top of page

Фонды Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной

Фотографии мемориальные

Специфика архива фотографий из личного фонда Ел.Ф.Гнесиной  заключается  в том, что фонд пополнялся и, следовательно, описывался постепенно, в разные периоды своего существования. На протяжении десятилетий к тем фотографиям, которые были отобраны ещё самой Еленой Фабиановной, прибавлялись всё новые и новые  (частично - из не разобранных ранее архивов, частично – дополнения из разных поступлений).  И в настоящее время фонд пополняется из разных источников – личных архивов  гнесинцев и людей, связанных с Домом Гнесиных в разные периоды своей жизни, и (теперь уже нередко) их потомков. Фонд состоит из нескольких разделов, внутри  которых выдерживается принцип хронологии. Но  в целом при описании  фонда  невозможно   следовать  хронологии,  так как  очень часто оказывается, что более поздние  поступления - это фотографии из другого,  более   раннего времени.  Для  цельного представления о фото архиве  в данном путеводителе  в разделах, объединяющих фотографии по тематике, будут представлены фотографии из дополнений, с более поздними номерами в описи.

Вначале следует перечислить основные разделы фонда:

  • Фотографии конца XIX -  начала XX веков.

  • Фотографии Елены Фабиановны различных периодов.

  • Елена Фабиановна с выдающимися людьми.

  • Елена Фабиановна с учениками.

  • Елена Фабиановна с детьми.

  • Елена Фабиановна в различных группах.

  • Фотографии учеников, воспитанников гнесинских учебных заведений.

Фотографии первого раздела  представляют очень большой интерес – не только чисто биографический, но и исторический и художественный, так как многие сделаны в фотоателье знаменитых отечественных фотографов того времени. Некоторые из этих фотографий  отнесены к особо ценным и хранятся отдельно от остальных. Это – фотографии  не только  выдающихся людей, которых было много  среди друзей, учителей, сокурсников, коллег, учеников сестёр Гнесиных, но и знаменитых современников, не связанных тесными связями с семьёй Гнесиных. Многие  фотографии – с автографами дарителей или подписаны самой Еленой Фабиановной. Ещё одна особенность этого раздела  фонда заключается в том, что многие фото представляют собой высокие образцы фотоискусства «серебряного века» - особенно это касается портретов, выполненных в ателье; но и групповые фотографии  (так сказать, «любительские»), часто тоже отличаются высоким качеством.

В первом разделе  собраны  фотографии приблизительно с конца 80-х годов XIX века до конца 10-х годов ХХ века. Это около 200 фотографий,  а с дополнениями из более поздних поступлений  -  ещё примерно столько же. Поэтому естественным представляется выделить несколько подразделов: отдельные фотографии Елены Фабиановны; отдельные фотографии членов семьи; групповые семейные фотографии; окружение Гнесиных.       Естественно, самые многочисленные – фотографии Елены Фабиановны. 

Одна из ранних фотографий  Елены Фабиановны  датирована 1887-м годом  (возраст – 13 лет);  другая фотография (1889-го года) сделана в первый год учения в классе В.И. Сафонова и представляет собой овальный портрет на паспарту. Очень интересны три портрета 1890-1892гг. работы  фотографии  Опитца: «Санкт-Петербургской императорской Академии художеств Фотография классного художника Франц Опитц в Москве Петровка, д. Самариной против Петровского монастыря»  -  такова художественная надпись со многими печатями на обратной стороне этих фотографий.  Другая фотография  этих лет  - с дарственной  надписью  рукой  Ел.Ф.  «дядиньке»  (Шершевскому – родственнику и благотворителю сестёр Гнесиных).  Большой интерес вызывает фотография  (сепия)  Елены Фабиановны в белом платье в саду на фоне стены, приблизительно  1894-1895 гг. -  времени открытия школы Гнесиных.  На обратной стороне  – подпись: «Гагаринский переулок» - это первый адрес школы Гнесиных. Елене Фабиановне тогда был 21 год, и на этом фото ярко отражена и энергия юности, и романтичность всего её облика. Совсем другое впечатление возникает при взгляде на фотографию 1905-го года – через 10 лет: это овальный портрет в полный рост на тёмно-сером паспарту,  выполненный  на высоком художественном уровне. На обратной стороне отпечатаны медали и надпись: «Фотография Т.В.Трунова в Москве, придворный фотограф Тверская, д. Лялина рядом с домом  Генерал - Губернатора».  На этом фото Елена  Фабиановна  -  директор  Школы–Училища  сестёр Гнесиных (уже известной в московских музыкальных кругах), пользующаяся авторитетом в этой среде. Другой её портрет в полный рост  сделан Фотографией У.Риттера – Петровка, Кузнецкий переулок, д. Арбатского -  в 1909-1910 году, и тоже отличается высоким качеством и передаёт состояние некоторой торжественности, серьёзности, целеустремлённости – особенностей личности,  свойственных натуре Елены Фабиановны.

