Выставка
Благотворительно-просветительская деятельность
музыкантов круга Гнесиных и её общественное значение
в дореволюционные годы
из фондов Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной
Основные разделы:
1. Благотворительная деятельность учеников В. И. Сафонова и других учащихся Московской консерватории
2. Благотворительно-просветительские акции молодёжной компании круга Гнесиных
3. Музыканты и благотворители – людям в трудных жизненных обстоятельствах
4. Московские музыканты – в помощь женщинам и детям
5. Просветительство и музыкальное образование
Период с 1880-х годов и до революции был ознаменован невероятной активностью музыкантов в области просвещения и благотворительности во всей России. Выставка Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной посвящена деятельности московских музыкантов круга Гнесиных на этом поприще. Здесь представлены фотографии, программы и афиши мероприятий, ноты и др., всего 42 документа, все экспонаты – из фондов музея (в случае, если не указан иной источник).
Куратор выставки и автор текста: Владимир Владимирович Тропп – сотрудник Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной в 1994-2018 гг. (директор в 1996–2017), кандидат искусствоведения. По материалам доклада на IV Белобородовских чтениях в Мемориальном музее Н. И. Белобородова (г. Тула) 27 февраля 2018 г.
Благотворительная деятельность учеников В. И. Сафонова
и других учащихся Московской консерватории
В приобщении молодых музыкантов к просветительской и благотворительной деятельности, конечно, значительнейшую роль сыграл Василий Ильич Сафонов – директор Московской консерватории с 1889 года (каждый, кто приходит в консерваторию, не должен забывать о том, что её роскошное здания появилось только благодаря усилиям Сафонова).
На снимке он со своими выпускниками в год пришествия на эту должность.
В. И. Сафонов с выпускниками. 1889 г.
(фото предоставлено Л. Л. Тумаринсоном. Опубликовано: Летопись жизни и творчества В. И. Сафонова / сост. Л. Л. Тумаринсон, Б. М. Розенфельд. М.: Белый берег, 2009)
Здесь присутствуют Д. С. Шор (сидит крайний слева), Э. К. Розенов (стоит справа), Евг. Ф. Гнесина (в будущем Савина-Гнесина, сидит слева между Д. С. Шором и В. И. Сафоновым) – ученики Сафонова, которые как раз активно включились в музыкально-общественную жизнь Москвы, участвуя во множестве акций.
Дело в том, что в 1880-е – 1890-е годы учащиеся Московской консерватории, начиная с юного возраста, были вовлечены в целую систему, связанную с благотворительной деятельностью. Суть её заключалась в том, что сборы от ежемесячных концертов, в которых участвовали студенты, шли на помощь другим – малоимущим студентам. Концерты "в пользу нуждающихся товарищей" – какое в этом было заложено замечательное воспитание!
Программа благотворительного концерта учащихся Московской консерватории. 5 февраля 1898 г.
В программе одного из таких мероприятий мы видим среди участников два известных имени: это Розина Левина (урожд. Бесси) и Александр Фёдорович Гедике, оба – выпускники класса Сафонова 1898 года. Р. Левина, жившая и работавшая впоследствии в Нью-Йорке, стала знаменитой пианисткой и педагогом (достаточно лишь упомянуть о том, что её учеником был всемирно известный пианист Ван Клиберн), а Гедике – одним из самых почитаемых профессоров Московской консерватории по классам органа, камерного ансамбля и фортепиано. Была серия и бесплатных концертов, на которых могли присутствовать все желающие. И это – прекрасное просветительское начинание!
Чрезвычайно интересна деятельность участников дружеского кружка, которые долгое время собирались в доме Гнесиных, – это, в основном, тоже ученики Сафонова, в будущем ставшие выдающимися специалистами в своей области.
