top of page

Фонды Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной

Изобразительные материалы

Произведения изобразительного  и прикладного искусства: живопись, графика, скульптура, вышивка, аппликация создают особую, неповторимую обстановку квартиры семьи Гнесиных. Часть их находится в постоянной экспозиции музея, часть хранится в фондах и в экспозицию не входит. Большинство этих произведений подарено художниками и скульпторами – друзьями и знакомыми сестер Гнесиных. Ряд работ – произведения самих сестер Гнесиных: рисунки Елены Фабиановны, картины маслом Ольги Фабиановны, вышивка и аппликации Марии Фабиановны. Остается только удивляться, как при такой напряженной музыкальной работе у сестер находилось время для занятий живописью и рукоделием.

Живопись и графика в экспозиции Музея представлены произведениями разных авторов. В основном, это работы родственников, друзей, коллег и знакомых сестер Гнесиных, которые, будучи музыкантами, оказывались и талантливыми художниками. Однако, в экспозиции есть и работы таких известных художников как Л.О. Пастернак, И. Л. Бруни. Живописные работы - это экспонаты, говорящие своим ярким, образным языком о людях, природе, городах и домах ушедшей эпохи – времени молодости и творческой активности сестер Гнесиных и их окружения.

Наибольшее число картин из экспозиции Музея  написано художниками Е. И. Каменцевой и В.Ю. Апфельбаума.  Талантливая художница Елена Ивановна Каменцева (1879-1977) была близкой подругой О. Ф. Гнесиной до конца жизни.  9 ее картин были реставрированы в 1989 г. под руководством С.С.Галушкина и экспонировались в Выставочном зале Фонда культуры на Старой Басманной улице в Москве. В Музее находятся пейзажи, натюрморты, несколько портретов Елены Фабиановны и Ольги Фабиановны, а также два автопортрета. Среди работ Каменцевой - портрет “Дама в лиловом”[1], получивший золотую медаль на выставке в Риме в 1910-х г (вывешен на стене вдоль лестницы). Интересна история возникновения этого портрета: к Елене Ивановне домой пришла девушка, у которой не было денег, и она попросилась позировать. Художница посмотрела на ее белую кофточку и темную юбку – «зацепиться» взгляду было не за что. Тогда Елена Ивановна приколола девушке на кофточку кружевное жабо, в волосы воткнула розу, а на плечи набросила лиловую шаль. Этот наряд и запечатлен на картине.

Виктор Юльевич Апфельбаум (1916-1963), был сыном Софьи Ивановны Апфельбаум, пианистки, педагога МДМШ им. Гнесиных. Окончив Техникум как пианист в 1938 году (класс М. А. Гурвич), он впоследствии стал художником, учился у Р. Фалька и А. Осмеркина. Среди его работ в Музее преобладают  натюрморты, пейзажи,  среди которых большое полотно «Сирень»[2], находящееся в кабинете Елены Фабиановны, яркий натюрморт «Розы и чашки»[3], пейзаж «Берег реки Оки. Лодки»[4], - также из кабинета. Работы Апфельбаума замечательны по богатству красок, точной передаче настроения  - каждая из картин «настроена» на определенную «тональность», будь то сочные краски огромного букета сирени или белесый колорит жаркого летнего дня на берегу Оки; яркие розы, оттеняющие белизну фарфора  в натюрморте, спокойные тона портретов  Ел. Ф. Гнесиной (в кабинете) и матери художника, С. И. Апфельбаум (в рабочей комнате Музея).

 Работы Каменцевой и Апфельбаума представлены в Музее в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта. Наиболее разнообразны портреты Каменцевой, запечатлевшие сестер Гнесиных в разные моменты жизни и разных ракурсах. Портрет Елены Фабиановны в красном национальном костюме, находящийся в вестибюле, - это образ  яркий, и в то же время элегический: огненные тона сарафана, кокошника, богатое ожерелье каким-то чудом сочетаются с задумчивой позой русской крестьянки: сидит, подперев щеку рукой. Возможно, это и проникновение  в «иную роль», или отражение сокровенных чувств и мыслей, - так или иначе, портрет необычайно женственен, лиричен, и в то же время экзотичен.

Портреты Ольги Фабиановны в летней шляпе и черной шляпке работы Каменцевой рисуют нам очаровательную барышню чеховского времени, немного кокетливую, хрупкую и нежную. «Акцент» в этих портретах сделан именно на глазах героини, - их выражение «освещает» изнутри каждый портрет, создавая одухотворенный образ.