В этом разделе фонда есть много фотографий членов большой семьи Гнесиных – и отдельных, и  совместных. Фотография  бабушки Гнесиных  - овальный погрудный портрет (11х6,5), очень хорошего качества; фотография отца – Фабиана Осиповича  (хранится в разделе особо ценных)  с надписью на обратной стороне: «Дочери моей Ольге  21 августа 1890г.»  и его большой портрет (висит на стене в спальне Елены Фабиановны среди фотографий других членов семьи). Фотографии Бэллы Исаевны Флотзингер  (матери  Гнесиных) с детьми: с дочерью Евгенией на руках (1871г.); с сыном Михаилом на руках  (1883-1884гг.); с мальчиками. Эти фотографии сделаны в Ростове на Дону.

Фотографии старшего брата – Александра Фабиановича Гнесина: фото 1891г.;  несколько фотографий начала ХХ века  – очень высокого качества, выполненных  «Фотографией братьев Исакович, Ростов/Дон». Особенно впечатляет фотопортрет Александра  Фабиановича  работы Русской фотографии М.Г.Грибова в Москве, Волхонка,7 - фото с датой  (1августа 1902г.)  наклеено на паспарту с тиснением; на обратной стороне – печати и текст: « Удостоена  подарка Его Императорского Величества в 1901г.».

Очень хороши фотокарточки  дочерей Александра Фабиановича, небольшие по размерам.  Особенно выделяется небольшая (8,5х5,5; 11х6,5)  фотография  Екатерины, покрытая прозрачной бумагой,   на которой на белом паспарту с золотым  тиснением  написаны латиницей инициалы и фамилия фотографа и город Москва, а на обратной стороне – текст: «А.Ф.Стейкер, Москва, Тверская близ Газетного дом Линдштедт против Саввинского подворья».  Следует отметить, что в архиве Ел.Ф. довольно много фотографий Александра Фабиановича  и членов его семьи. Интересна фотография жены Ал.Ф. в форме медицинской сестры (1914г.); фотографии детей и внуков, относящиеся к более позднему времени – 20-30-м годам. Одна из поздних фотографий – внука Александра Никольского - относится к 40-41гг.

 Здесь же, в архиве семейных фото, - детские фотографии  другого  старшего брата – Владимира.  Одна – в возрасте 2-3-х лет, сделанная «Фотографией Г.П.Корсак в Ростове на Дону»; другая  - с датой 2 августа 1884г. – работы «Фотографии А.Э.Боярского в Ростове на Дону».  Поясной портрет Владимира Фабиановича уже во взрослом возрасте выполнен  Фотографией  Eichenwald,  Москва (наклеен на картон, 16,5х10,5). Фотографии дочерей  Владимира  Евгении и Юлии  сделаны в фотографии А.Ф.Стейкера – в той же, что и дочерей старшего брата.  Более  поздние  (1900-х гг.) фотографии дочерей Владимира  работы Франца Опитца   -  это овальные погрудные портреты, 9х9.  Все эти фотографии – отличного качества.    

 Фото  старшей  сестры – Евгении  Фабиановны  Савиной-Гнесиной  - представлены в фото архиве Елены Фабиановны в большом количестве (более 70-ти фотографий – индивидуальных, семейных, а также членов семьи Савиных, с которыми Гнесины были очень дружны).  Многие  из  фотографий Евгении Фабиановны находятся в фонде  особо ценных  - например,  фотография в светлом платье, с датой (май 1891 года)  и автографом «Дорогой моей Татьяне Васильевне [Фигуровской]»; другая фотография в (тёмном платье), того же года,  - с дарственной надписью «дядиньке» [Шерешевскому]. Три фотографии на паспарту (1900-х годов)  и фотографии с мужем Александром Николаевичем Савиным (одна из них в виде почтовой фото открытки) сделаны в фотомастерских лучших фотографов и впечатляют отличным качеством. На нескольких фотографиях 1900-х годов (сепии) Евгения Фабиановна - в кабинете на Собачьей площадке (сидящая на диване;  в кресле у рояля с книгой; стоящая, облокотившись на рояль).

Фотопортрет Марии Фабиановны  (третьей, после Елены Фабиановны, сестры)  с датой – 12мая 1894г. – и две другие её фотографии  (1900 и 1907гг.) также относятся к особо ценным. Количество фотографий Марии  сравнительно невелико (немного более двадцати).  Как  известно, она прожила  (по сравнению с сёстрами) недолгую жизнь, и фотоархив составляет период с начала 90-х годов ХIХ века до фотографии памятника на её могиле  1918-го года. Кроме погрудных овальных портретов в фас и в профиль, есть фотографии  (сепии): за роялем; с классом;  с учениками;  с подругой; с Шуриком Вивьеном – племянником, сыном Елизаветы Фабиановны; есть фотографии Марии Фабиановны в интерьере её квартиры на Новинском бульваре,16.