Эмилий Карлович Розенов, по сути, пример человека Возрождения – учёный, архитектор, математик, музыкант, который работал в самых разных областях, изучая и различные педагогические проблемы, и проблемы архитектоники музыки и мн. др. Его деятельность колоссальна. Розенов был во многом вдохновителем этой молодёжной компании учеников консерватории как самый эрудированный из них, как источник интереснейших замыслов.
Давид Соломонович Шор – участник знаменитого когда-то "Московского трио", как и Розенов, одержимый множеством просветительских идей.
Александр Тихонович Гречанинов – знаменитый композитор, автор множества произведений в разных жанрах, в дальнейшем эмигрировавший, но сыгравший также очень большую роль в музыкально-общественной жизни.
Евгения Фабиановна Савина-Гнесина — старшая сестра в музыкальной семье Гнесиных, сооснователь училища и школы Гнесиных (в дальнейшем — имени Гнесиных). Именно она, будучи чрезвычайно интеллигентным и интересующимся человеком, привлекла в свой дом такую замечательную молодёжную компанию. В неё входили и младшие сёстры Евгении, также посвятившие свою жизнь музыкальной педагогике.
Сёстры Гнесины. Сидят (слева направо): Евгения, Елена; стоят: Ольга, Елизавета, Мария.1905 г.
Самая известная из них – Елена Гнесина – легендарная личность, целых 72 года возглавлявшая крупнейший комплекс музыкальных учебных заведений имени Гнесиных.
Активными членами этого сообщества были также Евгений Васильевич Богословский и Георгий Эдуардович Конюс.
Е. В. Богословский. Фотокопия утерянного портрета кисти А. Рашевского. 1923 г.
(фото предоставлено О. П. Бадаловым; опубликовано: Записки Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной. Вып. 3. По страницам Гнесинских чтений / сост. Л. В. Голубева, В. В. Тропп. М., 2018)
Именно Богословскому обязан своим становлением курс истории музыки в Московской консерватории и во многих других учебных заведениях Москвы, как и курс истории фортепианного искусства, который вообще впервые был введён им в учебные программы.
Конюс стал одним из крупнейших музыковедов-теоретиков, автором пособий по элементарной теории музыки, гармонии, полифонии, инструментовке, много лет был профессором консерватории.
Входил в кружок и участвовал во многих его начинаниях знаменитый композитор Василий Сергеевич Калинников, к сожалению, проживший небольшую жизнь.
Благотворительно-просветительские акции
молодёжной компании круга Гнесиных
Эта молодёжная творческая компания, которая собиралась у Гнесиных иногда просто развлечься, пошутить, придумывала и благотворительно-просветительские акции.
Следующий пример – интересное сочетание юмористической деятельности, в каком-то смысле творческого развлечения, с благотворительностью. Это событие происходило в 1890 году в Тульской губернии, в уездном городе Епифань: друзья-музыканты собрались, чтобы участвовать в спектакле в пользу бедных этого города. Спектакль включал ряд комедий. В водевиле "Андрей Степанович Бука" и "оперетке-водевиле" "Гамлет Сидорович и Офелия Кузьминична" (что-то вроде пародии-капустника) играл главные роли Илья Николаевич Протопопов – ещё один член описываемого нами кружка, в дальнейшем видный педагог, профессор Московского филармонического училища. Он считался секретарём кружка, отвечал и за "издание" рукописных журналов, создаваемых его участниками. Во время спектакля в Епифани звучали музыкальные антракты, и авторы всей музыки – это Г. Э. Конюс, А. Т. Гречанинов, А. А. Ярошевский, И. Н. Протопопов, Евг. Ф. Гнесина – то есть все те же члены дружеского кружка. Удивительное сочетание – и забавного зрелища, и общественно полезного дела.
Благотворительные акции распространились по всей России. Ниже – программа концерта в Смоленском дворянском собрании:
Здесь мы видим имя знаменитого певца своего времени Павла Акинфиевича Хохлова — первого Онегина в Большом театре.