Официальный, «парадный» портрет Елены Фабиановны у рояля работы Апфельбаума, висящий в кабинете - произведение другого стиля. Он представляет нам выдающегося педагога, общественного деятеля. Гнесина сидит за роялем, возможно, во время урока, ее лицо развернуто к зрителю. Белые волосы в высокой прическе красиво сочетаются с белым кружевным жабо блузки. Одна рука лежит на клавиатуре, другая опирается на подлокотник кресла.

В экспозиции представлены два автопортрета Е. И. Каменцевой 1915 и 1917  годов: «Автопортрет с кистями» и «Автопортрет в интерьере». Обе работы висят стене вестибюля у лестницы. На первом портрете художница изображена в рабочей одежде: белом халате и косынке, кисти держит в руках. Фон картины темного цвета, на заднем плане (темной стене) изображены живописные работы, вероятно, самой художницы. Во втором портрете передано лирическое настроение автора: молодая женщина сидит в задумчивой позе. Она одета в зеленую блузку. Русые, коротко стриженые вьющиеся волосы красиво обрамляют лицо. Взгляд карих глаз устремлен на зрителя, и в то же время внутрь себя. Цвет предметов интерьера – мебели теплых желтых тонов – контрастирует с зеленым цветом одежды.

Большое разнообразие настроений передано в пейзажах Каменцевой и Апфельбаума. Это уголки природы, изображенные во все времена года. Среди пейзажей Каменцевой много изображений берез: это и весенние березы на фоне голубого неба и железной дороги на заднем плане: «Пейзаж с березами и товарными вагонами»[5], и березы с пышной пожелтевшей кроной под холодным осенним небом (Пейзаж)[6]; и летние зеленые березки над прозрачным ручьем («Березки»)[7]. В вестибюле Музея над входами в спальню и комнату Е. Т. Кудряшовой находятся пейзажи Каменцевой: «Лодки»[8], «Строящийся дом»[9].

Из пейзажей Апфельбаума замечателен «Берег реки Оки. Лодки», создающий картину жаркого летнего дня, а также противоположный по настроению «Лесная поляна[10]», где сочная зелень листвы и травы контрастна серому небу.

Натюрморты Апфельбаума более разнообразны в экспозиции Музея. Это великолепные цветы: «Сирень», «Ландыши[11]», «Розы и чашки»  в кабинете. Замечателен красочный натюрморт[12] с  фруктами в спальне, где красная мякоть арбуза сочетается с темной синевой слив, а желто-красные яблоки и груши соседствуют с зеленоватым и лиловым оттенками виноградных кистей. Натюрморты впечатляют сочностью, яркостью красок, многообразием цветовой палитры, что создает радостное настроение и оживляет интерьер комнат.

Уникальными экспонатами являются акварели, изображающие интерьеры домов, воспроизводящие обстановку ушедшего времени. Таковы две акварели Каменцевой «Интерьер дворца княгини Шаховской», вероятно, в Покровском-Глебове под Москвой. Известно, что в Покровском-Глебове рядом с имением в XIX веке находились великолепные дачи, которые снимали весьма состоятельные люди. В начале ХХ века там отдыхали известные деятели литературы, театра. По свидетельству М. Э. Риттих, Каменцева с мужем там снимала квартиру. Очевидно, там и были сделаны эти работы. Впоследствии имение было разрушено, и акварели художницы дают нам возможность увидеть то, чего уже давно не существует: изящную мебель и убранство комнат великолепного дворца. Интерьеры выполнены в яркой цветовой гамме: темно-красный и лиловый бархат кресел и штор, зеленый цвет обоев и голубая обивка мебели в гостиной. Насыщенность цвета создает впечатление богатой обстановки.

Так же уникальны интерьеры имения Гончаровых Полотняный завод (в кабинете Музея), запечатленные О. Д. Гончаровой, дочерью мецената Дмитрия Гончарова, потомка Пушкина, владельца имения Полотняный завод, которое было разрушено и разграблено в годы революции. В этом имении Елена Фабиановна часто гостила во время каникул, там был и свой театр, где ставилась, в частности, опера «Евгений Онегин». Акварели выдержаны в светлых зелено-желтых тонах: зеленые и желтые цвета мягкой мебели, обоев гармонируют с бледным оттенком камина и декоративных колонн. Светлый колорит придает акварели прозрачность, воздушность. Комната пронизана солнцем: его отблески на стенах и полу удачно переданы художницей.

Еще один интерьер исчезнувшего дома – «Кабинет Евг. Ф. Савиной-Гнесиной на Собачьей площадке» В. Логинова, товарища сына А. Ф. Гнесина – запечатлел обстановку прежнего дома Гнесиных, снесенного во время строительства Калининского проспекта (Нового Арбата). На переднем плане изображен зеленый мебельный гарнитур, привезенный Евгенией Фабиановной из Англии, где она жила с мужем до его смерти[13], а также рояль, возможно один из тех, что помогал Гнесиным выбирать С. В. Рахманинов.