Елизавета Фабиановна Гнесина-Витачек,  четвёртая сестра и единственная скрипачка  среди сестёр-пианисток, представлена очень большим количеством фотографий (и индивидуальных, и семейных), запечатлевших её жизнь – с детского и подросткового возраста   до последних  лет жизни в начале 50-х годов ХХ века  (около 200 фотографий). Одна из ранних фотографий – 1880-1881гг. - в возрасте 1,5-2-х лет (сепия); другая фотография (уже в подростковом возрасте, 1894-го года)  – поясной портрет в двух экземплярах  с дарственными надписями разным адресатам. Интересен портрет Елизаветы в полный рост со скрипкой (начала 1900-х годов). К этому же времени (1901г.) относится большая групповая фотография на паспарту класса профессора Московской консерватории И.В. Гржимали  – Елизавета и ещё 7 учеников вместе с учителем. Фотографии 1900-х годов – так же, как и фотографии сестёр – отличного качества, работы тех же фотомастеров.  Одна из лучших фотографий – погрудный овальный портрет на паспарту (сепия, 6х6; 12,5х12).  К более позднему времени относится  большой портрет Елизаветы, сидящей в кресле с белым покрывалом  (без даты).

В фонде Елены Фабиановны много семейных фотографий Елизаветы: с сыном Шуриком (в возрасте 5 месяцев);  Елизавета (сидит в плетёном кресле)  с Шуриком в возрасте 6 лет  - 1909г. (сепия);  Елизавета с сыновьями  - Шуриком  и Фабием  - 1910г. (сепия); большая фотография всей семьи (27х21) - Елизавета с мужем  Евгением  Францевичем  Витачеком  и детьми  (1911г.) – одна из последних фотографий с Шуриком, умершем в том же году от внезапной болезни. Большое количество фотографий Елизаветы Фабиановны  последующих лет охватывает почти полвека. Среди них  - и индивидуальные фото, и многочисленные семейные фотографии (особенно много – с сыном Фабием), и с учениками, и с педагогами гнесинских учебных заведений на различных мероприятиях.  Здесь же, в фонде, представлены и отдельные фотографии Фабия (сына)  -  с детского возраста  до конца 60-х годов.  Многие фотографии Елизаветы Фабиановны и Фабия Евгеньевича Витачека  находятся в другом  фонде, в их личном архиве.

Фотографии  Ольги  - пятой, самой младшей  сестры,  – тоже очень хорошего качества, как и фотографии сестёр, и многие  включены в фонд особо ценных (в частности, фотография 1894г.).  Многие детские и юношеские фотографии  Ольги  сделаны в тех же фотомастерских, у одних и тех же мастеров – как индивидуальные, так и совместные с сёстрами.  Следует отметить, что в этом фонде фотографий Ольги немного – чуть больше двадцати. Это объяснимо, если помнить, что Елена и Ольга всегда жили вместе.   Фотографии  Ольги часто относятся к периодам отпусков, летнего отдыха, а более официальные, как и портреты, являются частью экспозиции. Совместные семейные фотографии ещё будут отмечены в этом обзоре.

 Младшие братья – Михаил и Григорий – представлены большим количеством фотографий разных лет. Большая разница в возрасте (братья, будучи погодками, были младше Ел.Ф. приблизительно на 10 лет), объясняет тот факт, что сёстры уже жили в Москве, а младшие братья – ещё в Ростове на Дону. В студенческие годы оба учились не в Москве, а в Петербурге.  Братья были очень дружны, и одна из их детских совместных фотографий   -  погрудный  портрет в возрасте  6-8 лет, начала 900-х  годов  -  входит в экспозицию  музея и помещена самой Еленой Фабиановной  в спальне на стене среди  фотографий других членов семьи. Отдельные свои фотографии братья часто ей присылали, с дарственными надписями. Например  – фотография Григория,  датированная 25/V 1899г. (приблизительно в возрасте 15 лет) с надписью: «На память дорогой сестре Лене от Гриши».  Это погрудный портрет,  выполненный «Художественной фотографией  К.Л.Львова  в Ростове н/Дону»,  как и другой  погрудный портрет приблизительно 1903-1904г. Фотография 1906г.  - Григорий за столом с нотами и карандашом (работа  Фотографии Е.М.Ледермюллера)  - так же, как и портреты, отличается высоким качеством.  На обратной  стороне  -  очень  красиво  оформленная надпись с изображением  различных  медалей  - «С- Петербург -  Большая серебряная медаль;  Париж - большая золотая медаль» и другая надпись: «Удостоен  высочайшей благодарности  Его  Императорского  Величества  Государя  Императора  Николая II,  Ростов на /Дону, Большая Садовая, №72.»].  Одна из фотографий  Григория  1910-1911г. (почтовая  карточка) изображает его сидящим  на  балконе за столиком.  Есть здесь и фотография дочери Григория – Евгении (фотография 50-х годов – в то время Григория уже не было в живых – он погиб в 1938-м году)  и жены – Марии Владимировны Рудневой.  В фонде музея есть и личный архив Григория, в котором сохранилось немало фотографий. Многие материалы этого архива были переданы музею дочерью – Евгенией Григорьевной Гнесиной сравнительно недавно.