Хохлов также был активнейшим земским деятелем, избирался в Московскую городскую думу, вёл большую просветительскую работу и в Пензенской губернии. В этом концерте участвует ещё один известный певец – Лев Михайлович Клементьев, а в качестве пианистки – Елена Гнесина.
Такие акции поддерживали и другие оперные певцы, частый их участник – знаменитый солист Большого театра, "первый тенор России" Леонид Витальевич Собинов.
В архиве Ел. Ф. Гнесиной хранятся очень интересные записки Собинова к ней, где постоянно сообщается о репертуаре Большого театра. Это связано с тем, что они регулярно вместе выступали, каждый месяц принимали участие в благотворительных концертах, и даты назначались в зависимости от возможностей Собинова – то есть его занятости в Большом театре.
В Москве проходили регулярные концерты (вероятно, каждую неделю), сборы от которых шли на поддержку студенческих землячеств. Была разработана целая система: в первую неделю был концерт в пользу нуждающихся студентов, например, Калужской губернии, во вторую – Смоленской и т. д. Интересны формы таких концертов. В фондах нашего музея представлены, в частности, программы "концерта-бала" в пользу студентов Московского технического училища (ныне МВТУ имени Баумана) и музыкально-танцевального вечера в зале Романова (теперь на этом месте Театр на Малой Бронной).
Если по окончании концерта были танцы, то можно было привлечь больше людей, чем на простой концерт, и выгоднее продать билеты. В таких вечерах участвовали многие певцы – В. А. Лосский, Л. М. Клементьев, Г. А. Бакланов, виолончелист М. Букиник, Елена и Елизавета Гнесины и др.
Ещё одна интересная программка, очень красивая, из тех, которые художественно оформлялись и складывались, как салфетки. Это – концерт, который устраивала сама Ел. Ф. Гнесина в 1907 году, в Малом зале Московской консерватории, в пользу студентов – калужан и ельчан. В нём участвовали известные музыканты и, конечно, она сама.
Музыканты и благотворители – людям
в трудных жизненных обстоятельствах
Большой вклад в благотворительную деятельность вносила Евгения Савина-Гнесина. Она создала в 1903 году в Училище Гнесиных детский хор, первый в музыкальных учебных заведениях Москвы. Он выступал не только на каких-то ученических концертах, но и на многих мероприятиях в пользу нуждающихся. Массу песен для этого хора написал Гречанинов.
Здесь мы видим программу концерта 1 ноября 1915 года в пользу детей-беженцев из песен Гречанинова и благодарность Ел. Ф. Гнесиной за участие в нём хора Училища. Таких концертов было немало и в 1915, и в 1916 годах. Организатор – "Всероссийский союз городов", который во время Первой мировой войны устраивал очень много акций в пользу нуждающихся, раненых, больных.
А это программа совершенно другого по направлению просветительско-благотворительного концерта, который состоялся в пользу детского сада для глухонемых 25 ноября 1907 года в зале Польской библиотеки. Здесь участвовали: Ольга Леонардовна Книппер-Чехова – легендарная актриса МХАТа, как бы "зашифрованная" под псевдонимом-инициалами "О. Л. К.", чета Гончаровых, а также Елизавета и Елена Гнесины. В 1997 году, ровно девяносто лет спустя, наш музей провёл концерт-реконструкцию, где была исполнена вся та же программа.
Кто такие Гончаровы?
Д. Д. Гончаров в ролях: Ленского из оперы "Евгений Онегин" П. И. Чайковского,
графа Альмавивы из оперы "Севильский цирюльник" Дж. Россини,
Фауста из оперы "Фауст" Ш. Гуно
Последний владелец имения Полотняный завод, которое когда-то принадлежало родным жены Пушкина, – это внук брата Н. Н. Гончаровой-Пушкиной, Дмитрий Дмитриевич Гончаров. На фото он в различных оперных ролях. В его имении было три театра: оперный, драматический и, что самое удивительное, театр для рабочих полотняной фабрики. И вот, Д. Гончаров выступает во всех теноровых партиях, когда ставятся оперные спектакли.