Работы известных живописцев составляют самую примечательную часть художественной экспозиции Музея.  Портрет Бетховена Л. О. Пастернака (1862-1945) –выдающегося художника, отца Б.Л. Пастернака, дружившего с семьей Гнесиных – один из самых  значительных  экспонатов. Рисунок углем[14] хранится в фондах Музея, а литография с него[15] висит в кабинете Елены Фабиановны.

Иван Львович  Бруни (1920-1994), потомственный акварелист, представитель  династии художников Бруни. Акварель «Гурзуф»[16] 1949 года, висящая в кабинете Ел.Ф., - пейзаж с видом на море и горы Крыма. В пейзаже тема моря оказывается преобладающей, «морская» цветовая гамма воздействует  на колорит берега. Все оказывается окутанным легким туманом, что  усиливает романтическое настроение пейзажа.

Живописные работы выдающихся деятелей искусства – поэтов, музыкантов, -  раскрывают их талант с неожиданной стороны. Так, пастель С. Т. Рихтера «Противоположный берег»[17] (в кабинете рядом с письменным столом), выдержана в золотисто-голубых тонах и создает очень светлое настроение. Великий пианист был  в течение нескольких десятков лет близким другом Гнесиных.

Рисунок В. В. Маяковского (портрет Г.Ф. Гнесина[18]) – висит на стене у лестницы – представляет собой беглый карандашный набросок, который, однако, точно «поймал» то, что было свойственно облику Григория Фабиановича, изображений которого сохранилось очень немного.

В кабинете Музея висит «Деревенский пейзаж» Павла Радимова, последнего председателя товарищества Передвижников, художника и крестьянского поэта, а также четыре картины его дочери, Татьяны Павловны. На одной из них изображен дом в г. Воткинске, где родился П. И. Чайковский[19].

Кроме работ известных художников, в Музее есть картины художников-любителей, знакомых Гнесиных, которые, тем не менее, весьма интересны и примечательны. Так, в кабинете Музея находится аппликация-картина Ждановой (жены преподавателя вокальной кафедры  В. И. Садовникова) «Осень. Последние листья»[20], выполненная из ниток и ткани. В этой работе поражает мастерство подбора цветов ниток, удивительно точно передающих цвета осенних листьев: желтый, красновато-бурый, пепельно-серый.

Часть экспозиции представляют работы самих сестер Гнесиных. Помимо музыкального таланта обладали  многими разнообразными дарованиями. При постоянном профессиональном занятии музыкой в их каждодневные дела входило рукоделие. Самыми яркими являются работы Марии Фабиановны. Это панно, которые находятся на стенах спальни: «Царица ночи»[21], «Цветы»[22], две аппликации на античные сюжеты, увиденные, вероятно, на чернофигурных греческих вазах[23]. Подбор цветов и тонкость работы говорит о незаурядном даровании их автора. Не удалось установить, кто из сестер вышивал диванные подушки в спальне, - возможно, это их совместное творчество.

Живописные работы Ольги Фабиановны находятся в вестибюле, на левой стороне лестницы. Будучи близкой подругой художницы Е. И. Каменцевой, О. Ф. Гнесина раскрыла свою склонность к живописи, что и проявилось в ее пейзажах. Среди них - совершенно разные морские пейзажи: холодный берег Финского залива, где волны с белыми гребнями разбиваются о мрачные скалы («Морской пейзаж»[24]), и похожие скалы, но освещенные солнцем крымского побережья («Крутой берег, южное море»[25]). Городской пейзаж «Старый Арбат»[26] выдержан в темных тонах и показывает нам Арбат в совершенно непривычном ракурсе, довольно будничном, сером.

Рисунки Елены Фабиановны, хранящиеся в Музее, раскрывают многогранность личности Гнесиной: яркое пианистическое дарование сочеталось в ней с редким остроумием и способностями к рисованию, как это видно в зарисовках коллег и учеников за роялем. Два рисунка, находящиеся в вестибюле Музея, изображают ученика и ученицу за роялем, сидящими к автору спиной,  и подписаны так: «Отдел задних фасадов»[27]. Это небольшая часть целой серии изображений с юмористическим заголовком «Художественная галерея свободного художника Ел. Ф. Гнесиной. Отдел задних фасадов».

