля 1944г.,  -  свидетельство о том, что в училище отмечалась мемориальная дата – 100-летие со дня рождения композитора (консерваторского педагога М.Ф.Гнесина).  В 50-е годы были проведены концерты памяти самого Михаила Фабиановича Гнесина – сохранился  пригласительный билет на вечер и концерт из его произведений, состоявшийся в Центральном доме композиторов 12 февраля 1958г.

В 60-е годы  традиция проведения мемориальных концертов  продолжилась – так,  в архиве  сохранилась  программа  концерта памяти Народного артиста РСФСР профессора Генриха Густавовича Нейгауза в концертном зале института  им. Гнесиных  12 апреля 1965г. Другой концерт памяти Г.Г.Нейгауза состоялся через год, 12 апреля 1966г.  Очень важный для Елены Фабиановны архивный документ – Пригласительный билет на концерт Святослава Рихтера, посвящённый памяти О.Ф.Гнесиной-Александровой  (младшей сестры  Ел.Ф.) в Концертном  зале института им. Гнесиных 28 апреля 1966г. Ещё один ценный для Ел.Ф. материал – Пригласительный  билет-программа  на вечер, посвящённый  столетию со дня рождения  итальянского пианиста и композитора  Ф.Бузони  при участии общества «СССР – Италия» в концертном зале института им.Гнесиных 19 мая 1966г. Здесь же хранится и афиша этого вечера (Ф.Бузони был преподавателем Ел.Ф. в московской консерватории).

Часто мемориальные концерты выполняли  и просветительские задачи -  об этом свидетельствует программа концерта государственного училища и детской  музыкальной школы имени Гнесиных, посвящённого 100-летию со дня рождения П.И.Чайковского  (1840 – 1940) 18 мая 1940г. в Центральном Доме Работников Искусств СССР.

В архиве содержится большое количество программ концертов,  посвященных историческим датам. Интересна  программа концерта учащихся Государственной  Музыкальной Школы и Училища имени Гнесиных из произведений Грига «в ознаменование исполнившегося 30-летия со дня его смерти. Вступительное слово студента Теоретического отдела А.Кенигсбергера» [1937г.]. И ещё - программа вечера класса Ел.Ф.Гнесиной 20 мая 1940г. из произведений Ф.Мендельсона со вступительным словом о творчестве  Мендельсона  Тамары Илюхиной. Целая серия концертов из произведений Ф.Шопена,  посвящённых 100-летию со дня смерти композитора,  прошла в 1949-м году – сохранились:  программа концерта 19 октября; программа концерта студентов  фортепианного факультета ГМПИ им.Гнесиных  в малом зале МГК  30 октября,  программа  концерта  студентов Училища им.Гнесиных  15 ноября, программа концерта Государственной музыкальной школы-десятилетки им.Гнесиных 16 ноября.

Серия  мемориально-просветительских концертов  связана и с важнейшей  для  музыкальной  культуры  датой  – 200-летней годовщиной со дня смерти И.С.Баха. Это отмечено в  программе 2-го Открытого концерта  учащихся музыкальной  школы-десятилетки имени Гнесиных в зале  Института  9 и 10 апреля 1950 г., а также в программе концерта студентов  фортепианного факультета института 18 мая 1950г.  Ещё  одной   дате  – 200-летию  со дня  рождения  Моцарта  –  был посвящен  концерт  студентов фортепианной  кафедры  в  Концертном  зале  института  30 марта 1956г.,  а в концерте 6 апреля  1956г. произведения Моцарта исполняли  студенты и других  факультетов института.  Здесь же, в архиве, сохранилась и программа Конкурса  вокалистов на лучшее  исполнение произведений Моцарта (12 марта 1956г.). Другая мемориальная историческая дата - 200-летие со дня смерти Г.Ф.Генделя -  также была отмечена  концертом в Концертном зале института им.Гнесиных  (программа от 5 мая 1959г.).