В. К. Гончарова в ролях: Татьяны из оперы "Евгений Онегин" П. И. Чайковского,
Рахили из оперы "Мадмуазель Фифи" Ц. А. Кюи,
Марфы из оперы "Царская невеста" Н. А. Римского-Корсакова
Его жена – Вера Константиновна Гончарова – также была неплохой певицей, она выросла даже не в любителя, а почти профессионала, участвовала во многих серьёзных концертных программах. Вы можете увидеть её на фотографиях в партиях Татьяны в "Онегине" и других. У Гончаровых постоянно бывали артисты из Москвы, которые выступали в этом театре.
Ещё одна фигура, уже не связанная с музыкальным миром, но это – крупный меценат-благотворитель Владимир Карлович фон Шлиппе, губернатор Тульской губернии в течение 12 лет. Он состоял в родстве с Гончаровыми: его сестра была матерью Д. Гончарова. Будучи и тульским, и екатеринославским губернатором, а в дальнейшем членом Государственного совета, живя в Москве, он много оказывал поддержки благотворительным начинаниям. Тот концерт, программу которого мы восстанавливали, был дан для сбора средств в пользу замечательного учреждения – детского сада для глухонемых. Родственники Шлиппе и Гончаровых – дочь другой сестры В. К. Шлиппе, Н. А. Рау и её муж Ф. А. Рау, были крупнейшими учеными-врачами, работавшими с глухонемыми и создавшими для них целый ряд учреждений. И вот, в пользу организованного ими детского сада и был дан этот концерт. Именно Шлиппе предоставил принадлежавший ему дом при основании Училища Гнесиных в Москве в 1895 году.
А. П. Каверин и его жена Е. В. Каверина. 1903 г.
Ещё один замечательный меценат – Александр Павлович Каверин, который также финансировал много благотворительных начинаний, поддерживал художников, в частности, П. Д. Корина, создал больницу в Москве (ныне МОНИКИ), оказывал помощь сёстрам Гнесиным и мн. др.
Московские музыканты – в помощь женщинам и детям
Московскими музыкантами было дано особенно много концертов в пользу женских организаций.
Вот программа концерта Московской симфонической капеллы, в котором исполняется Реквием Моцарта в зале Синодального училища. Московская симфоническая капелла, которой руководил В. А. Булычёв, открыла московским слушателям массу неизвестных им произведений старинной музыки. Её концерты, наряду с концертами Народной консерватории (о ней речь далее), были своего рода "народным университетом". Данный концерт давался в пользу Общества вспомоществования учащимся женщинам. Интересно, что задачей являлось не только просвещение людей в целом, но и забота о том, чтобы они – в данном случае женщины – могли учиться.
В Московском женском клубе был устроен литературно-музыкально-вокальный вечер в пользу "Трудового братства" – с целью дать женщинам возможность получать образование.
Особенно умиляет, как сформулирована миссия ещё одного концерта: "в пользу детского очага для детей учащихся и трудящихся интеллигентных женщин Общества улучщения участи женщины и Народного детского сада М. Н. Матвеевой". То есть содержался детский сад, чтобы женщины могли когда-то ходить учиться, просвещаться – именно на это направлялись усилия. Программа этого концерта состояла из детских песен А. Т. Гречанинова.
Огромную просветительскую миссию долгое время выполняли концерты "Московского трио".
Коллектив колесил по всей России, его участники – пианист Давид Шор, скрипач Давид Крейн и виолончелист Рудольф Эрлих были блестящими музыкантами. Их деятельность продолжалась в течение многих лет: она закончилась уже после революции, в 1924 году. Шор читал лекции, часто и для рабочих, так как был связан и с марксисткими кружками.
Трио дало много концертов просветительско-благотворительного плана. В предлагаемой программе Экстренного Музыкального утра по поводу десятилетия существования исторических камерных утр в Большом зале Московской консерватории 3 ноября 1902 г. перечислены концерты, сыгранные в 1893-1902 гг., а также запланированные на сезон 1902-1903.
