01.12.2018 "Встречались" с Гайдном
Кажется, мы и сами не ожидали, что Папаша Гайдн окажется таким непредсказуемым и изобретательным. Что ни новое произведение - то поворот фантазии, новая придумка. Многое из того, что было достойно внимания, просто не вместилось в рамки почти двухчасовой встречи.
Первым музыкальным номером стал Концерт для виолончели с оркестром ре мажор, который сыграли Николай Егоров (виолончель) и Андрей Гапонов (фортепианное переложение партии оркестра)
Этот концерт Гайдн написал в самом начале своей службы у князей Эстергази. Он, единственным из венских классиков, всю жизнь провел на постоянной службе, в "подчинении", но извлек из этого максимум выгоды для себя и всей мировой культуры.
Как понять симфонию, не зная по каким принципам она существует?
Обобщая опыт предыдущих лекций, мы разбирались в формах: рондо, вариаций и, наконец, в сонатной, где главную и побочную тему представили в виде принца и принцессы, которые в экспозиции живут в разных замках, а в репризе - съезжаются в один общий (то есть в общую тональность).
По утверждению некоторых исполнителей, фортепианные сонаты Гайдн писал как бы для "себя", потому что демонстрировать их в большом парадном зале княжеского дворца. И они, конечно, не такие , как симфонии. Сонаты Гайдна играли: Саша Логоткин, ученик ДМШ им. Алябьева - первую часть из Сонаты ре мажор...
...и Андрей Гапонов, директор Мемориального музея-квартиры Ел.Ф. Гнесиной - первую часть из сонаты Ми минор.
Потом мы знакомились с разными симфониями. Смотрели видеозапись "Прощальной", с юмором исполненной оркестром под управлением Даниэля Баренбойма, нашли "куриные" черты в симфонии № 82, а также узнали, почему 83-я симфония называется "Медведь".
Еще дружно устраивали "Сюрприз" для любителей поспать на концерте. За неимением литавр - звучание двух роялей (Андрей Гапонов и Нора Потемкина) дополняли шумовыми инструментами. А потом еще оркестровали по Гайдновскому подобию симфонию - № 100 - при помощи барабанов, треугольников и тарелки превращая ее в "Военную".
А здесь мы поем гимн Германии, в котором на протяжении уже нескольких столетий звучит с музыка Йозефа Гайдна.
В финале мы сочиняли Менуэт. Гайдн, как и Моцарт, придумал такую музыкальную игру, где при помощи двух кубиков и специальных числовых таблиц каждый может составить такт за тактом свой собственный, неповторимый старинный танец.