Некоторые из афиш также связаны с мемориальными и историческими датами. Одна из них сообщает о концерте симфонического оркестра и хора Института им.Гнесиных  в Большом зале Московской консерватории 11 апреля 1952г. – к 125-летию со дня смерти Людвига ван Бетховена (дирижёр  О.Агарков, солисты А.Брук, Л.Кольвацио). Особый интерес вызывает афиша концерта студентов ГМПИ им.Гнесиных, состоявшегося 29 марта 1953г. в зале Дома учёных – к 80-летию со дня рождения и 10-летию со дня смерти С.В.Рахманинова. Исполнялись произведения  Рахманинова:  кантата «Весна» (исполнители – объединённый хор студентов института и училища им.Гнесиных, дирижёр оркестра - О.М.Агарков, руководитель хора – В.С.Куньев, солист – В.Меньшенин); фортепианные, камерно-инструментальные и вокальные произведения – Романс и Тарантелла из Второй сюиты для двух фортепиано, «Элегическое трио» 1ч. Во втором отделении концерта прозвучали: 3-й концерт для фортепиано с оркестром, Рассказ Старика и Каватина Алеко из оперы «Алеко», 3 русские народные песни для хора. Среди исполнителей Ю.Понизовкин, Л.Маркиз, В.Стулов и другие.  Через 5 лет в недавно открывшемся Концертном зале ГМПИ им.Гнесиных 28 ноября 1958г. состоялся концерт, как сообщается в афише,  из произведений Рахманинова в исполнении Симфонического оркестра  Московской филармонии, дирижёр Е.Светланов, солисты В.Горностаева, Л.Булатова, Л.Брумберг.  Ещё одна афиша возвещает о двух концертах,  посвященных 100-летию со дня смерти М.И.Глинки. Один из концертов – 3 апреля 1957г. в Актовом зале Московского государственного университета, второй – 7 апреля 1957г. в Большом зале Московской Государственной консерватории. Вступительное слово – профессор М.С.Пекелис. Участники – студенты училища и и нститута им.Гнесиных,  объединённый хор  и оркестры. В программе – «Камаринская»,  1-й акт из оперы «Руслан и Людмила» и  танцы из 3- го акта, романсы («Я  помню чудное мгновенье»  на ст. Пушкина  и другие ); из  оперы «Иван Сусанин» - Романс Антониды, Вальс, Краковяк, Полонез; «Патриотическая песнь».

Последний  раздел  данного  обзора, самый  обширный по количеству материалов,  содержит программы и афиши, связанные с повседневной деятельностью гнесинских учебных заведений – учебных вечеров, концертов классов, отчётных («показательных») концертов, экзаменационных программ, концертов, посвящённых юбилейным датам гнесинских учебных заведений и/или их создателей и руководителей.

 Одна из самых ранних по времени программ датируется 24 –м ноября 1892г. Это рукописная программа ученического вечера учащихся Московской консерватории, в котором участвовала 18-летняя Елена Гнесина. Ранние (конца 90-х – начала 900-х годов) программы «музыкальных вечеров» Школы-Училища сестёр Гнесиных тоже были рукописными, часто – с рисунками, и выполнялись самими учащимися. На бумаге таких программ сохранились водяные знаки и штемпель бумажной фабрики А.Гончарова, бумага программок 1905-1908 годов – клеймо «К.Р.П.Р. Рига №4». Ученические вечера (концерты)  проводились  всё чаще – если в 1900 - 1904г. -  2-3 раза в год, то в 1905 – 1910гг. от 4-х до 7-ми.  На ученических вечерах помимо классики исполнялись и произведения композиторов – современников  Гнесиных. В программе  ученического вечера в Музыкальном училище Е. и М. Гнесиных 5 декабря 1908г. – сочинения Р.М.Глиэра,  преподававшего в училище, и верного друга Ел.Ф.Гнесиной на протяжении более полувека. В тревожные годы революционных событий в училище  Гнесиных  продолжались занятия и концерты  – показательна в этом отношении Программа ученического музыкального утра  в музыкальном  училище Е. и  М. Гнесиных с участием Ф.Витачека, Л.Оборина, А.Чичкина и др.  25 марта/7 апреля 1918г.  В 20-е годы становятся регулярными «Показательные концерты учащихся I и II ступени Государственного Музыкального Техникума им.Гнесиных» (так стало называться училище). Интересна  программа, выполненная самими учащимися на картоне  - надписи чернилами, рисунок (акварель – цветы, листья на золотистом фоне  в форме полушария). В тексте программки кроме даты – 20 марта 1921г. -  перечислены исполнители: Л.Оборин, А.Клумов, А.Чичкин, Ф.Витачек  (участник скрипичного унисона),  и учебное заведение названо:  «Вторая  Московская  Государственная музыкальная школа бывшая Е. и М. Гнесиных». Во  многих программках объявлены залы,  в которых проводились концерты – не только зал училища, но и малый зал консерватории (22 апреля 1928г.).

