top of page

Экспозиция Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной

Прихожая

Последние годы своей жизни Елена Фабиановна занимала две комнаты – кабинет и спальню. Кроме того, в квартире имеются прихожая с двумя выходами и «парадный» вестибюль с лестницей.

Сейчас посетители попадают в музей из здания Академии имени Гнесиных.

Лестница из прихожей ведет к выходу в Хлебный переулок (раньше им пользовались для личных целей, в отличие от входа из института). На лестничных стенах можно увидеть несколько графических работ, запечатлевших, увы, навсегда утраченную Собачью площадку (на ее месте в 1963 году был проложен Новый Арбат): пастель работы О. К. Эйгеса, запечатлевшая угол Собачьей площадки и Большого Николопесковского переулка, и изображения обоих зданий, в которых работали Гнесинские учебные заведения – дома Полетаевой и дома Хомякова – работы Е.М.Одаровской (гуашь). Олег Константинович Эйгес (1905–1992) – выдающийся, необычайно одаренный композитор, пианист, автор 15 симфоний, доцент Института им. Гнесиных. Елена Маврикиевна Ванькович-Одаровская (1898–1988), была прекрасной балериной, актрисой немого кино, долгие годы преподавала ритмику и танец (в том числе, с конца 1930-х до 1970 г. – в Гнесинских учебных заведениях). Над лестницей висят фотопортреты четырех старших сестер Гнесиных: Елены, Евгении, Марии и Елизаветы.

В прихожей находятся несколько мемориальных предметов. Это – старая деревянная вешалка Гнесиных (как и многие другие вещи из дома на Собачьей площадке) с плечиками для одежды, подписанные сестрами Еленой и Ольгой. Кресло-коляска Елены Фабиановны использовалось ею в последние 12 лет жизни, когда после перелома ноги она была лишена возможности самостоятельно передвигаться, но продолжала активно работать и участвовать в жизни учебных заведений, выезжая на концерты и другие мероприятия. Над креслом висит резная полочка – очень красивое изделие дореволюционного времени.

  • YouTube
bottom of page