Способностью к живописи  обладали и другие родственники Гнесиных. Галина Маврикиевна Ванькович-Гнесина (1893-1976) – музыковед, пианистка, происходила из старинной польской фамилии. Она вышла замуж за М.Ф. Гнесина, была его постоянным помощником и сотрудником, работала в ГМУ и библиотеке Московской консерватории. Карандашный портрет М.Ф. Гнесина за роялем, выполненный  Галиной Маврикиевной, находится в постоянной экспозиции Музея. В фондах Музея хранятся  графические работы  Ванькович-Гнесиной, в основном, портретные зарисовки, очень точно отражающие характер человека. (Работы Г.М. Ванькович-Гнесиной участвовали в экспозиции «Живопись и графика из фондов Музея»  весной 2010 г.).

Акварели Е.М. Ванькович-Одаровской, сестры Г.М. Ванькович-Гнесиной, «Собачья площадка, дом 5 и дом 7»[28],  что находятся в вестибюле Музея,  запечатлели  два гнесинских дома на Собачьей площадке, снесенных во время строительства Нового Арбата. Это – ценные свидетельства ушедшей эпохи для последующих поколений, не видевших и никогда уже не  увидящих замечательного уголка старой Москвы.  Замечательно и то, что акварели написаны выдающимся гнесинским педагогом. Елена Маврикиевна Ванькович-Одаровская  (1898-1988), была прекрасной балериной, долгие годы преподавала в Училище Гнесиных ритмику и танец (с конца 1930х до 1970 г.). По воспоминаниям гнесинцев, она была очень добрым и отзывчивым человеком.

Еще один вид исчезнувшей Москвы запечатлен на акварели О. К. Эйгеса  «Угол Собачьей площадки и Николопесковского переулка».[29] Олег Константинович Эйгес (1905-1992) – выдающийся, необычайно одаренный композитор, пианист, автор 15 симфоний. Он происходил из очень талантливой семьи: его отец, Константин Романович Эйгес, композитор и пианист, в первые годы после революции был директором музыкального Техникума Ярошевского, а затем преподавал в ГМУ им. Гнесиных. Олег Константинович окончил Техникум Гнесиных в 1934 г. (класс Г. И. Литинского), экстерном прошел курс композиции в Московской консерватории (окончил аспирантуру МГК в 1938 г.). К сожалению, его музыка в нашей стране исполняется очень редко.

Способность к рисованию была семейной чертой Эйгесов: брат Олега Константиновича, Сергей Константинович,  стал известным художником. Акварель О. К. Эйгеса проникнута весенним настроением, выдержана в солнечных тонах.

 

Важную часть экспозиции составляют живописные портреты Гнесиных, выполненными разными авторами и в разное время. Большинство портретов Ел. Ф. и О. Ф. Гнесиных написано Е. И. Каменцевой и В. Ю. Апфельбаумом, о чем уже здесь было сказано. Самым ранним из портретов сестер является портрет Евгении Фабиановны  в 16-ти летнем возрасте. Автор портрета неизвестен. С картины овальной формы смотрит очаровательная темноглазая девушка с тяжелой косой, убранной в прическу. Стиль живописи здесь  вызывает в памяти женские портреты К. П. Брюллова.

Очень запоминается портрет М. Ф. Гнесина работы Зинаиды Станюкович, дочери известного писателя Константина Михайловича Станюковича. Портрет написан в 1906 году, когда Михаилу Фабиановичу было двадцать с небольшим лет. В то время он учился в Петербургской консерватории. С портрета смотрит красивый молодой человек, кареглазый, черноволосый, волосы расчесаны на пробор, с короткой черной бородкой и усами. Взгляд юноши направлен на зрителя и в то же время погружен  внутрь себя, несколько застенчив и серьезен.

Среди скульптурных работ, представленных в экспозиции, необходимо отметить два бюста Елены Фабиановны: работы известных скульпторов А. Мельника и Л. Е. Кербеля. Работа А. Мельника выполнена из гипса, окрашенного под бронзу, и находится в вестибюле, с правой стороны лестницы. Работа Л. Кербеля выполнена из белого гипса и выставлена в кабинете Елены Фабиановны, на книжном трехстворчатом шкафу. Оба бюста очень естественно передают портретные черты Елены Фабиановны, каждый – по-своему. В скульптуре Кербеля черты переданы более обобщенно, несколько официально, тогда как в работе Мельника создан более индивидуализированный образ Гнесиной, занятой, возможно, творческой деятельностью.

В экспозиции находятся также два бюста Ольги Фабиановны. Один из них, из серого гипса, работы Бессарабского, стоит на трехстворчатом шкафу в кабинете Музея. Другой бюст – из гипса, окрашенного под бронзу, работы скульптора Новокрещеновой, помещен на буфете в вестибюле квартиры. Бюст М. Ф. Гнесина неизвестного автора стоит в вестибюле квартиры, на правой стороне лестницы, рядом с работой Мельника.