Очень важна была для Гнесиных программа цикла концертов СОФИЛа [Советской филармонии] в Зале им. Моцарта (сезон 1928/1929г. 12января) «по выдвижению молодых советских артистов. 12-летняя пианистка Тамара  Фидлер (Ленинград) и 18-летний композитор-пианист  Фабий Витачек при участии Члена Гос. квартета МГК, скрипача Д.М.Цыганова».   (Во втором  отделении – Произведения Ф.Витачека:  Соната для скрипки и фортепиано  в исполнении Д.Цыганова и автора     и Прелюдии для фортепиано  -  также в исполнении автора).  Другая программа  соединяет концерты 12 января и «концерт  молодых дарований, выделенных из числа стипендиантов Наркомпроса,  в Большом зале Московской консерватории 13 янв. 1929г., 1-го абонементного  концерта  Московского  трио (Владимир Шор, Евгений Пинкэ, Борис Крейн). При участии артистки ГАТОБа А.Матовой».

Разнообразие и активное участие гнесинских учебных заведений в общественной жизни страны подтверждается машинописной программой Вечера 15 апреля 1931г. в Краснознамённом зале - концерта учащихся государственного музыкального  техникума  им.Гнесиных  смешанного хора под управлением  К.П.Виноградова, среди исполнителей – Н.Вербова и Т.Хренников  ( прозвучала  его песня «Октябрьская тревога»).  Перед началом  концерта  выступил  А.Луначарский  с докладом: «Классовая борьба на фронте искусства – искусство на службе обороны». Во втором отделении концерта исполнялись произведения И.С.Баха, Моцарта, Бетховена, Мусоргского, Римского-Корсакова. И здесь же, в архиве – программка «Шаркома» («Шарадного комитета» техникума имени Гнесиных). Самодельная программа, написанная чёрными чернилами  с рисунком, изображающим две женские головки. Текст этой программки соответствует  юмористической  направленности этого студенческого кружка:  «I отд.: 1. Гимн Шаркома. 2. А.А.Борисяк. 3. Приёмные испытания в техникум (пародия). 4.Е.А.Бекман-Щербина. 5.Шарады.  II отд.: 1. Джаз-Банд ( негритянский). 2. В.Ф.Туровская. 3. Пивной хор. 4.???. 5. Шарады».