Михаил Фабианович представлен в данном фонде больше в групповых семейных фотографиях.  Вероятно, это объясняется тем, что в музейном архиве есть отдельный фонд Михаила Фабиановича и его жены Галины Маврикиевны Ванькович-Гнесиной. Некоторые фотографии Михаил Фабианович присылал  Елене Фабиановне по её просьбе – как например фото 1920-х годов, на котором он вместе с другом со студенческих лет Максимилианом Штейнбергом (они оба учились в консерватории у Н.А.Римского-Корсакова). Уникальная фотография 1923-го года сделана с рисунка Л.О.Пастернака – портрета М.Ф. в профиль. К этому же периоду  относится групповая фотография – М.Ф. на заседании армянского музыкального коллектива в Москве, ДК Армении (1927 г.). Это фото  фиксирует тот факт, что М.Ф. был не только педагогом и композитором, но и активным музыкально-общественным деятелем, делавшим очень многое для развития музыкальной культуры (и что очень важно - не только в обеих столицах, но и на периферии). Одна из фотографий 40-х годов – с композиторами Шапориным и Аракишвили – отражает значение и  большой авторитет  М.Ф. в Союзе композиторов СССР. Фотографии 20-30-х гг. – и индивидуальные, и с женой В.М.Ванькович-Гнесиной, и с Ел.Ф. в доме на Собачьей площадке - очень разнообразны, и часто представляют собой любительские работы. Одна из уникальных фотографий этого фонда  -   портрет первой жены М.Ф.,  Надежды Товиевны,  б/д. Это  портрет  - очень хорошего качества изображения, на белом паспарту (11,5х7,5; 18х13)  - относится ко времени конца 10-х - начала 20-х годов.  

Семейные групповые фотографии.

Среди  очень большого количества семейных фотографий хочется выделить те, на которых  сёстры  (порознь или  все вместе) сфотографированы с Т.В.Фигуровской – другом  семьи,  домоправительницей,  своего рода  ангелом - хранителем Гнесинского дома.  Она была им очень предана,  и  они отвечали ей любовью и благодарностью. На одной из таких фотографий, 1890-1900гг.,  Т.В.Фигуровская  с Елизаветой Фабиановной на дачном участке сидят за столом с самоваром. Фотография хорошего качества, на паспарту с виньеткой (5х8;12х18).

 Одна из особенно дорогих для Ел.Ф. фотографий – та, на  которой она вместе с любимым племянником – Шуриком Вивьеном (1907-1908 гг.).

Интересна фотография (сепия), сделанная вскоре после открытия Школы - училища Гнесиных: Ольга, Евгения и Елизавета Гнесины в кабинете в доме в Гагаринском переулке, где они жили и работали до переезда на Собачью площадку.

Многие  групповые фотографии сделаны в летнее время, на дачах. Например, в Верее – на фото группа из 13 человек: Евгения Фабиановна с (учениками), Елена Фабиановна, Бэлла Исаевна, Григорий Фабианович, Ольга Фабиановна. Несколько фотографий сделаны в посёлке Стрелино в конце 90-х г. На одной из них  группа из 11 человек расположилась вокруг стола:  Елена Фабиановна с племянниками, Григорий, Бэлла Исаевна, Мария, Ольга,  Евгения, Т.В.Фигуровская,  Михаил;  на другой фотографии  -  уже 16 человек.

В конце 90-х - начале 900-х г. семья часто отдыхала на даче в Поливаново. Интересна  фотография, на которой  группа  из 26-ти человек (!) на спортивной  площадке. Среди них -  Мария (с ребёнком на руках), Ольга (на велосипеде),  Бэлла Исаевна, Т.В.Фигуровская (с мячом).  Другая фотография сделана тоже в Поливаново: на поляне расположилась группа (16 человек) – дети и взрослые. Обе фотографии – хорошего качества,12х17.  Необычная фотография:  группа из девяти человек: некоторые в телегах, запряжённых лошадьми,  некоторые  - возле них, на фоне горного пейзажа  (б/д, предположительно 1905г.,  сепия).  Ещё одна фотография того же времени  - группа из 11-ти человек. Люди стоят  на поляне, выстроившись в длинный ряд.  Среди них – Мария, Григорий, Евгения; на траве сидят трое детей (сепия).

Более поздние фотографии  - 1913-го года: групповой снимок  - пятеро взрослых и двое детей на скамейке: Елизавета Фабиановна с сыном Фабием, Елена Фабиановна, Михаил Фабианович с женой и сыном, Евгений Францевич Витачек. Одна из самых массовых фотографий  -  большой хоровод в центре поляны на фоне дома (более тридцати человек – взрослых и детей), б/д. Несколько фотографий сделано на даче в Котельниках:  на одном из снимков в группе из пяти человек – Мария, Евгений  Францевич  Витачек,  Елизавета (сепия).  Три  фотографии  сделаны в разных ракурсах  в усадьбе Демьяново в 1913 году  – типичные дачные  фото.  Особенно хороша фотография пяти дам  (и Гнесиных в том числе)  на веранде, занятых рукоделием. Тогда же, в 1913 году, сёстры были в Клину, и на трёх фотографиях (сепия)  они запечатлены в саду при Доме-музее П.И.Чайковского. Четыре сестры – Ольга, Елизавета, Елена и Евгения на одной из фотографий  стоят на фоне деревьев, на другой - сидят в плетёных креслах, на третьей – стоят у берёзы. Фотографии сделаны Модестом Ильичём Чайковским, младшим братом композитора и директором музея, – и большим другом сестёр Гнесиных (в экспозиции музея-квартиры Ел.Ф. в её кабинете на стене среди фотографий  многих композиторов и друзей-музыкантов  Ел.Ф. повесила две фотографии М.И.Чайковского с дарственными надписями: одна – Елене, другая -  Ольге).