Работы неизвестных авторов - бюсты и статуэтки великих композиторов, выполненные с большим мастерством, помещены в разных комнатах музея. Так, в кабинете находятся статуэтки Моцарта со скрипкой и Шопена на белой скамье. Два маленьких барельефа – Шопена и Листа – находятся в комнате Е.Т. Кудряшовой, нынешней рабочей комнате Музея.

В комнатах музея представлено большое число фотографий. Фотографии в экспозиции – история времени, представление о круге Гнесиных: семье, друзьях и знакомых, цвет отечественной интеллигенции  рубежа XIX-XX веков. Они объединены в несколько групп. Так, в спальне хранятся только семейные фотографии. Это сестры, братья Гнесины, их родители: Фабиан Осипович и Белла Исаевна, крестная - Татьяна Васильевна Фигуровская, мужья, жены  и дети самих сестер и братьев Гнесиных. Муж Евгении Фабиановны Александр Николаевич Савин был профессором Московского Университета, историком Англии.  Генрих (Евгений) Францевич Витачек – муж Елизаветы Фабиановны - скрипач, известный скрипичный мастер, заведующий Коллекцией музыкальных инструментов СССР. Муж Ольги Фабиановны - Дмитрий Константинович Александров, ученый-химик, генерал, профессор Военно-воздушной инженерной Академии им. Н.Е. Жуковского. Дети Елизаветы Фабиановны: Шурик Вивьен (от ее первого брака), мальчик необычайной одаренности, сочинявший и записывавший свою музыку и умерший в 8-ми летнем возрасте; Фабий Евгеньевич Витачек – композитор, профессор ГМПИ.

Семейные фотографии находятся также и на части стены кабинета, рядом  с трехстворчатым книжным шкафом: это фотографии Беллы Исаевны Гнесиной, Евгении Фабиановны, Ольги Фабиановны, Елизаветы Фабиановны и Марии Фабиановны, Татьяны Васильевны Фигуровской, Александра Николаевича Савина, Фабия Евгеньевича Витачека

Основная часть фотографий учителей, коллег, друзей и учеников Гнесиных хранятся в кабинете Музея. На стене рядом с письменным столом - фотопортреты учителей Елены Фабиановны – большой портрет Василия Ильича Сафонова в раме красного дерева с позолотой, четыре фотографии Ферруччио Бузони, сделанные в разные моменты жизни. На этой же стене находятся фотография  (с рисунка карандашом) пианиста Вильгельма Бакхауза с дарственной надписью; «моментальный» карандашный портрет Ел. Ф. Гнесиной, сделанный в 1947 г. неким Саввой Григорьевичем.

На соседней стене представлена  целая портретная галерея  музыкантов русской школы. Это композиторы нескольких поколений, начиная с классиков XIX века: М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, А. Г. и Н. Г.  Рубинштейна. Галерею продолжают портреты учителей Гнесиных, профессоров Московской консерватории, учеников Чайковского и Римского-Корсакова: С. И. Танеева, М. М. Ипполитова-Иванова,  А.С. Аренского. Следующее поколение – фотографии современников Гнесиных, в том числе и соучеников Гнесиных по Консерватории: С.В. Рахманинова,  А. Н. Скрябина, Р. М. Глиэра, Н. К. Метнера, А. Т. Гречанинова, М. Ф. Гнесина. И наконец, галерею замыкают ученики Гнесиных: А. И. Хачатурян, Л. Н. Оборин, А. Я. Эшпай, Т. Н. Хренников. (надо ли подробнее?)

Интересно отметить, что фотографии русских композиторов – классиков в кабинете Музея сделаны с живописных портретов: Глинки и Мусоргского – с известных портретов И. Е. Репина; Римского-Корсакова – с портрета В. А. Серова, Чайковского – с портрета Кузнецова. Здесь же находится фотография с карандашного портрета А. Т. Гречанинова, выполненного художником С. Сориным уже в Америке, где Гречанинов оказался в 30 – е годы ХХ века. Еще один карандашный портрет (не фотография), висящий на этой же стене в кабинете – изображение М. М. Ипполитова-Иванова за дирижерским пультом. Это работа ученика Ел. Ф. Гнесиной – Аркадия Мазаева, о чем говорит подпись в правом нижнем углу.

Здесь же представлены фотографии брата П. И. Чайковского – Модеста Ильича, с которым Гнесины были знакомы; сестры А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов – Софьи Григорьевны, подарившей Гнесиным их портреты.