В 1935г. широко отмечался юбилей - 40-летие Московского государственного техникума им.Гнесиных. Состоялось торжественное заседание и концерт в Большом зале Московской консерватории 15 марта 1935г. Сохранились программа и пригласительный билет. В концерте участвовал З.И.Финкельштейн (Шопен – Полонез As-dur),  Г.Гамбург, К.Ознобищев и другие. В заключение прозвучал хор к «Симфоническому монументу» М. Ф. Гнесина в исполнении смешанного хора учащихся  под управлением К.П.Виноградова и оркестра под управлением автора. Программы  других  юбилейных концертов также сохранились – концерта  6-го марта в малом зале Московской консерватории и Юбилейного концерта детской школы при  Государственном музыкальном техникуме им. Гнесиных 12-го марта в Колонном зале Дома Союзов. Кроме этих программ, имеются программы юбилейных концертов отделов Техникума. В 30-е годы появляются спектакли оперного класса Техникума. Об одном из них сообщает Программа спектакля «Гюльсара»  учащихся  оперного класса – муз.Ю.Вейсберг, либретто Софии Парнок и Юлии Вейсберг - в клубе Московского Государственного университета 9 и 10 января 1937г. В 40-е годы, во время Великой Отечественной войны, работа в училище продолжалась. Ещё до начала войны, в 1940-м году, отмечалось 45-летие Школы-Училища  Гнесиных – сохранились программы:  «отчётного  концерта  государственного училища и детской музыкальной школы имени Гнесиных в связи с 45-летиим их существованием. 1895 - 1940»; а также  программы  отчётных концертов отделов: фортепианного (в Малом зале Московской  Государственной  консерватории,  12 марта 1940г.);  вокального  (там же, 19 февраля  1940г); «отчётного показа оперного класса училища (в студии имени Шацкого, 15 марта) и отчётного концерта Школы (в Центральном  Доме работников искусств СССР, 30 апреля 1940г.).   Сохранилась афиша последнего, вероятно,  предвоенного отчётного концерта – учащихся фортепианного отдела училища – 2 мая 1941г. в Малом зале Московской государственной консерватории. Но уже 14 февраля 1942г. состоялся концерт, посвящённый 47-летию со дня основания училища ( машинописная программа). Здесь же – машинописная программа классного вечера Ел.Ф.Гнесиной  9 мая 1944г.

В архиве Ел.Ф. сохранилось большое количество программ и афиш, посвящённых 50-летнему юбилею школы и училища  (в частности, программа концерта в Большом зале МГК 15 февраля 1945г.). После открытия Института   в 1944-м году одним из ранних совместных выступлений школы, Училища и вуза был концерт 27 февраля 1947г. (машинописная программа), а вскоре – 19 мая 1947г. – в Краснознамённом Зале ЦДКА состоялся симфонический концерт студентов оркестрового факультета ГМПИ им.Гнесиных (машинописная программа). Среди программ института (в большинстве – машинописных) появляются программы концертов классов педагогов - например, вечера класса профессора Г.Г.Нейгауза 20 апреля 1948г. или концерта из произведений Любови Штрейхер 29 марта 1948г. Одним из первых концертов вновь открытой музыкальной школы-десятилетки имени Гнесиных стал концерт, состоявшийся 28 апреля 1948г.  в зале института  (машинописная  программа с  пометками фиолетовыми чернилами). Здесь же – многочисленные программы отчётных концертов училища, института, программы государственных выпускных экзаменов по всем специальностям и  программа «годичного акта, посвящённого первому выпуску» ГМПИ им.Гнесиных 29 июня 1948г.

В 50-годы  концертная жизнь становится ещё интенсивнее, особенно увеличивается количество концертов – и, соответственно, программ -  связанных с юбилейными датами учебных заведений и их основателей.  Две  программы связаны с юбилеем Ел.Ф.Гнесиной – 75-летием со дня рождения и 55-летием творческой деятельности. Одна из этих программ сообщает об отчётном концерте школы-десятилетки в малом зале МГК 6 февраля 1950г.,  другая – о совместном концерте института, училища и школ имени Гнесиных в Большом зале МГК 17 февраля 1950г. (обе программы отпечатаны в типографии). Также  был отмечен совместный юбилей сестёр Гнесиных –  программка и пригласительный билет (типографская печать) сообщают о концерте «учащихся классов заслуженных  деятелей искусств Елизаветы  Фабиановны  Гнесиной-Витачек и Ольги  Фабиановны  Александровой-Гнесиной в ознаменование 50-летия их музыкально-педагогической деятельности (1901 – 1951) в зале института 29 декабря 1951г.». Отмечались концертами не только юбилеи Гнесиных. Так, в архиве сохранился пригласительный билет (типографская печать) на вечер, посвящённый 70-летию со дня рождения и 40-летию музыкально-педагогической деятельности заслуженного учителя РСФСР В.В.Листовой в зале института 11 апреля 1953г. В 1954-м году  отмечалось 80-летие со дня рождения и 60-летие музыкально-педагогической деятельности Ел.Ф.Гнесиной  юбилейным вечером в Большом зале МГК 18 июня 1954г. В 60-е  годы продолжалась активная концертная жизнь – проводились концерты классов, отчетные концерты учебных заведений, юбилейные и мемориальные концерты, концерты коллективов и различных ансамблей гнесинских учебных заведений. Концертов становилось всё больше после открытия концертного зала института.  В архиве сохранились пригласительный билет и программа концерта камерного оркестра  и ансамбля  виолончелистов 13 марта 1967г. –  одного из последних концертов, состоявшихся при жизни Елены Фабиановны. Здесь же – афиша концерта памяти  Гнесиных при  участии Л.Евграфова, Ю.Понизовкина, Б.Гольдштейна в концертном зале ГМПИ 19 сентября 1967г. Ещё один интересный документ – Приглашение и программа научно-теоретической конференции  «50 лет советской музыкальной педагогики»,  проводившейся в Концертном зале института 20 октября 1967г.