 

Фотографии выдающихся современников.

 

В этом разделе фонда есть фотографии  индивидуальные и групповые, многие из них  – с дарственными надписями,  особо ценные. Среди них:  фотография А.С.Аренского – композитора  и профессора Московской консерватории,  преподававшего теоретические предметы  сёстрам Гнесиным в 1902-1903гг.; И.В.Гржимали – профессора по классу скрипки Московской  консерватории, у которого училась Елизавета (1901 г.);  К.Ю.Давыдова – профессора  класса  виолончели – представителей  старшего поколения.  Среди фотографий коллег: фото Э.Гандольфи - профессора пения, преподававшего и в училище Гнесиных (1927 г.); три фотографии Р.М.Глиэра (1909-1926 гг.) - композитора, коллеги, преподававшего в Училище, и друга Ел.Ф. на протяжении многих лет; совместное фото Р.М.Глиэра и Г.И.Литинского с двумя автографами (1931 г.); пять фотографий А.Т.Гречанинова  (1909-1946 гг., среди них – фото с рисунка С.Сорина 1944 г., которое представлено в экспозиции на стене в кабинете;  все фото – с автографами); Д.С.Шора – пианиста и педагога (одна фотография – 1894г., другая – без даты, и фото открытка Нотных магазинов Русского музыкального общества – 1914г.). Здесь же – три фотографии с автографами В.И.Сафонова  - пианиста, профессора и директора Московской консерватории, преподавателя сестёр Гнесиных (1905-1907гг.).  Среди этих фотографий выделяется семейное фото, на котором дети  Сафонова выстроены  в ряд  по росту, «лесенкой».

В фонде есть фотографии выдающихся  музыкантов - современников Гнесиных: И.А.Добровейна – дирижёра и пианиста (1912г.); Иосифа Левина (1891г.) – непревзойдённого пианиста-виртуоза,  ученика Сафонова;  П.А.Хохлова  (1896г.) - певца, которому аккомпанировала Ел.Ф. в концертах. В начале второго десятилетия ХХ века в Москве появляется «Музыкально-теоретическая библиотека» - просветительское общество, в которое входили друзья  Гнесиных. На групповой фотографии 1910-1911гг.(?) представлены члены этого общества: Э.К.Розенов, Е.В.Богословский и другие. В фонде есть и индивидуальное фото Э.К.Розенова.  Очень ценная фотография  -  С.В.Рахманинов и Н.К.Метнер (б/д); несколько фотографий детей А.Н.Скрябина, учившихся в школе Гнесиных: 1.- Ариадна, Юлиан и Марина (ок.1914г.);  2. – Юлиан, Марина и Ариадна  (ок.1916г. – на паспарту, с надписью рукой Ел.Ф.);  3.  -   отдельное фото Юлиана (1918г.). Фотография дочерей С.В.Рахманинова  (1913г.) – также с надписью на обратной стороне рукой Ел.Ф.

Удивительный  факт, который не часто случается в архивной практике: значительно позже, через несколько десятилетий, Елене Фабиановне был подарен альбом с фотографиями  С.В.Рахманинова. Это был  подарок от З.Кизильштейн к 50-летию Училища 15.02.1945 г. Альбом был,  очевидно,   получен  у  Е.И.Жуковской-Крейцер – ученицы и друга С.В.Рахманинова,  которая  была также подругой  Елизаветы Фабиановны Гнесиной-Витачек. В альбоме 21 фото: 10 фотографий – репродукции;  6 пересъёмок с подлинников, большая часть которых сделана в имении Красненькое Е.Ю.Крейцер (Жуковской) – ряд фотографий не опубликованы; 3 подлинных фотооткрытки;  одна фотография сделана в Бобылёве, в 1984 г. (видимо, подлинник, на картоне); есть также фото Е.Ю.Жуковской в пожилом возрасте.

Среди фотографий выдающихся музыкантов - фото открытка  знаменитого Трио: Й.Пресс,  М.Пресс,  В.Маурина («Русского трио»)   с композитором  П.Юоном (Берлин, б/д, на немецком языке); фото открытка Общества Еврейской музыки – композитор Ю.Д.Энгель,  с которым дружил и сотрудничал  М.Ф. Гнесин; А.А.Эрарский – создатель первого в России детского оркестра (1891 г.); В.О.Тютюнник – певец, главный режиссёр Большого театра.

