top of page

Л. И. Дианова - педагог с материнским сердцем

В ней столько чистой доброты

И столько доброй силы,

Что даже те, кто предавал

В её глазах любимы.

Не помня зависти и зла,

Она живёт на свете.

За все поступки и дела

Теплом души в ответе.

И невозможно позабыть

Её волшебный голос,

Изящной хрупкости черты

И золотистый волос.

 

Многие годы на кафедре хорового дирижирования класс «Постановки голоса» вела Людмила Ивановна Дианова. Сейчас ей 83 года, и жизнь этого замечательного педагога уже почти шесть лет как проходит вне стен РАМ им. Гнесиных. Но память о её плодотворной деятельности живёт и по сей день в воспоминаниях выпускников и коллег, с которыми не одно десятилетие она в совместной, слаженной работе воспитывала новые и новые поколения дирижёров-хормейстеров. Людмила Ивановна обладала невероятной любовью к своим ученикам. Её бесконечно доброе отношение создавало такую непринуждённую обстановку в классе, что каждый студент ощущал бесценную поддержку в раскрытии неизведанных «глубин» своего голоса.

Наделённая тонкой музыкальностью, она сохранила голос, который даже в преклонном возрасте не терял свежести и завораживал своим вдохновенным звучанием. Уже после семидесяти лет, на одном из классных концертов Людмила Ивановна пела романс С.В.Рахманинова «Здесь хорошо». Было ощущение, что исполнительнице не больше двадцати, с такой молодой силой и энергией звучал голос со сцены, столько было в нём живого неподдельного чувства, столько красок! А как мастерски она умела передать музыкальную мысль, как умно выстраивала музыкальные фразы и учила этому своих учеников. Её никогда не интересовал голос исключительно как природное дарование. Только осмысленное интонирование, прочувствованное до глубины души, было самым важным совместным достижением учителя и ученика. Велась кропотливая работа над интонацией каждого слова. Каждая музыкальная фраза обдумывалась до мелочей, наполнялась нужным содержанием и несла тот сокровенный смысл, который рождался от сочетания музыки и литературного текста.

Поскольку Людмила Ивановна занималась с дирижёрами-хоровиками, то ей часто приходилось подготавливать к выступлению ансамблевые номера. Работая над дуэтами, трио, квартетами, она умела выстраивать тембральную ровность между поющими голосами, добиваться сглаженного, единообразного звучания. При этом каждый певец не был ущемлён, «зажат» в определённые рамки. Голосовые возможности исполнителей раскрывались в полной мере, демонстрируя единую манеру ведения звука, единое течение музыкальной ткани, единое ощущение стиля сочинения. Такие ансамблевые выступления часто проходили на площадках Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского в сопровождении органа и оставляли положительный отклик у публики и профессиональных музыкантов, присутствовавших в зале.

Людмила Ивановна до последнего своего дня работы в РАМ им. Гнесиных оставалась педагогом, который собственным примером мог показать и объяснить ученику, что от него требуется. Она подробно описывала все ощущения, оживавшие в ней во время исполнения вокальных упражнений и музыкальных сочинений. Пыталась максимально просто и понятно донести самые основные, фундаментальные вещи, без которых невозможно стать профессионалом в своей области и которые так необходимы начинающим хормейстерам в вокальной работе с хоровым коллективом. 

Помимо бесценных знаний, большого исполнительского и педагогического опыта, Людмила Ивановна Дианова обладала, пожалуй, самым значимым для человека качеством. Она искренне, самозабвенно, всем сердцем любила и любит людей: своих коллег, студентов, свою семью. И это чувство любви осеняет её милый лик, озаряет  чистоту её добрых глаз и наполняет смыслом каждый новый день её жизни. С особой материнской заботой она относилась к своим ученикам, стараясь проникнуть в самую суть молодых, «болеющих» музыкой душ.

В этой удивительно хрупкой и утончённой даме присутствует та трогательная жертвенность, которая так характерна для русской женщины. Она ничего не делает  для себя. Все её поступки  направлены исключительно на благо других людей. Безусловно, деятельность Людмилы Ивановны в стенах РАМ им. Гнесиных заслуживала самых высоких похвал. Но природная скромность этого уникального педагога была такова, что при адекватной оценке своих способностей, она никогда не заявляла о них во всеуслышание, а просто честно и самозабвенно работала, отдавая все свои силы русскому вокально-хоровому искусству.

С уходом из Академии жизнь Людмилы Ивановны Диановой изменилась, всецело погружаясь в домашние дела и заботы по поддержанию здоровья, которое с возрастом всё чаще напоминает о себе. Но интерес к творческим успехам родной кафедры не угасает и всегда остаётся одной из  главных тем в наших долгих и доверительных беседах.

  • YouTube
bottom of page