При  формировании фонда в дополнении к нему были включены афиши  (более 70), представляющие определённый интерес. Некоторые из афиш упоминались в предыдущих разделах обзора. Стоит отметить афиши спектаклей оперного класса Государственного музыкального техникума имени Гнесиных  30-х годов: «Свадьба Фигаро» в Доме учёных (сценический руководитель – В.Л.Нардов, музыкальный руководитель – К.П.Виноградов) 30 января 1934г.;  «Евгений Онегин»  в  Доме учёных 25 мая 1934г.;  «Король сказал» Л.Делиба  в клубе  имени Каляева 17 и 18 мая 1935г.;   «Сорочинская ярмарка» в  клубе МГУ имени Ломоносова 4 и 5 мая 1938г.; концерт и детская опера  «Гуси-Лебеди» Ю.Вейсберг - постановка Детской музыкальной школы  при музыкальном училище имени Гнесиных в Театре детского творчества в Московском доме пионеров и октябрят 6 мая 1938г.;  спектакль «Дон Пасквале» Доницетти ставится уже силами  оперного класса института - в афише сообщается о «показе работы» 11 и 12 мая 1948г. в оперной студии МГК.

В данный фонд включены также программы и  афиши, принадлежащие самой Елене Фабиановне, приглашения на её имя на памятные вечера. Например,  приглашение на вечер памяти А.В.Луначарского (2-я годовщина смерти) в Клубе мастеров искусств 26 декабря 1935г. Среди программ и приглашений на юбилеи,  творческие вечера, концерты вызывают особый интерес  приглашения:  на творческий вечер С.Рихтера в ЦДРИ 18 сентября 1952г.; на юбилейный вечер А.Хачатуряна (50-летие) в ЦДРИ 8 июня 1953г.; на юбилейный вечер Р.М.Глиэра (80-летие и  55-летие творческой деятельности)  в Большом зале МГК 10 января 1955г.;  на  юбилейный вечер А.Б.Гольденвейзера (80-летие и 60-летие творческой деятельности) в Большом зале МГК 10 мая 1955г.; на юбилейный вечер С.Е.Фейнберга (70-летие и 50 лет творческой деятельности) в  Большом зале МГК 18 июня 1960г. В 60-е годы добавляются: программа концертов к 100-летию Ленинградской консерватории – Ленинград,1962г.; программа цикла вечеров, посвящённых 90-летию А.Б.Гольденвейзера – в Камерном зале МГК, в квартире А.Б.Гольденвейзера 9-26 марта 1965г.; приглашение на творческий вечер Н.Пейко в честь 50-летия в  Концертном зале Всесоюзного дома композитора 31 мая 1966г.; приглашение на вечер Д.Д.Шостаковича в связи с его 60-летием  в Доме дружбы с народами зарубежных стран 4 октября 1966г.

Подробный обзор фонда не входит в задачу путеводителя, но и краткое описание даёт некоторое представление об уникальности личности Ел. Ф. Гнесиной, её деятельности на протяжении всей её долгой творческой жизни и её значении для развития музыкального образования и  культуры нашей страны.

  • YouTube
bottom of page