top of page

Фонды Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной

Нотные рукописи

В архиве Ел. Ф. Гнесиной раздел нотных рукописей (опись IV) включает произведения семьи Гнесиных, их коллег, друзей, учеников. Наибольшее число рукописей принадлежит самой Елене Фабиановне, которая всю жизнь создавала педагогический репертуар для детей. Среди них – черновики и копии опубликованных сочинений («Фортепианной азбуки», «Маленьких этюдов для начинающих», «Пьесок-картинок», «Маленьких дуэтов для двух скрипок»), целый ряд пионерских песен, в том числе и на стихи Маяковского – «Возьмем винтовки новые», а также песня «Спасибо» на стихи Добровольского. Гнесина делала и переложения: Каприччио Брамса для двух фортепиано, Менуэта Рамо из оперы «Кастор и Поллукс» для трех голосов. Особое место занимают произведения «на случай»: «Слава» хормейстеру и капельмейстеру Большого театра Ульриху Осиповичу Авранеку и «Слава» К. С. Станиславскому. Издано 15 опусов сочинений Ел. Ф. Гнесиной, но среди рукописей (за очень большой период времени — очевидно, с конца XIX века до 1966 г.) много и неопубликованных.

Из сочинений других сестер Гнесиных к самым ранним относится Magnificat Евгении Фабиановны Гнесиной – ее учебная работа в консерваторском классе C. И. Танеева. Две разные «Колыбельные» принадлежат перу Евгении и Ольги.

Особое место среди сочинений семьи Гнесиных занимают 10 детских «опытов» Шурика Вивьена (1903–1911), старшего сына Елизаветы Фабиановны: в шести-семилетнем возрасте он уже записывал свои сочинения. Среди них есть вполне законченные пьесы: «Дедушкин рассказ» и «Жалоба», посвященные маленьким композитором, соответственно А. Т. Гречанинову и Ел. Ф. Гнесиной; два этюда – «Раздумье» и «Аллегро». Интересны детские сочинения учеников, впоследствии ставших выдающимися музыкантами: «Прелюд», сочиненный в 1943 г. Геней Рождественским; пьесы Шуры Чугаева (будущего композитора, пианиста и музыковеда Александра Георгиевича Чугаева). Наиболее многочисленны (всего 19) сочинения Левы Оборина (выдающегося пианиста Льва Николаевича Оборина), написанные в возрасте от 9 до 14 лет. Среди них – две сонаты и две сонатины, вариации a la Mozart, три романса, пьесы разных жанров (мазурка, полька, гопак и др.), программные пьесы «Прощай, лето», «Утро», «Колокола», «Сон». Известно, что Оборин хотел серьезно заниматься композицией, но ему помешала интенсивная концертная деятельность. Однако уже его детские сочинения отличаются мелодическим богатством и изобретательностью. Среди подаренных Елене Фабиановне рукописей немало произведения композиторов – друзей семьи Гнесиных: Р. Глиэра, А. Гречанинова, Г. (Ю.) Померанцева, Э. Розенова, Ан. Александрова, Ю. Вейсберг, А. Дроздова, М. Штейнберга. Конечно, свои сочинения уже во взрослом возрасте дарили Елене Фабиановне воспитанники учебных заведений имени Гнесиных, ставшие впоследствии выдающимися музыкантами: А. Бабаджанян, Б. Чайковский, А. Эшпай, Л. Книппер, М. Мильман, А. Клумов, Ф. Витачек, А. Иохелес. Рукописи Михаила Фабиановича Гнесина представляют наиболее часто исполняемые его сочинения – «Песня пажа Алискана» и «Песня странствующего рыцаря». Но самым уникальным экспонатом является черновой набросок карандашом – учебная задача по гармонии С. В. Рахманинова (это задание он выполнял в консерватории в 1888 году, в 15 лет). Эта драгоценная рукопись попала в архив Гнесиной через много лет – в 1945 году, и стала для нее не только ценнейшим автографом юного Рахманинова, но и напоминала о совместных занятиях в классе гармонии в самом начале учебы в консерватории и о дальнейшей дружбе с гениальным музыкантом.

Целый ряд произведений, подаренных Гнесиным, написано «на случай». Так, в конце XIX – начале XX веков для домашнего музицирования предназначались поздравительные песенки, кантата и др., написанные участниками кружка музыкантов, собиравшегося в доме Гнесиных (Д. Корниловым, Ю. Померанцевым, Э. Розеновым). Другие подарки относятся к гораздо более позднему времени и появились в связи с юбилеями Гнесиных и Гнесинских школ. В этих случаях использовалась музыкальная монограмма Елены Фабиановны Гнесиной (E-F-G), которая по-разному обыгрывалась в поздравительных сочинениях Ф. Е. Витачека, Л. К. Книппера, Л. В. Николаева.

В фонде имеется целый ряд фортепианных переложений и исполнительских редакций классических произведений, сделанных для учебных целей.

  • YouTube
bottom of page