Многие фотографии – с дарственными надписями. Особенно интересны автографы Рахманинова и Скрябина. Два музыкальных автографа Рахманинова  можно видеть в кабинете Музея. Один из них – одноголосная основная тема 3-го фортепианного концерта (фото на письменном столе)[30]; другой – многоголосное изложение  монограммы ЕФГ в массивной рахманиновской фактуре (фото на стене у роялей)[31]. Фотография А. Н. Скрябина за роялем, висящая в кабинете на стене у роялей, подписана композитором так: «Многоуважаемой Елене Фабиановне Гнесиной на добрую память с упреком за чрезмерное баловство детей от искренне преданного автора их»[32]: В школе Гнесиных учились  игре на фортепиано дети Скрябина – Юлиан и Ариадна, но учила их не Елена,  которой адресована надпись, а Мария Фабиановна, которая больше всех сестер занималась с маленькими учениками.

Особую ценность представляют фотографии  с автографами  Ф. Бузони, В. Сафонова, Н. Рубинштейна, П. Хохлова, М. Чайковского, А. Гречанинова, Р. Глиэра,  В. Бакхауза, Л. Оборина, А. Хачатуряна, С. Рихтера, А. Яблочкиной, А. Неждановой, С. Коненкова, А. Луначарского, Р. Левиной,  королевы Елизаветы Бельгийской и некоторые другие. Свидетельством встреч в самой квартире Ел.Ф.Гнесиной являются  фотографии Елены Фабиановны с В. Клиберном (обе - с его дарственными надписями 1960 года), с Ю. А. Гагариным (1964 год) и другие.

С каждой фотографией связана история взаимоотношений Гнесиной с  ее друзьями - выдающимися людьми своего времени. Фотографии Ф. Бузони[33] говорят о дружеских отношениях итальянского музыканта со своей ученицей (Ел. Ф. училась у Бузони в 1890-1891 гг., он говорил о возможности ее артистической карьеры в Европе). Впоследствии эти отношения сохранились, Ел. Ф. была на концерте Бузони во время его приезда в Россию в 1912 году[34]. Бузони очень тепло встретил свою бывшую ученицу и подарил фотографию, надписанную по-немецки, которая и висит в кабинете Музея.

Фотография выдающегося певца П. А. Хохлова[35], знаменитого исполнителя партии Онегина в опере Чайковского, напоминает о том, что Елена Фабиановна была аккомпаниатором Хохлова и ездила с ним на гастроли по городам России. В своих воспоминаниях Гнесина рассказывает о занятиях с Хохловым в его имении Устье Пензенской губернии, куда она приезжала в 1894 г.; о его жене и семерых детях, а также о восторженных поклонницах Павла Акинфиевича:  «особенно им (Хохловым – Н. П.) восторгались женщины за его прекрасную внешность и очаровательный баритон»[36].

Несколько фотографий А. Т. Гречанинова[37] и Р. М. Глиэра[38]  связаны с многолетней работой обоих композиторов в Училище Гнесиных. С этой работой связаны их многочисленные детские сочинения: детская опера «Елочкин сон» Гречанинова написана для учеников Училища в 1911 году и посвящена памяти безвременно умершего Шурика Вивьена – сына Елизаветы Фабиановны; для Училища написаны «Детский альбом» Гречанинова, миниатюры Глиэра.

 Здесь же, в кабинете, находятся несколько  фотографий М. Ф. Гнесина и две фотографии его друга, соученика по Консерватории и коллеги  М.О. Штейнберга, с семьей которого Гнесиных связывала многолетняя дружба. Максимилиан Осеевич Штейнберг, учитель Шостаковича в Петербургской консерватории, был женат на дочери Н. А. Римского-Корсакова, Надежде Николаевне. Ее брат Андрей Николаевич Римский-Корсаков также был знаком с семьей Гнесиных и, как можно судить по его письму к Елене Фабиановне от 15 марта 1925 года, относился к ним с большой теплотой[39]. Его жена, композитор Юлия Лазаревна Вейсберг, написала для Училища Гнесиных детскую оперу «Гуси-лебеди», исполнявшуюся на гнесинских праздниках; оперу «Гюльнара», также поставленную в Училище в 1935 году. Дети Штейнбергов, Сергей и Надежда, оставались долгие годы друзьями Гнесиных. В фондах музея хранится несколько художественных работ С. М. Штейнберга, в частности, гравюра «Новгород Великий. Церковь Спаса на Ковалеве»[40].

В экспозиции Музея представлены фотографии знаменитых учеников Училища Гнесиных – композиторов А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова, А. Я. Эшпая, любимого ученика Елены Фабиановны Л. Н. Оборина. Каждого из этих выдающихся музыкантов связывает с домом Гнесиных своя история.