Немало фотографий из категории особо ценных - выдающихся  деятелей культуры конца ХIХ–начала ХХ века: С.М.Соловьёва – крупнейшего историка (б/д); Ф.П.Комиссаржевского (1891 г.) – певца, режиссёра, отца знаменитой актрисы Веры Комиссаржевской; В.В.Лужского (фото 1890-х г.) – артиста и режиссёра МХАТа; О.Л.Книппер-Чеховой (1908 г.) –  актрисы МХАТа,  дружившей с Ел.Ф. долгие годы. Очень  важным  для сестёр Гнесиных было общение с  семьёй Гончаровых – потомков Наталии Гончаровой, жены А.С.Пушкина. Индивидуальная фотография  Д.Д.Гончарова – владельца имения «Полотняный завод», мецената, певца-любителя (1905 г.) – далеко не единственное свидетельство прочных связей Гнесиных с Гончаровыми.  Д.Д.Гончаров  и его  жена  участвовали  в постановках  оперных спектаклей  в своём имении, и в фонде есть более полутора  десятков фотографий Д.Д. и В.К. Гончаровых в костюмах оперных  персонажей  -  Онегина,  Татьяны, Ленского  из оперы «Евгений Онегин», Марфы из «Царской невесты», графа  Альмавивы из «Севильского цирюльника», Фауста  -  фото открытки  (1905 г). Также в архиве есть фото сына Гончаровых Константина и фото дома и интерьеров комнат. Особый интерес представляют три групповые  фотографии, на которых  вместе с Гончаровыми,  Гнесиными – А.В.Луначарский, Ф.Оцеп и другие (на одной фотографии – дата – 1896г.).

В фонде Ел.Ф. много фотографий учеников, ставших выдающимися музыкантами. Например – Д.Зернов (выпускник училища 1907 г.) – пианист,  ученик Евгении Фабиановны и Елены Фабиановны, талантливый композитор, подававший  большие надежды,  но, к сожалению, проживший очень короткую жизнь; Н.Орлов – пианист, ученик Евгении Фабиановны,  ставший знаменитым в Европе;  и особенно  -  Лев Оборин – любимый ученик Ел.Ф., занимавшийся  у неё с 8-летнего возраста. Фотографии Льва Оборина  - «Лёвушки»,  как  его называла  Ел.Ф.,  -  индивидуальные  и в  группе, занимают значительное место в архиве Ел.Ф.. Одна из ранних фотографий - в кабинете Ел.Ф. -  датируется приблизительно до 20-го года;  другая  -  подросток в «матроске» в возрасте 14 лет (1921г.);  групповая  фотография – класс Ел.Ф.:  М.Блюмина,  Л.Оборин, М. Бар,  А.Чичкин  с надписью рукой  Ел.Ф. под фото и на обратной стороне: «1921 г. После выпускного экзамена». Как известно, Л.Оборин прославился, став победителем I Международного конкурса им. Шопена (1927г), стал профессором МГК им.Чайковского,  народным артистом СССР. В архиве Ел.Ф.  немало фотографий Оборина на протяжении всей его жизни – и вместе с Ел.Ф. (например - фото 1945г.: с Ел.Ф. и Чичкиным),  и за праздничным столом с  Ел.Ф. и Т.Хренниковым  – эта фотография сделана 15 февраля 1966г., в день очередной годовщины со дня основания гнесинской школы -  и висит на стене в  кабинете (одна из самых поздних фотографий Ел.Ф.).

Фотографии Елены Фабиановны 20-х – 60-х гг..

В  разделе  архива,  содержащем фотографии Ел.Ф. различных периодов её жизни 20-х – 60-х гг., из фотографий 20-х гг. выделяются три фотопортрета 1925г. – овальный, погрудный  и большой  поясной; четыре фотопортрета 1929 г. (все на паспарту). Из фотографий  30-х гг.  обращают на себя внимание две большие фотографии, сделанные в Архангельском в 1935-м году. На одной из них  - Ел.Ф.  за роялем. Одна из фотографий  30-х годов  -  Ел.Ф. в кабинете за рабочим столом с телефоном. Фотографии 30-х – 40-х годов как бы фиксируют не только возраст, но и всё возрастающий авторитет Ел.Ф., признание её вклада в развитие музыкального образования  и рост популярности Гнесинской  школы-училища. Так, на одной из фотографий 1940-1944 гг. Ел Ф. – с орденом Трудового Красного Знамени (наградой, полученной в 1937 г.). Показательна фотография, сделанная в январе 1938-го года - Ел.Ф. среди деятелей искусств-орденоносцев (Л.В.Николаев, А.Б.Гольденвейзер, К.Н.Игумнов, А.И.Ямпольский, Г.Г.Нейгауз и другие – к 75-летию Ленинградской консерватории).

Многие фотографии  Ел.Ф. этого периода представляют собой высококачественные  портреты на паспарту  (своего рода   парадные портреты советского «большого стиля»). Но в это же время  есть фотография  Ел.Ф. на улице, зимой (возможно, 1942–го года), когда она,  несмотря на все преграды, вернулась из эвакуации  в Москву, и школа благодаря её невероятной энергии и мужеству продолжала работать и в тяжёлое военное время.