А это – акция (с участие Трио Шора) как бы "местного значения": концерт в пользу фонда "Детская радость и детские нужды". Когда в 1918 году умерла Мария Фабиановна Гнесина, средняя сестра, педагог по фортепиано Училища Гнесиных, друзья учредили такой фонд и надеялись, что он будет собирать средства в пользу детей с помощью просветительских концертов. К сожалению, послереволюционные события помешали развитию этой идеи.
Просветительство и музыкальное образование
Крупнейшим просветителем был Сергей Иванович Танеев. Вместе со своими сподвижниками он стал инициатором создания Народной консерватории, которая объединила, с одной стороны, деятельность просветительско-благотворительную, а с другой – учебно-просветительскую. С 1906 года в Москве работает целых шесть учебных заведений в системе "Общества народных университетов", возглавляемого Народным университетом А. Л. Шанявского. В Народной консерватории – отделении этого общества – каждый желающий мог бесплатно ходить на концерты, петь в хоре, всего за рубль в месяц получать уроки по фортепиано или пению. Во главе этого учреждения стоял Танеев. Его активнейшие участники – Юлий Дмитриевич Энгель, крупнейший музыкальный критик, Болеслав Леопольдович Яворский, Розенов, Конюс и другие музыканты, о которых речь шла выше.
Многие мероприятия Народной консерватории проходили в Политехническом музее. Одно из них, запечатленное в афише, – лекция Энгеля о Бахе, в которой в качестве иллюстраторов (исполнителей) принимают участие Елена Гнесина, известный скрипач Александр Могилевский и многие певцы.
Ю.Д.Энгель
В рамках Народной консерватории проходили также Детские утра из произведений Гречанинова. Вот программа одного из них с участием женского хора Училища Гнесиных под управлением Ел. Ф. Гнесиной.
Следующая просветительская организация, возможно, не всем известна: это общество "Музыкально-теоретическая библиотека". Его председатель Вячеслав Александрович Булычёв, а также все перечисленные участники дружеского кружка музыкантов, которые собирались в доме Гнесиных, выступили инициаторами создания такой библиотеки. С 1909 по 1916 год она активно действовала и превратилась в крупный просветительский центр – там постоянно происходили лекции, концерты. Надо сказать, что богатейший библиотечный фонд, собранный здесь, к счастью, уцелевший, был передан в библиотеку Московской консерватории и сегодня составляет её очень ценную часть.
На фотографии руководителей "Музыкально-теоретической библиотеки" сидят Розенов, Булычёв и Богословский.
В 1916 году "Музыкально-теоретическая библиотека" выпустила ноты в память жертв Первой мировой войны, которые интересны тем, что практически все живые или недавно умершие на тот момент композиторы были представлены в этом сборнике хотя бы одним сочинением.
Последнее, о чём хотелось рассказать – о том, что с просветительством были связаны как традиционные, профессиональные, так и непривычные формы музыкального образования.
Интересен пример "Бетховенской студии" под руководством Д. С. Шора – в каком-то смысле уникального, своеобразнейшего по своей программе учебного заведения. Оно просуществовала недолго – с 1912 по 1917 год – и более как просветительское, нежели учебное заведение, хотя туда поступали именно учиться. Система была такова, что все возможные предметы проходились (по полгода) вокруг одного композитора. Например, в течение полугода – Бах: это и история музыки времён Баха, и изучение его произведений, и пение их в хоре, и разучивание на инструменте, и концерты Шора и других музыкантов из произведений Баха, и история искусств этого времени и т. д. И вот по таким полугодиям проходили курсы всех предметов "вокруг композитора". И только Бетховен присутствовал там всегда – можно говорить о "бетховеноцентризме" Бетховенской студии.
Вот такие интереснейшие начинания были связаны с устремлениями, столь горячими и активными, круга московских музыкантов.