Арам Ильич Хачатурян  приехал в Москву учиться музыке уже взрослым юношей,  и сначала поступил в класс виолончели Техникума, а затем стал обучаться композиции у М. Ф. Гнесина. В 1940х годах он уже был известным советским композитором. С 1951 года до самой смерти в 1978 году Хачатурян преподавал композицию в ГМПИ им. Гнесиных. На стене кабинета висит фотография 1963 года, подаренная Елене Фабиановне 31 мая, в день ее рождения, с подписью:  «Дорогой Елене Фабиановне от любящего и вечно благодарного Арама Хачатуряна». Композитор считал себя обязанным своим музыкальным образованием дому Гнесиных.

Андрей Яковлевич Эшпай учился в МДМШ им.Гнесиных у В. В. Листовой,  в Консерватории у Е. К. Голубева, в ассистентуре ГМПИ у М. Ф. Гнесина и А. И. Хачатуряна. Фотография в кабинете цветная, 1965 года, по нижнему краю сделана надпись рукой Ел. Ф. Гнесиной: «Елена Фабиановна и Андрюша Эшпай в 1965 году».

Тихон Николаевич Хренников, возглавлявший долгие годы Союз композиторов СССР, был учеником М. Ф. Гнесина  с 1929 года, и сохранил благодарное отношение к Гнесиным и их учебным заведениям. В кабинете  находится две фотографии: Т. Н. Хренникова с Еленой Фабиановной в доме творчества в Рузе 1964 года и фотография 15 февраля 1966 года в Москве: Ел. Ф. Гнесина, Т. Н. Хренников и Л. Н. Оборин.

Лев Николаевич Оборин, знаменитый пианист, выигравший в 1927 годуI Международный конкурс имени Шопена в Варшаве, закончил Училище в 1921 году. Он был одним из любимых учеников Елены Фабиановны в Училище, занимался композицией с А. Т. Гречаниновым.  Впоследствии, из-за интенсивной концертной деятельности ему пришлось оставить сочинение музыки. Некоторое время Оборин преподавал в ГМПИ, а затем  - в Московской консерватории, где заведовал кафедрой фортепиано.

Великие пианисты разных поколений были друзьями Гнесиной.  В экспозиции Музея представлены фотографии Святослава Рихтера, многие годы дружившего с Гнесиными; Вильгельма Бакхауза с дарственной надписью  1927 года, Розины Левиной, соученицы Елены  Фабиановны по Консерватории, уехавшей за границу со своим мужем, также знаменитым  пианистом Иосифом Левиным. Впоследствии профессор Джульярдской музыкальной школы Розина Левина была педагогом Вана Клиберна (Вэна Клайберна), выигравшего I Международный конкурс пианистов имени Чайковского в Москве в 1958 году. Его фотографии, среди которых есть и две совместные с Еленой Фабиановной,  также находятся в постоянной экспозиции Музея, в кабинете Елены Фабиановны и свидетельствуют о двух встречах Клиберна и Гнесиной в 1960 и 1964 годах. Через много лет, в 2004 году Ван Клиберн приезжал в Москву на открытие памятника  Ел. Ф. Гнесиной перед Концертным залом Академии.

Друзьями Гнесиной были не только музыканты, но и выдающиеся люди России самых разных профессий. В кабинете Музея есть совместная фотография 1950 года. Ее можно назвать фотографией «четырех великих старух»: актрис А. А. Яблочкиной, О. Л. Книппер-Чеховой, певицы А. В. Неждановой и пианистки и педагога Ел. Ф. Гнесиной. Глубоко почитавший Ел. Ф. скульптор С. Т. Коненков подарил Гнесиной свою фотографию в 1966 году, надписанную «Дорогую ровесницу Елену Фабиановну Гнесину сердечно поздравляю с Международным женским днем и шлю горячий привет. С. Коненков. 8 марта 1966 г.» - Коненков родился в один год с Гнесиной. Фотопортреты маршала К. Е. Ворошилова и генерала С. С. Шатилова также говорят о многолетнем дружеском общении их с Еленой Фабиановной. Знакомство Гнесиной с Анатолием Васильевичем Луначарским началось еще до революции, когда они оба были гостями имения Гончаровых Полотняный Завод. Фотография Луначарского с дарственной надписью (30х годов) говорит о том, что дружеские отношения  не прекращались и в самые тяжелые годы[41]. Возможно, именно благодаря своевременной помощи Луначарского, Гнесинские учебные заведения не закрылись в  первые годы революции и гражданской войны, о чем Гнесина пишет в своих воспоминаниях.

Среди фотографий Гнесиной с выдающимися людьми нельзя не отметить совместный снимок Ел. Ф. Гнесиной  и Ю. А. Гагарина, сделанный в 1964 г., в квартире Ел. Ф. В 1962 году Ел. Ф. Гнесину посетила бельгийская королева Елизавета, о чем свидетельствует фотография с дарственной надписью[42].