В 1940-е г. растёт популярность училища Гнесиных, и вместе с этим – авторитет и уважение  Ел.Ф.  в профессиональной среде. Её  приглашают на различные встречи, съезды и другие мероприятия. Так, на трёх фотографиях 1940-х гг. Ел. Ф. - во время  открытия Музея музыкальной культуры;  на другой фотографии – в Доме-музее П.И.  Чайковского в Клину – вместе с А.Б.Гольденвейзером среди других гостей музея. На фотографии 1940-го года  Ел.Ф. – в ЦДРИ  с выдающимися актёрами А.Хоравой, Н.Хмелёвым, И.Москвиным. В 40-е годы растёт и общественная  деятельность Ел.Ф., и это отражено в целом ряде фотографий:  Ел.Ф. в президиуме на собрании знатных женщин страны  в ЦДРИ  (1945г.);  Ел.Ф.  в группе участников  Второго пленума ЦК профсоюзных работников искусств СССР (1940-е гг.).

В 1945-м году появляется большое количество фотографий,  связанных, очевидно, и с наступлением мирного времени, и с юбилеем Школы-училища Гнесиных. Выходят целые серии фотографий  – например,  семь портретов  Ел.Ф.  (у рояля, за рабочим столом, в спальне). Из послевоенных фотографий выделяется портрет 1946-го года, на котором Ел.Ф. запечатлена сидящей в кресле в своём кабинете - с двумя орденами и медалью на лацканах пиджака. Обращает на себя внимание  портрет Ел.Ф. у рояля 1947г. – одна из первых цветных фотографий (!). В серии фотографий  50-го года  Ел.Ф. сфотографирована в своём кабинете уже в новом здании  Института на ул. Воровского.  Среди них выделяется погрудный портрет Ел.Ф., на котором Ел.Ф. широко улыбается – редкий момент (обычно на фотографиях она серьёзна, несколько даже величественна, иногда – добродушна, но весела – нечасто). Вероятно, масштаб личности, ответственность и те грандиозные задачи, которые она перед собой ставила и сама их решала, не располагали к беззаботности и веселью.

Фотографии 50-60-х гг. можно сгруппировать в три раздела: индивидуальные, групповые (с выдающимися людьми) и фотографии с учениками, с детьми, а также – фотографии с юбилейных торжеств.  Интерес представляет групповая фотография встречи советских музыкальных деятелей с болгарскими композиторами:  М.Попов, М.Ф.Гнесин,  Ел.Ф.Гнесина,  П.Владигеров  и  другие (неопознанные лица)  -  и надпись: «Дорогой Елене  Фабиановне  и Михаилу Фабиановичу Гнесиным в память о замечательной встрече от Панчо Владигерова» с  припиской рукой М.Попова: «и Мих. Попова. Москва, 24/I -1948.».

Фотография 1950 г. – Ел.Ф. со Святославом Рихтером  (большого размера, очень хорошего качества)  – более ранняя, чем те индивидуальные фото Рихтера, которые стоят на рояле в кабинете Ел.Ф.  Ещё одна фотография 1950г. – в ЦДРИ сидят за столом: А.В.Нежданова, А.А.Яблочкина,  О.Л.Книппер-Чехова   и  Ел.Ф.Гнесина  ( Ел.Ф. назвала это фото со свойственным ей юмором – «Четыре старухи»).  Фотография Ел.Ф., сидящей за столом  вместе с М.М.Литвиновым  (дипломатом, бывшим наркомом иностранных дел СССР)  в том же 1950-м году – свидетельство того, что круг людей, с которыми Ел.Ф. общалась, был гораздо более широким и не ограничивался только деятелями искусства. Интересна фотография, сделанная в мастерской знаменитого скульптора Л.Е.Кербеля - Ел.Ф. вместе со скульптором,  и на первом плане – скульптурный бюст Ел.Ф. его работы (1951г.).  Серия фотографий  (12 фото) 1950-го года – юбилей  (75-летие) Р.М.Глиэра:  Ел.Ф. в  Президиуме, Ел Ф. зачитывает поздравительный адрес,  Ел.Ф. с Р.Захаровым (балетмейстером),  Ел.Ф. в Президиуме рядом с Р.М.Глиэром, А.В. Неждановой и И.С.Козловским.  Фотографии 1952 г.: Ел.Ф. в  Президиуме в ЦДРИ с писателями Пабло Нерудой  (справа)  и  Назымом Хикметом (слева) – очень известными не только в СССР, но и во всём  мире.

Особое место в фото архиве Елены Фабиановны занимают фотографии юбилеев – как  самой  Ел.Ф., так и гнесинских учебных заведений.  Первый юбилей, запечатлённый на 11-ти фотографиях - 50-летие Училища (1945 г.). На этих фото – вручение правительственных наград  Гнесиным и многим преподавателям Школы и Училища (фотографии высокого качества). Следующий юбилей  - 55-летия Училища (1950 г.)  -  не такой  официальный:  в Малом зале  института  сидящие  в  президиуме Елена Фабиановна и Ольга Фабиановна  получают цветы  и поздравления от коллег и преподавателей. 80-летие Ел.Ф. в 1954-м году отмечалось уже  в Большом Зале Московской государственной консерватории – на большой фотографии Ел.Ф. запечатлена крупным планом. Надо добавить, что Елене Фабиановне было подарено два альбома в кожаном переплёте с юбилейными фотографиями: один  -  17 листов  (Елена Фабиановн, сидящая в Президиуме на сцене); второй  альбом  – 30 листов   в красивом  комбинированном  переплёте из кожи и ткани.

