top of page
Олег Драгомирович
Бошнякович
(9.05.1920 – 10.06.2006)
Бошнякович.jpg

Пианист Олег Драгомирович Бошнякович – подлинный наследник "золотого века" русской фортепианной школы, уникальный представитель великой традиции во второй половине ХХ столетия. Его концерты остались в памяти многих слушателей, как события огромного значения, истинные творческие свершения. С Гнесинским Домом была связана большая часть его жизни.

Б. родился в г. Муроме Владимирской области. Мать, Сажина Лариса Николаевна, всю свою жизнь проработала в Госплане СССР экономистом. Отец, Бошнякович Драгомир Петрович, не жил в семье. В детстве под руководством своей тети А. Н. Клевцовой Б. получил первые уроки музыки.

В 1934 году был принят в ЦМШ при Московской консерватории, где учился по классу фортепиано у Т. А. Бобович до 1940 года. В 1942 году поступил в Московскую консерваторию в класс проф. К. Н. Игумнова. Окончил ее  с опозданием (в 1949) по причине заболевания и эвакуации в период Великой Отечественной войны.

Вся его дальнейшая жизнь была связана с ГМПИ-РАМ имени Гнесиных. Здесь он учился в аспирантуре у Г. Г. Нейгауза (1949-1953), начал работать концертмейстером вокального класса (1953-1954). Затем более полувека (1954-2006) Б. преподавал на кафедре специального фортепиано (с 1979 доцент, с 1992 - профессор). Он также вёл большую музыкально-просветительскую деятельность, был автором целого ряда методических пособий, а также очерков о выдающихся музыкантах прошлого.

С 1958 года в качестве артиста ВГКО (Всероссийского гастрольно-концертного объединения) Б. начал свою концертную деятельность, продолжавшуюся почти до конца жизни.  Как исполнитель он был известен во многих странах мира. Как писала американская газета "The Baltimore Sun": "Бошнякович стоит в ряду величайших пианистов последнего 50-летия". Б. отдавал предпочтение западной романтической музыке (Шопен, Шуман, Шуберт), а также русской классике (Чайковский, Рахманинов, Прокофьев), но его нельзя назвать пианистом сугубо "романтического" толка. Спектр исполняемых им сочинений был необычайно широк. Б. – музыкант универсального плана, которому в равной мере были доступны все жанры фортепианной музыки.

Исполнение Б., лирическое, камерное по характеру, отличалось искренностью, поэтичностью, тонким психологизмом, красотой звучания. Пианист мастерски владел фортепианной кантиленой, колористической педализацией. Генрих Нейгауз писал: "Бывшего моего воспитанника О. Бошняковича я ценю очень высоко, как пианиста и музыканта. Концерт из любых произведений в его исполнении оставляет радостное впечатление музыкального благозвучия, он умеет передать "звучащую ткань" произведения, – а ведь музыка есть искусство звука…"

Большое влияние на творчество Б. оказало общение с В. В. Софроницким, перед которым он неоднократно обыгрывал свои концертные программы. В его игре лирическая строгость и тонкость "игумновской" школы сочетались с романтическим психологизмом и богатством красок. Как писал М. Л. Ростропович: "Сегодня Олег Драгомирович Бошнякович – единственный старейший представитель великого русского пианизма XX века".

Б. постоянно выступал в самых главных залах Москвы – Большом и Малом залах консерватории, Концертных залах имени П. И. Чайковского и ГМПИ-РАМ имени Гнесиных, Доме ученых, и всегда залы были заполнены благодарными слушателями. Он с большим успехом выступал в различных городах страны и за рубежом.

За свою долгую творческую жизнь Б. сделал много записей. На фирме "Мелодия" были выпущены 13 долгоиграющих пластинок с произведениями Чайковского, Рахманинова, Шопена, Моцарта, Прокофьева. Полное собрание на десяти компакт-дисках "Искусство Олега Бошняковича", выпущенное фирмой "Denon" в Японии и получившее восторженную оценку критиков, относится (в списке классических музыкальных каталогов Японии) к "бестселлерам". Сравнительно недавно уже российская фирма "Vista Vera" также выпустила компакт-диск записей музыканта.

Была еще одна сторона творческой деятельности музыканта – его работа с певцами. Б. был концертмейстером А. В. Неждановой в последние годы её жизни, Н. А. Обуховой (сохранился ряд фондовых записей с ней, которые были сделаны на радио), З. А. Долухановой, творческий союз с которой также являлся важной вехой его биографии. Б. сотрудничал с Д. А. Хворостовским – они осуществили совместные  поездки в США (Нью-Йорк, Вашингтон), Великобританию (Лондон), где ими был записан компакт-диск с сочинениями Чайковского и Рахманинова, выпущенный фирмой "Philips".

Еще одна необычная грань таланта Б. – художествен­ный свист. Любовь к пению и вокальной музыке у него была еще с раннего детства, и со временем это нашло выход в таком своеобразном виде творчестве, которым музыкант владел в совершенстве, при этом сам себе аккомпанируя. По словам Г. Нейгауза, "Бошнякович превращает свист в подлинное искусство".

Б. долгое время оставался в тени: на его концерты не появ­лялись рецензии, о нем не созда­вались радио- и телепередачи, он не был удостоен никаких званий и наград. Тем приятнее было для поклонников истинно­го служителя музыки, когда ему присвоили самое высокое звание "Народный ар­тист России", которое, в сущности, юридически подтвердило давно свершившийся факт.

 

Опубликовано: Гнесинский Дом. История учебных заведений / сост. Е. П. Костина, В. В. Тропп. М., 2015. С.192-194.

 

  • YouTube
bottom of page