Фотографии с учениками разных лет – неотъемлемая принадлежность квартиры, где живут педагоги. Квартира Гнесиных – не исключение. В экспозиции нашего Музея представлены как групповые снимки,  так и фотографии с кем-нибудь из учеников. Одним из самых известных снимков можно назвать снимок Ел. Ф. Гнесиной со своим учеником Илюшей Ягодиным. Эта фотография была помещена на первую страницу журнала «Огонек» и «Советская женщина» в 1949 году. Впоследствии Илья Васильевич Ягодин окончил МССМШ им. Гнесиных у Ел. Ф. Гнесиной  и ГМПИ у Я. В. Флиера, доныне заведует музыкальной частью в кукольном театре С. В. Образцова.

Снимки выпускного класса Гнесиной разных лет (1927, 1929, 1944 годы) также находятся в кабинете Музея. Описания, сделанные директором Музея М. Э. Риттих, сохранили фамилии многих учеников[43]. На фотографии выпускного класса Ел. Ф. Гнесиной 1929 года присутствуют: Л. Калнынь (Аден), А. Николаев, М. Мильман (композитор и пианист) , А. Клумов (композитор и пианист, погибший в 1944 году); Н. Мемешкина (пианистка-педагог), С. Сербинова (пианистка и музыкальный редактор), Е. Васильева. Фотография, подписанная рукой Гнесиной: «Класс Елены Фабиановны Гнесиной в 1944 году. У рояля Геня Рождественский» (будущий знаменитый дирижер), запечатлела большую группу учеников, среди которых:  Лина Кац (Булатова) (пианистка, впоследствии профессор ГМПИ-РАМ),  Лев Лапутин (композитор, автор балета «Маскарад»), Таня Метнер (Назарова) (племянница Н. К. Метнера, пианистка и композитор), Ира Родзевич (пианистка и педагог ГМУ), Гриша Хаймовский (пианист, исполнявший сочинения Дебюсси и Мессиана), Белла Усова, Игорь Кротов.  Эти  фото показывают нам связь между поколениями гнесинцев.

Предметы изобразительного искусства, представленные в экспозиции нашего Музея, позволяют составить   не только о людях, живших и бывавших здесь, что само по себе очень ценно, - но и создает впечатление об ушедшем времени в целом. Благодаря этому возможно лучше понять внутренний мир Гнесиных, то, каким образом им удалось в трудные советские годы сохранить свои жизненные и творческие принципы, а также передать их другим.

 

[1] ИЗО-37.

[2] ИЗО-3

[3] ИЗО-5

[4] ИЗО-1

[5] ИЗО-31.

[6] ИЗО-24.

[7] ИЗО-23

[8] ИЗО-33

[9] ИЗО-32

[10] ИЗО-8

[11] ИЗО-7

[12] ИЗО-4

[13] Гарнитур находится в кабинете Музея.

[14] ИЗО-12

[15] ИЗО-13

[16] ИЗО-60.

[17] ИЗО-44.

[18] Проверить инв.номер  по описи

[19] ИЗО-14

[20] ИЗО-42

[21] ИЗО-67

[22] ИЗО-68

[23] ИЗО-69,70.

[24]ИЗО -54

[25] ИЗО-51

[26] ИЗО-50

[27] Ф.V-дела №№ 94,95

[28] ИЗО-58,59

[29] ИЗО-57

[30] ИЗО-133

[31] ИЗО-111. Копия. Оригинал подарен Ел. Ф. Гнесиной Вану Клиберну в 1960 г.

[32] ИЗО-109

[33] ИЗО-122,128,98.

[34]О своей встрече с Ф. Бузони Ел. Ф. Гнесина пишет в воспоминаниях (№ V-2), опубликованных в книге: Елена Гнесина. Я привыкла жить долго: воспоминания, статьи, письма выступления/Сост. В. В. Тропп. М.:«Композитор», 2008, с.96-101.

[35] ИЗО-89

[36]Цит. изд., с. 106 -107.

[37] ИЗО-102,103

[38] ИЗО-105-107.

[39] Письмо № VII-3/3 от 15 марта 1925 года: «Как я ни сух и ни драконообразен, а и меня проняло, и я становлюсь огнедышащим, как, впрочем, дракону и подобает, если он не желает прослыть навеки ящерицей. Так вот, позвольте дохнуть на вас пламенным признанием в преданности, глубоком уважении и самой сердечной благодарности»

[40] ИЗО-307. Гравюра выставлялась на  экспозиции «Живопись и графика из фондов музея» весной 2010 года.

[41] См. книгу «Я привыкла жить долго», с.107-112.

[42] ИЗО-115.

[43] Инвентарная опись предметов кабинета Ел. Ф. Гнесиной /Сост. М. Э. Риттих. Рукопись, с.4-6.

  • YouTube
bottom of page