Самое большое количество фотографий (53) - это серия юбилея Ел.Ф. (90-летия со Дня рождения, 8 июня 1964г.). Среди  фотографий  деятелей культуры и официальных лиц, присутствовавших на этом празднике, выделяются фото, на которых  Елену Фабиановну  поздравляют А.И.Хачатурян, Т.Н.Хренников,  А.В.Свешников (тогда – ректор Московской консерватории), К.Е.Ворошилов.

Ещё одна серия фотографий (17 фото) запечатлела Юбилей  - 70-летие Школы – Училища Гнесиных (1965г.). На фотографиях среди поздравителей есть и детский хор, но особый интерес вызывает фото, на котором Елену Фабиановну  поздравляет Наталия Сац  и артисты созданного и руководимого ею Детского музыкального театра.

В 60-годы Ел.Ф. по-прежнему полна энергии – и это видно по фотографиям, запечатлены  не только торжественные  юбилейные  события, но и встречи с выдающимися людьми – как индивидуальные, так и с коллективом гнесинцев. Одна из таких встреч зафиксирована на двух фотографиях: Ел. Ф.  с К.И.Чуковским во время встречи  с писателем в гнесинской школе-десятилетке 14.05. 1962г..  Другая фотография, сделанная в кабинете Ел.Ф. в том же 1962-м году, связана  с другим важным событием: Ел.Ф. и О.Ф.Гнесины беседуют с королевой Бельгии Елизаветой (портрет королевы Елизаветы с дарственной надписью Елене Фабиановне стоит на письменном столе в кабинете Ел.Ф., а своего рода фоторепортаж о встрече королевы с коллективом ГМПИ им.Гнесиных хранится в фотофонде института).  На фотографии 1961 г. – встреча педагогов вокального факультета ГМПИ с  М.А.Олениной д’Альгейм - выдающейся камерной певицей  (меццо-сопрано),  много гастролировавшей  в разных странах, с 1918 по 1959 г. жившей во Франции.  Внизу фотографии – подпись рукой Ел.Ф.: «М.А.Оленина д”Альгейм – у нас».

Ещё одна фотография исторического значения запечатлела встречу Ел. Ф. в её кабинете  с группой  артистов  итальянского  театра  «Ла Скала»,  среди которых – мировая  оперная  примадонна  Мирелла  Френи.  Фотография датирована 1964-м годом, во время гастролей  труппы  театра  в  СССР.  Целая серия фотографий (10 снимков)  - Ел.Ф. с пианистом, лауреатом Первой премии Первого международного конкурса им. Чайковского Ваном Клиберном (и три фото отдельно Клиберна) была сделана профессиональным фотографом во время их встречи  в кабинете Ел.Ф. в 1965-м году.

В фото архиве Ел. Ф. более полусотни  фотографий  Ел.Ф. с учениками её класса, с выпускниками разных лет, с детьми-учащимися гнесинских школ. Фотографии охватывают 70-летний период её деятельности. Одна из первых – фотография 1895г., на которой Ел. Ф. со своей первой ученицей; через 10 лет (1905г.) – большое фото на паспарту - четвёртый выпуск;  фотография  выпуска  1907-го года, тоже на паспарту: Ел.Ф., Евг. Ф., О.Н.Корзлинская, Д.С.Зернов, Л.Ендовицкая  (фото очень хорошего качества);  две фотографии выпуска 1914г.,  на которых вокруг рояля сидят и стоят четыре сестры Гнесины  Елена, Евгения, Елизавета и Ольга  вместе с выпускниками.

Среди фотографий, подаренных Елене Фабиановне, есть уникальный альбом, преподнесённый 17.02.1940г. выпускниками  Гнесинского музыкального техникума – актёрами   Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко с их фотографиями (12 фото). 

Особый интерес вызывают две фотографии 1942г. -  военного времени:  одна –  Ел.Ф.  с учениками в своём кабинете; другая – Ел.Ф. у рояля с детьми и группой студентов.  Две фотографии 1956-го года  – Ел.Ф. со студентами своего класса института у рояля  в  кабинете на ул.Воровского. Здесь же в архиве – три кадра из кинохроники 50-х годов: 1. – Ел.Ф. ведёт урок со студенткой Л.Кац; 2. – Ел.Ф. в коридоре института со студентами; 3. – Ел.Ф.  в своём кабинете с педагогами и учениками Школы-семилетки. Кадры кинохроники, статьи о Ел.Ф. с её фотографиями в периодических изданиях (не только музыкальных), передачи по радио о ней и её учебных заведениях вместе с архивами Музея-квартиры  Ел.Ф. дают представление об историческом значении трудов Ел.Ф. и масштабе её личности. 

  • YouTube
bottom of page